Кузьмина А.Е. Социология, 1413Б1СО1
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫИ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫМИРА
Научная картина мира − целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. Это – научная точка зрения, подкрепленная фактами, доказанными в порядке эксперимента. Основная задача – обоснование теорий, их связь с окружающим миром, соединение абстракции (теория) с наглядными формами.
В зависимости от оснований деления различают:
1. Общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности (о природе, обществе и самом познании). Общенаучная картина мира формируется 2 способами: 1-экстраполяция лидирующей частно-научной картины мира на прочие науки; 2-комбинирование из ряда лидирующих частных картин единой.
2. Естественнонаучную картину мира. В зависимости от предмета познания − она может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п.
Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из важных питательных источников его формирования.
Требования к картине мира:
1. Отображать наиболее общие свойства и закономерности природы;
2. Допускать дополнения, исправления и уточнения в связи с появлением новых научных представлений;
3. Постоянно проверяться, и соотноситься с изменениями окружающего мира.
Каждая картина мира строится на основе определенных научных теорий и по мере развития практики и познания одни картины мира сменяются другими (млжно, как пример, вспомнить П. Сорокина и его «спиральную» или «маятниковую» концепцию).
|
Сначала люди задумывались об устройстве окружающего их мира, эти представления имели форму мифов и передавались от одного поколения к другому. Им на смену приходят представления, основанные на наблюдениях реальных явлений и процессов природы. Так возникла стихийно-эмпирическая картина мира, которая носила личностный характер, и была связана с жизненным опытом конкретного индивида. С появлением экспериментального естествознания новые взгляды на окружающий мир стали основываться на результатах точных экспериментов и поэтому стали рассматриваться в качестве естественнонаучной картины мира.
Функции научной картины мира:
1. Научная картина мира устанавливает связь между научным знанием и тем реальным миром. Нормативная − задает систему принципов освоения универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования.
2. Научная картина мира систематизирует научные знания. Что предполагает поиск таких общих понятий и принципов, которые помогают понять роль конкретных закономерностей в общей системе научного знания.
3. Научная картина мира как исследовательская программа. Так, возникновение более общей картины мира, например естествознания, предполагает анализ различных дисциплин, изучающих природу. Еще более обширный и глубокий анализ приводит к формированию общей научной картины мира, то есть научные картины мира различного уровня глубины можно рассматривать как результат осуществления соответствующей исследовательской программы.
|
Свойства современной научной картины мира:
1. Объективность – направлена на изучение сущности самой вещи;
2. Строгость, достоверность, обоснованность, доказательность;
3. Динамичность – постоянное стремление к развитию;
4. Закономерность – представляет мир как совокупность причинно-обусловленных событий.
Революции в разных науках, внося изменения в конкретные науки, порождают флуктуации картины мира, приводят к пересмотру ранее сложившихся в науке представлений. При этом новые картины сначала выдвигаются в форме гипотез. Картина мира в такой форме проходит этап обоснования и сосуществует рядом с традиционной картиной мира. Для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных моделей и гипотез для адаптации к аномалиям. Затем утверждается новая картина, благодаря тому, что ее принципы, проверенные в опыте, становятся базой для новых фундаментальных теорий.
Представления о мире, которые вводятся в картинах, всегда испытывают воздействие со стороны самых разных элементов общественной жизни.
Эволюция научной картины мира
1. Классическая. Строится по принципу механики, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. Объяснительный эталон - причинно-следственная зависимость. Прошлое определяет настоящее, настоящее – будущее. Все состояния мира могли быть предсказаны.
2. Неклассическая. С ней связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности (связана с разработкой квантовой теории, термодинамики).
3. Постнеклассическая картина мира. Утверждается парадигма целостности – где биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целостность. Основные черты науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы самоорганизации, протекающие в системах. Синергетика изучает открытые, то есть, обменивающиеся с внешним миром веществом, энергией и информацией, системы. В синергетической картине мира царит становление, обремененное многовариантностью и необратимостью.