Цель работы
Знакомство с методами обработки данных, организованных в списки, сортировкой, редактированием, просмотром, поиском и извлечением данных по различным критериям.
Подготовка к работе
По указанной литературе изучить приёмы работы со списками, сортировка списка по строкам, столбцам, обработка списка с помощью формы, изменение структуры таблицы.
Контрольные вопросы
1. Дать понятие списков связанных данных (ССД).
2. Дать понятие записи.
3. Дать понятия поля.
4. Добавление данных к существующему списку.
5. Сортировка списка по строкам.
6. Сортировка списка по столбцам.
7. Сортировка данных по заданному условию.
8. Обработка списков с помощью формы.
Задание на выполнение и методические указания
I. Сортировка списка по строкам
1. Ввести таблицу, приведенную на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1.
2.Пользуясь командами " Данные"-"Сортировка" и "Данные"-"Итоги ", проделайте задание 3 и 4.
3.Укажите, сколько уровней сортировки нужно использовать, название полей, по которым производится сортировка, и направление сортировки по каждому уровню.
4.Предварительно скопируйте исходную таблицу на отдельные листы или используйте режим групповой работы с листами (результат выполнения каждого пункта должен располагаться на отдельном листе или ниже в этом же листе).
- Есть ли в фирме женщины-секретари?
- Сколько сотрудников с фамилией Иванов работают в фирме и кто из них самый молодой? (Предварительно добавьте столбец Возраст).
- Каков средний возраст мужчин и женщин, работающих в фирме?
- Сколько в фирме менеджеров, инженеров, водителей и представителей других должностей?
В пунктах 3 и 4 после сортировки выполнить расчеты с помощью меню "Данные-Итоги".
II. Сортировка списка по столбцам
1.Ввести таблицу, представленную на рисунке 2.1, на чистый лист книги.
Рисунок 2.1
2.Отсортировать ее так, чтобы предметы (названия полей) располагались в алфавитном порядке. Скопировать ее с транспонированием на свободный лист (использовать меню Специальная вставка).
3.Добавить в конец таблицы строку "Средний балл" и заполнить её, используя функцию СРЗНАЧ.
4.Выполнить сортировки по столбцам. Перед каждой сортировкой копировать таблицу на новый лист.
- Переставить столбцы так, чтобы фамилии студентов расположились в обратном алфавитном порядке.
- Переставить столбцы так, чтобы в первых колонках были худшие учащиеся (с минимальным средним баллом).
- Переставить столбцы так, чтобы в первых колонках были учащиеся, хорошо успевающие по математике, но с провалами по физкультуре.
- Переставить столбцы так, чтобы фамилии студентов расположились в алфавитном порядке, снова транспонируйте таблицу и поместите ее на Листе 1, начиная с клетки A10.
III. Обработка списков с помощью формы
1.Активизировать лист с исходной таблицей (рисунок 1.1) и убедиться, что первая строка содержит заголовки полей.
2. Используя окно "Форма", просмотреть значения в списке.
Принять на работу одного инженера и уволить одного водителя.
Сотруднице Абрамовой поменять фамилию на Иванова.
3. Изменить структуру таблицы.
- Ввести дополнительное поле "Оклад" после поля "Пол" и заполнить его осмысленными значениями. Заполнение производить в окне "Форма" после поиска записей с заданными должностями. При задании критерия поиска использовать минимальное количество букв и символы шаблона?, *.
- После поля "Оклад" добавить еще три поля: "Надбавки", "Налоги", "К выплате".
- Установить надбавки в размере 1000 руб. женщинам старше 50 лет и мужчинам старше 60. Директору и референту - 2000 руб. Поиск соответствующих лиц выполнять через форму.
- В обычном режиме редактирования заполнить поле "Налог" - 5% от суммы оклада и надбавки, если она не превышает 1 тыс. руб., и 10%, если свыше. При заполнении поля записать формулу с использованием функции ЕСЛИ.
- Записать формулу и заполнить поле "К выплате" ("Оклад" + "Надбавки" - "Налоги").
4. В окне "Форма" выполнить поиск сотрудников по следующим критериям:
- Женщин с низким окладом (меньше 4000 руб.);
- Мужчин, получающих больше 1 тыс. руб. и моложе 30 лет;
- Женщин, имеющих надбавки и проживающих в Центральном районе - номера телефонов начинаются на 310... до 315
Предъявить результаты преподавателю.