И НАПОСЛЕДОК - ВОПРОС ЭКЗОТИЧЕСКИЙ J




Поговорим о гитаре

Про гитару задают много вопросов. Но просто выложить их списком - не так интересно, и мы решили облечь их в форму воображаемого интервью с руководителем нашего гитарного клуба Борисом Николаевичем Лазеевым.

 

- Борис Николаевич, последнее время общественность сильно интересуется гитарой и, в том числе, Вашим клубом. Мы подготовили наиболее актуальные вопросы, и начнём, пожалуй, со «вступительных» - от тех, кто хотел бы вступить в клуб «Объединение «Гитара».

Б.Л.: Замечательно, что люди интересуются. Постараюсь ответить на все вопросы.

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ

- «Быстрый курс» - звучит очень заманчиво, и кажется, что можно освоить гитару за весьма короткое время. А реально, на какие сроки рассчитан курс?

Б.Л.: «Быстрый курс» так назван потому, что мы, кроме практики, ещё осваиваем нужные гитаристу теоретические знания, и это происходит быстрее, чем в музыкальной школе. Но это не совсем курс. Начальная группа - месяца два, а затем, когда начинаем работать с песнями - этим можно заниматься сколь угодно долго, мы двигаемся от простого к сложному, а предела возможностям и совершенству, в общем-то, нет. J

- Обязательны ли для занятий в клубе, некий начальный уровень владения гитарой, или музыкальные знания?

Б.Л.: Нет, не обязательны, можно с полного нуля. Ведь на то и клуб - уровень, знания, всё появится. Но если некий уровень или знания уже есть, это отлично, многое будет легче, проще, быстрее.

- А гитара нужна своя, или в клубе выдадут?

Б.Л.: Гитара стоит 8-10 тысяч рублей, так что с «выдадут» сложно... J Нет, конечно, должна быть своя, ведь есть домашние задания, и будет нужно играть, тренироваться дома.

- А если не получается ходить в клуб дважды в неделю, то один раз можно?

Б.Л.: Можно. Но вы будете идти вперёд медленнее тех, кто ходит дважды в неделю, Ес-ли вы это принимаете - то и хорошо. В конце концов, главное - это то, что вы сделаете дома, с заданиями. А это, по возможности, один час каждый день.

- А если у меня нет музыкального слуха?

Б.Л.: Про «нет слуха» - это миф. Слуха нет только у глухих, да и то опровергает Бетховен. За отсутствие музыкального слуха принимают неумение правильно спеть ту или иную ноту. Но это не слух - это неразработанные голосовые связки, а они тренируются специальными упражнениями. Я за пару секунд могу доказать человеку, что у него есть музыкальный слух. Он есть у всех, мало того, он тоже тренируется, как физическая сила. Да, как и сила, слух у разных людей разный, но мы его улучшим. Поэтому и думать забудьте про «нет слуха». Думая так, вы приказываете себе ничего не суметь, а вам это надо? Нет. J

- А вдруг у меня плохо со способностями?

Б.Л.: Это мыслишка того же толка, что и про «слух». Даже думать её забудьте. Вы пришли заниматься? Вот и занимайтесь, всерьёз. Посещайте все занятия, вовремя и как следует делайте задания, решайте встающие перед вами задачи. И всё у вас будет.

- Да, но я не умею петь… Раньше не пел толком никогда.

Б.Л.: У нас, внимание, песенно -аккомпанементная программа. J А если вы раньше не пели, то у нас научитесь. Я могу поставить пение с полного нуля, когда люди сначала ни одной ноты правильно спеть не могли. А теперь могут, ибо это умение тоже тренируется. Пра-вда, вот это - процесс не быстрый, примите это как данность, наберитесь терпения и работайте над своим голосом. И всё будет.

- Будем ли мы играть боем?

Б.Л.: Ну, вне клуба вам это никто не запретит, J но в клубе - нет, принципиально. Боем - это вообще не игра на гитаре, это может любой гопник из подворотни. И начинающему гитаристу это «заклинивает» руки так, что он потом ничего, кроме боя, на гитаре сделать не может. А струны быстро рвутся, так как при бое, металлические порожки работают как напи-льник. Ещё, многие думают, что играть (а точнее, бацать) боем - это круто, потому что громко и остро-ритмично. Поверьте, подушечками пальцев и ногтями можно всё то же самое, но при этом не уродуются ни гитара, ни руки.

- А аккордами играть будем?

Б.Л.: Будем, обязательно. И всё необходимое по системе аккордов, и как сделать аккомпанемент, и теория, и практика, всё это у нас есть. После этого, услышав песню, вы сможете запомнить её и записать нотами (как вариант - «снять» с аудио- или видеозаписи), определить тональность, вычислить конкретные сопровождающие мелодию аккорды с вариантами, разобраться в ритме, и как итог - всё это сыграть и спеть. Но и аккордами мы играем не боем, «наш» аккомпанемент приближен к классической гитаре, там и мелодия в аккорды вплетается, и самих аккордов далеко не «знаменитых три», и гитара поёт.

- А как скоро я смогу хорошо играть песни, и до какого уровня можно дойти в клубе?

Б.Л.: До моего точно, вот выше – уже будет всецело зависеть от вас. J Честно - сложно сказать, это сильно зависит от того, насколько вы будете уделять время занятиям в клубе, и как хорошо будете прорабатывать задания И, сколько Вам будет необходимо времени, чтобы суметь пройти каждый шаг - столько мы его «шагать» и будем, иначе вы просто не «шагнёте» следующий. Что поделаешь - гитара, как и любое умение, требует труда. А большое умение – большого труда.

- Как лучше «построить» тренировки дома?

Б.Л.: Лучший вариант - уделять гитаре один час каждый день. Разбиваете этот час по 20 минут - 16-17 минут играете, 3-4 минуты отдых, и снова. Причём, отдых такой - гитару положите, сами сядьте или даже лягте на диван. Надо, чтобы расслабились спина, шея и плечи, которые у начинающего гитариста сильно устают.

 

МАГАЗИННЫЕ

- Я уже почти решил прийти в клуб! J Но вот гитара у меня простецкая, не крутая, подойдёт ли она для занятий?

Б.Л.: Конечно, с хорошей гитарой всё намного легче. Но вообще, подойдёт любая, лишь бы её было возможно настроить. С простой гитарой есть такой момент: с ней труднее доби-ться, чтобы она запела в руках, но если это удалось, то более хороший инструмент запоёт тем более. Ну, и бывает, что сначала лучше позаниматься на простецкой, а как втянетесь и уже захотите большего - тогда можно купить и более качественную гитару.

- А как выбрать хорошую гитару в магазине?

Б.Л.: Лучший совет - доверить выбор специалисту, например, мне. Дело в том, что хоро-ших гитар в любом магазине одна на дюжину, редко больше. Я проверяю все гитары, какие есть в продаже, играю на каждой, и выбираю лучшую из всех. Если Вы будете покупать гитару в магазине «Ля-Минор» на ул. Полевой - там специалист есть, это хозяин магазина Михаил Юрьевич Тимонин. Он гитарист и педагог, сам лично выбирает гитары, и тоже выберет лучшую.

По цене - берите в ценовом диапазоне 8-10 тысяч рублей. Гитары дешевле 8 тысяч - обычно хуже, дороже 10 тысяч - почти всегда не лучше. А убергитару за тысячу баксов вам не надо, вы же не собираетесь стать профи. Купите сразу и чехол, он стоит 1000 рублей или немного дороже - хороший полужёсткий чехол, утеплённый, защищающий от влаги, снега и холода, на молнии, с карманом для нот. Ну, и в любом случае не берите гитару с механическими повреждениями. Если есть видимые трещины где угодно, болтающиеся или погнутые колки, искривлённый гриф, «вдавленный» корпус, вылезшие наружу порожки - брать нельзя, это брак.

- Гитары какой марки и страны производства лучше, а какие хуже?

Б.Л.: Гитары любой страны, марки, модели, внешнего вида, цены и т.д., могут оказаться и хорошими, и плохими. В конце концов, они могут быть с дефектами, полученными при перевозке из страны производства в Новосибирск. Любую гитару надо проверять, брать и играть, значение имеет только их звучание.

Сейчас многие думают, что чем гитара дороже, тем она качественнее. Нет. Нет. И ещё раз нет. Эту «светлую» мысль людям внушают менеджеры, задача которых - продать Вам как можно более дорогой товар, ибо от суммы проданного ими зависит их личный доход. Они просто делают свой бизнес на нашей доверчивости и некомпетентности. Также, не надейтесь, что правду о гитаре вам скажут продавцы в музыкальном отделе универмага - чаще всего, они ничего не понимают в гитарах, которыми торгуют. Михаил Юрьевич Тимонин, о котором я говорил - редчайшее исключение.

- А какие струны лучше, нейлоновые или металлические?

Б.Л.: Если вы только начинаете осваивать гитару - лучше нейлоновые. На «металле» учиться тяжелее - струны тоньше, сильнее врезаются в подушечки пальцев, и поющий звук на них получить труднее. Так что, если вы гитару только покупаете - «нейлон» лучше! А как станут пальцы лёгкими и сильными, тогда смело можно и на металл переходить. А можно и не переходить. Однако и «металл» бывает очень хорошим, и если гитара у вас уже есть, то для начала поработаем на тех струнах, какие есть. Позднее, если захотите, поменять их на «нейлон» всегда можно.

 

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ

- Где и как хранить гитару дома?

Б.Л.: Гитара может покоробиться и пойти трещинами от резких перепадов влажности и температуры. От животных и маленьких детей тоже лучше поберечь. Лучше всего вешать гитару на стену как можно дальше от окон, балконной двери и батарей отопления. Вешайте вертикально, шнурок с петелькой привяжите за шейку гитары (место между грифом и головкой), продев его вдоль нулевого порожка под струнами.

- Можно ли ставить гитару, прислонив к стене?

Б.Л.: Вот это - ни в коем случае! Ставьте либо в угол, колками наружу, либо, если стави-те «плашмя» - опирайте не на твёрдую гладкую стену, а на мягкую спинку дивана или кресла, чтобы было сильное трение на большой площади. У гитары, прислонённой просто к стене или краю стола, всего две точки опоры, и хватит малейшего толчка или сотрясения, да просто не точно вертикального положения гитары - чтобы она заскользила, упала и ударилась. И вы можете остаться без гитары, так как у неё может легко отломиться гриф. Ну, и колки можно повредить.

- Как носить гитару на улице?

Б.Л.: Носить лучше всего за ручку чехла, держа гитару вертикально и обнимая её рукой, держащей ручку - так, чтобы гитара была защищена со всех сторон вашим корпусом и рукой. Тогда, если вы споткнётесь, поскользнётесь или начнёте падать - вы выбрасываете руку с гитарой вверх, и даже если упадёте сами, гитара не ударится. Но это надо натренировать - с чехлом, положив в него что-нибудь твёрдое или другую гитару, настолько плохую, что уже не жалко. J При должной тренировке ваше тело сработает само, вы и подумать не успеете, а рука уже подняла гитару кверху и спасла её от удара.

Носить гитару за ручку чехла горизонтально - можно, но осторожно. Если вы споткнётесь, гриф резко «нырнёт» вниз и может удариться о землю. А колки - очень хрупкая механика!

У нынешних чехлов есть ещё лямки для ношения за спиной. Но так носить лично я не советую - вы будете плохо контролировать, ударится ли гитара о верх дверного проёма при входе в дом или транспорт - а такие удары будут повреждать гриф и колки. Зимой же носить гитару за спиной вообще опасно - если вы поскользнётесь и упадёте на спину (на гитару!), то ударите её о землю всей тяжестью своего тела, а сами можете удариться о неё спиной и головой. Если же упадёте на бок, тоже ударите гитару изо всех сил.

- А как быть, если в день занятия - сильный ливень или мороз?

Б.Л.: Героев мы ценим!.. J Вообще, чехол несколько защищает от дождя, и надёжно - от снега и мороза до -25°С, а если недолго, то и от большего холода. Важно! Придя с мороза, не садитесь играть на гитаре сразу. Её деревянные тонкие лакированные поверхности сначала надо прогреть, иначе на гитаре может пойти трещинами лак, который с мороза делается твёрже и хрупче, и не успевает эластично реагировать на колебания струн и дерева. Согревать нужно только руками, греть от батареи отопления и прочих нагревателей нельзя.

 

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ

- Можно ли настраивать гитару с помощью тюнера?

Б.Л.: Можно, но помните, что это «костыль». Настраивая тюнером, сами вы научаетесь не настраивать, а только отличать красный огонёк от зелёного, то есть проверяете, что не дальтоник. J Но, во-первых, вот окажетесь без тюнера - что делать будете? А во-вторых, тюнеры умеют «врать» - бывает, они показывают, что всё настроено точно, а между тем прямо «невооружённым ухом» слышно, что нет. Поэтому - тюнер тюнером, благами цивилизации можно пользоваться, но учитесь настраивать и собственным слухом. Кстати, он при этом тренируется и становится лучше.

- Дома у меня получается лучше, а на занятиях делаю ошибки...

Б.Л.: Это нормально. Дома «родные стены помогают». Штука в том, что дома вы чувствуете себя спокойнее и увереннее, а это и нужно при игре на гитаре. И поэтому дома получается лучше. А в клубе многих одолевает неуверенность, потому что они «на уроке». Это ничего, спокойная уверенность постепенно приходит и на занятиях. J

-. У меня пальцы при игре на гитаре прямо каменеют, сумею ли я с такими руками научиться хорошо играть?

Б.Л.: С такими - точно нет, вы в этом уже убедились J. Но научиться - да, и после этого сможете хорошо играть, потому что руки станут уже другими. На то и клуб, чтобы ваши руки смогли то, чего не могли раньше.

- Я пришёл на занятие, а пальцы с мороза не слушаются, как быть?

Б.Л.: Да, прямо с мороза пальцы двигаются скованно. Разогрейте их, но не на батарее - станут «ватными» и ещё более непослушными. Просто разотрите, пока не почувствуете, что они отогрелись и слушаются.

- Очень трудно держать гитару, она скользит по джинсам...

Б.Л.: Да, это реальная проблема, джинсовая ткань для покрывающего гитару лака - это очень скользкая поверхность. Гитара по джинсам буквально «плывёт», и удержать её правильно бывает трудно. Это тот случай, когда успех гитариста зависит от его штанов! J

Что можно сделать? Можно быть не в джинсах, а в брюках из любой другой ткани. Или подберите высоту подставки так, чтобы бедро левой ноги было направлено немного вверх - тогда гитара будет держаться надёжнее. Ещё можно привязать ленточку за пуговку и за шейку грифа, и отрегулировать длину ленточки так, чтобы она была внатяг - тогда она будет держать гитару и не давать ей уплыть. Но это, если у гитары есть пуговка. Ну, и ещё можно подстелить на левую ногу кусочек кожи, а уже на него класть гитару.

- А почему Вы мне говорите «Сядьте прямо», я же прямо сижу?

Б.Л.: Такой вопрос чаще задают девушки. J Поверьте - если я так сказал, значит, вы си-дите не прямо. Сейчас почти у всех поначалу так называемая «компьютерная» посадка - тело сильно наклонено вперёд, как будто вы напряжённо смотрите в монитор. При этом тело и голова держатся мышцами спины и шеи, и они напряжены и устают. А грудью вы опираетесь о гитару и стесняете себе там всё, чем дышать и петь. Центр тяжести сильно подан вперёд и утяжеляет руки…

Ещё бывает, что человек сидит с согнутой спиной, но ему кажется, что прямо. А девушки часто сильно подают вперёд поясницу, тогда мышцы спины быстро устают и могут даже заболеть. Мужчины поясницу вперёд не подают, у них она не такая гибкая.

А за гитарой нужно сидеть вертикально прямо, как будто вы танцуете вальс. Поясницу держите вровень со всей спиной, а садитесь так, чтобы при прямой спине и шее (наклонена только голова) вам было видно все струны по отдельности. Для этого гитару держат наклонённой на себя, причём не вы опираетесь о гитару, а она о вас. Тогда тело и голова будут держаться позвоночником, а центр тяжести будет там, где нужно. Ощущение в теле должно быть таким, что «чуть-чуть, и взлетите». Мышцы будут расслабленными, а руки лёгкими.

 

РЕМОНТНЫЕ

- А какие песни можно играть без первой струны (она порвалась)?

Б.Л.: Любые песни можно. J Будет немного непривычно, но не более того. Однако, лучше поставить новую струну.

- А надо менять только порванную струну, или весь набор?

Б.Л.: Струны в наборе подогнаны по натяжению и тембру (окраске звучания), поэтому профи-гитаристы советуют менять весь набор. Но для них это важно, там от качества звука зависят рейтинги и доходы. А в принципе, можно заменить только порванную струну.

В магазине спрашиваете: «Мне нужна струна для классической гитары, нейлоновая, 2-я струна Си», или «металлическая, 1-я струна Ми» (у электрогитар струны другие, и там надо сказать «Мне нужна струна для электрогитары...»). Главное, если старые струны нейлоновые, то и новая должна быть нейлоновая, с «металлом» то же самое. Если покупаете басовую струну (с оплёткой), то надо, чтобы оплётка была хотя бы похожа на старую, а лучше такая же, ибо она бывает разная, и от этого сильно зависит звучание.

Но, правда, всегда есть риск не угадать с натяжением и тембром струны, и она будет на фоне остальных звучать чуждо. Но тут уж ничего не попишешь, этого предугадать никак невозможно, и отдельная новая струна - это всегда немного «кот в мешке». Именно поэтому профи и меняют весь набор. Тогда говорите: «Мне нужен набор струн для классической ше-стиструнной гитары, нейлоновые» (или металлические, смотря какие хотите).

- А если гитара сломалась, где и как её починить?

Б.Л.: Если уже именно сломалась - чинить должен мастер, сами вы как надо не почините, разве только вы тоже такой мастер. Что до нашего клуба, у меня есть телефон и все про-чие координаты отличного мастера. Он, например, так заклеивает трещины, даже огромные, что потом вообще не найти, где эти трещины были.

 

ГЛАВНЫЕ

- Мой сын ходит на Ваши занятия, а прогресса как-то всё нет...

Б.Л.: Прогресс не бывает по мановению волшебной палочки, или только оттого, что человек «ходит», это итог большого труда. А просто «ходить» - без толку, если не выполняешь с большим собственным желанием мои задания. Возможно, начать эти занятия было не его, а вашим желанием. Или всё-таки его, но как только стало ясно, что это труд, желание стало быстро пропадать. Так бывает. А вам по какой-то причине прямо сказать не хочет - например, вы гитару за 10 тысяч купили, и как после этого заявить, что хочешь бросить. J Заинтересуйтесь сильнее, играет ли ваш сын дома, часто ли и как играет - или только делает вид при вас и для вас.

Кто всё делает как следует, у того прогресс слышен невооружённым ухом. И, кстати, виден невооружённым глазом - в правильной посадке и постановке рук, даже начинающий гитарист очень красив, как танцор.

- Как Вы можете гарантировать результативность занятий?

Б.Л.: Результативность сильно зависит от занимающегося. Я добрый волшебник, и могу совершить чудо, но только если вы мне в этом активно поможете. J Я никому никогда не обещаю золотых гор за короткое время и за пустяковые усилия спустя рукава, так не бывает. Что делать, правда этого мира такова, что хороший уровень владения гитарой - это тоже только для тех, кто готов в это вкладываться временем и силами.

Но если вы всё делаете так, как надо, то результативность сразу видна и слышна, стоит вам взять в руки гитару. Ведь музыка - это одно из самых честных занятий, где человек может только то, чего добился лично он, своими умом, упорством и руками. Это умение невозможно купить, списать, украсть, выдать чужое умение за своё. Гитару в руки - и сразу всё ясно.

А моя задача - проложить вам наиболее удобную дорогу. Да, это не будет «роскошный автобан», там всё равно будут какие-то «неровности» и даже «ухабы» (трудности) - и всё же дорога будет лучше, чем могла бы быть. Но пройти её человек должен сам.

 

И НАПОСЛЕДОК - ВОПРОС ЭКЗОТИЧЕСКИЙ J

- Можно ли играть на гитаре при минусовой температуре от 0°С до -15°С?

Б.Л.: А зачем, и где это вам нужно?.. J Но, вообще - можно. Я в горном походе играл на гитаре при такой температуре. Но это - насколько руки холодостойкие. И ещё это была гитара, которую, в случае чего, было бы не очень жаль - на своей концертной я на морозе играть не стану.

- Большое спасибо, Борис Николаевич, за такие обстоятельные ответы!

Б.Л: Всегда пожалуйста! Приходите к нам в клуб. J

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: