В творчестве Баха полифония достигла наивысшего совершенства. Именно в полифоническом складе им написаны маленькие прелюдии, фуги, 2-х и 3-х-голосные инвенции.




И.С. Бах - Полифоническое творчество

Произведения Баха можно разделить на три основные жанровые группы: 1. вокально-инструментальная музыка; 2. органная музыка, 3. музыка для других инструментов (клавира, скрипки, флейты и т.д.) и инструментальных ансамблей (в т.ч. оркестровая). Произведения каждой группы связаны, в основном, с определенным периодом творческой биографии Баха. Например, самые значительные органные сочинения были созданы в Веймаре, клавирные и оркестровые главным образом относятся к Кётенскому периоду, вокально-инструментальные в большинстве написаны в Лейпциге. Основные жанры, в которых работал Бах, традиционны для того времени: это мессы и пассионы, кантаты и оратории, хоральные обработки, прелюдии и фуги, танцевальные сюиты и концерты.

Большинству произведений Баха присущ полифонический склад. «Полифония» в переводе означает многоголосие. Каждый голос в полифонической музыке самостоятелен.

За многие столетия существования в полифонической музыке возникли свои особые формы и жанры, свои средства развития. Одной из самых важных среди них является имитация. Это латинское слово (imitatio) означает подражание. Имитировать - означает подражать. В музыке этим словом называют повторение мелодии, только что прозвучавшей в другом голосе или у другого инструмента. Голоса вступают поочерёдно, при этом каждый голос как бы подражает предыдущему с некоторым опозданием. Имитация способствует непрерывности мелодического движения, что является отличительным признаком полифонической музыки.

В творчестве Баха полифония достигла наивысшего совершенства. Именно в полифоническом складе им написаны маленькие прелюдии, фуги, 2-х и 3-х-голосные инвенции.

Очень четко полифоничность проявилась в пятнадцати двухголосных инвенциях [1] Баха. Бах написал свои инвенции для того, чтобы научить своих учеников «красивому и певучему методу исполнения». Но его инвенции - это не просто упражнения. Это высокохудожественные пьесы. В основе каждой из них короткая, но выразительная тема. В имитационных произведениях эта тема вначале звучит одноголосно, а затем ее имитирует другой голос. Причем первый при этом не замолкает, он продолжает движение, оттенят тему. Такое продолжение мелодии называется противосложением. Вообще, в инвенциях есть разделы, в которых тема не проводится. В них могут развиваться элементы основной мелодии. Такие разделы называются интермедиями (в переводе с латинского языка «inter» означает «между»), потому что находятся между проведениями темы. В этих сочинениях действительно проявились выдумка и изобретательность Баха.

Также огромную ценность представляют 48 прелюдий и фуг, составляющие два тома по 24 цикла [2] из прелюдии и фуги. Произведение получило название «Хорошо темперированный клавир» (ХТК). Здесь композитор доказал что все тональности равноправны и звучат одинаково хорошо. Первый его том Бах написал в Кётене в 1722 году. В него вошли 24 прелюдии и фуги. В Лейпциге много лет спустя появился второй том, также состоящий из 24 циклов.

Вообще у Баха есть большое количество цикличных произведений, когда первая часть — это некое импровизационное построение, а вторая — строгая полифоническая форма, написанная по всем полифоническим канонам. Например в ХТК: Прелюдии – это импровизационная часть, а Фуга[3] — полифоническая, подобная игре в догонялки. Тема проводится поочередно то у одного голоса, то у другого, они сначала чередуются последовательно, друг за другом, прерываясь на небольшие интермедии (отыгрыши), затем начинают в буквальном смысле догонять друг друга, наступая друг другу на пятки, чем ближе к финалу, тем больше темы наслаиваются друг на друга.

Также к циклическим произведениям относятся Сюиты Баха. Он написал для клавира 6 английских сюит, 6 французских сюит и 6 партит, схожих по строению с сюитами. Сюита — в переводе с французского "ряд", "последовательность". Сюита — традиционный жанр эпохи Барокко, включающий в себя пьесы танцевального и нетанцевального характера. В основе сюиты обычно несколько основных танцев, но иногда вставляются дополнительные танцевальные и нетанцевальные пьесы (менуэт, гавот, ария, бурре). Несмотря на самостоятельность каждой части, сюита воспринимается как единое музыкальное произведение. К средствам, объединяющим цикл, в первую очередь относится тональность, сохраняющаяся на протяжении всей сюиты. Не меньшее значение имеет и расположение танцев. Умеренные и медленные по движению танцы чередуются с быстрыми.
1. Аллеманда – старинный немецкий рыцарский танец. Открывала празднества при дворах владетельных сеньоров. Размер аллеманды 4/4, неспешный темп, равномерный ритм четвертями в басу соответствовали этому немецкому танцу-шествию.
2. Куранта – франко-итальянский танец. Темп её был быстрее, размер 3/4, оживленное движение восьмыми. Это был сольно-парный танец с круговым вращением танцевальной пары.
3. Сарабанда (возникла в Испании) – священный обрядовый танец-шествие вокруг тела умершего. Размер сарабанды 3-х дольный, для неё характерен медленный темп, ритм с остановками на вторых долях тактов.
4. Жига – английский матросский танец, з-х дольный, очень быстрый, со скачками и пунктирным ритмом, который танцевался в сопровождении виолы.

Бах также написал много музыки для органа, который был его любимым инструментом. К лучшим образцам его органной музыки относятся: Токката и фуга d-moll, Токката, adagio и фуга C-dur, Прелюдия и фуга a-moll, Фантазия и фуга g-moll, Пассакалия c-moll и многие другие.

В органном творчестве Баха можно выделить 2 жанровые разновидности:

· хоральные прелюдии, как преимущественно небольшие композиции (более 150);

· «малые» полифонические циклы. Они состоят из какой-либо вступительной пьесы и фуги.

Самый популярный баховский органный циклТокката и фуга d-moll (ре минор).

Музыка токкаты производит впечатление могучей силы, мятежности. Величавая патетика захватывает с первых же звуков вступления – небольшого, но очень эффектного, задающего тон всему дальнейшему. Тема вступления начинается как бы сразу с кульминации («вершины–источника»), на ff, в мощном органном унисоне. Она основана на декламационных, ораторских, призывных интонациях, которые благодаря сильной звучности и многозначительным паузам звучат очень внушительно.

Те же интонации лежат в основе темы фуги – спуск по гамме минорного лада от V ступени к вводному тону. Благодаря безостановочному (остинатному) бегу музыка фуги имеет характер активный, энергичный, моторный.

 


[1] Инве́нция (от лат. inventio находка; изобретение, в позднелат. значении — [оригинальная] выдумка) — небольшие двух- и трёхголосные пьесы полифонического склада.

[2] Цикл — это некая последовательность частей одного произведения. В данном случае имеется в виду малый цикл — произведение, состоящее из двух частей. Например: Токката и Фуга или Прелюдия и Фуга.

[3] Фу́га (лат. fuga «бег» от лат. fugere «бежать», «убегать») — композиционная техника и форма полифонической музыки, где общая мелодическая линия многоголосого произведения «перебегает» из одного его голоса в другой. В классической однотемной фуге несколько голосов, каждый из которых повторяет (имитирует) заданную тему.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: