Занятие 7. ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ СУВОРОВЦЕМ?
Цели:
-содействие формированию у суворовцевличностных универсальных учебных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение,смыслообразование (мотивации учебной деятельности), нравственно-этическая ориентация;
-содействие формированию у суворовцев коммуникативных универсальных учебных действий: планированиеучебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Задачи:
- формирование учебных, познавательных и социальных мотивов;
- формирование положительного отношения к училищу;
- помочь осознать, какие личностные особенности (качества, способности) необходимы суворовцу;
- умение осуществлять нравственно-этическую оценку ситуации, корректировать свое поведение на основе моральных норм;
- формирование позитивной жизненной установки, уверенности в своих силах;
- развитие речи, способности высказывать свою точку зрения;
- развитие умения участвовать в дискуссии;
- развитие умения устанавливать дружественные отношения со сверстниками;
- развитие способности анализировать ситуации межличностного общения, процессы становления и развития личности.
Упражнение «Что поможет мне учиться?»
Необходимо ответить на вопрос «Что поможет мне учиться?».
Суворовцам предлагается выразить свое согласие или несогласие с утверждениями. Свое мнение можно высказать с помощью карточек («да», «нет», «иногда») или жестов (большой палец, поднятый вверх, означает «согласен», опущенный вниз — «не согласен»).
- Я умею находить плюсы даже в трудной ситуации.
- Я точно знаю, что мне по силам.
- Я знаю, что я уже умею делать, а чему мне еще надо научиться.
- Я умею планировать свое время и быть организованным.
- Я знаю и стараюсь соблюдать правила училища.
- Я представляю, где и у кого могу получить помощь.
- Я умею внимательно слушать.
- Я знаю, что могу рассчитывать на помощь друга.
- Я умею заботиться о своем здоровье.
Обсудите, что из перечисленного обучающиеся считают особенно важным. Пусть желающие расскажут о том, что еще помогает им в учебе.
Упражнение «Идеальный суворовец»
Каждый обучающийся садится на специальный «стул идеального суворовца» и говорит о том, каким в его представлении должен быть идеальный суворовец. Все предлагаемые качества записываются.
Дискуссия на тему занятия:
1. Как я отношусь к роли идеального суворовца?
2. Какие есть преимущества в позиции идеального суворовца?
3. Можно ли соответствовать всем перечисленным требованиям?
4. Что может случиться, если человек чрезмерно требователен к себе?
5. Каков будет результат, если суворовец, наоборот, несерьезно относится к требованиям училища и преподавателей?
6. Для чего учусь я?
Психолог делает вывод, о том, что идеальных суворовцев не существует. Ошибаются все, и каждый человек имеет право на ошибку. Но можно стремиться стать лучше, развивая свои качества, оставаясь при этом самим собой.
Упражнение «Незнайка»
Психолог: «В жизни у всех нас бывают «удачные»и «неудачные» дни.В некоторых ситуациях мы чувствуем себя уверенно, «на высоте», а в других — теряемся. Я предлагаю вам игру, в которой вы свободно сможете почувствовать себя человеком, который может чего-то не знать. Кто хочет побыть им? «Незнайка» на все вопросы других детей должен отвечать: «Не знаю», подтверждая свой ответ интонацией, голосом, мимикой, жестом».
Упражнение «Правила поведения на уроке».
Это упражнение поможет осознать, что понятные и четкие правила помогут эффективнее учиться в училище. Суворовцам необходимо дополнить содержанием (пояснить) данные правила:
«Будь подготовленным»,
«Работай на уроке»,
«Уважай окружающих».
Затем проходит дискуссия: на тему занятия
— Какие правила трудно выполнять лично вам?
— Все ли эти правила обязательны для выполнения?
— Зависит ли необходимость выполнения того или иного правила от конкретного предмета?
— Как бы изменилась обстановка в училища, если бы все соблюдали правила?
— Влияет ли выполнение всех школьных требований на вашу уверенность или неуверенность? Как?
— Можно ли все эти правила соблюдать постоянно? Почему?
Анализ притчи «Башмачник»
О том, как важно уметь рационально планировать время, готовиться к работе заранее, говорится в притче о башмачника.
Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе будут стоять башмаки. Пока спал, кто-то выполнял за него часть работы. И это случалось только тогда, когда мастер вечером подготавливал выкройки из кожи для завтрашнего дня. Ему стало очень любопытно, как же происходит, что к утру у него уже есть несколько пар готовой обуви. И однажды ночью он, как обычно, разложил заготовки на столе и спрятался. Когда часы пробили полночь, откуда ни возьмись на столе появились маленькие человечки — гномы, которые быстро сшили из подготовленных кусочков новые башмаки. На следующее утро пришел подмастерье и удивился, что мастер успел уже сделать столько отличных башмаков. И тогда мастер сказал ему: «Все дело в заготовках. Сделай их сегодня, и завтра дела твои пойдут успешнее». Говорят, что многие творческие люди пользуются рецептом старого башмачника.
Рефлексия