Master of Social Sciences




УДК.

А.В. Гавриков

Магистрант социологических наук

ИПНК НАН Беларусь, Минск.

 

Можем ли мы перейти на пропорциональную избирательную систему (зарубежный опыт).

Аннотация

В последнее время все чаще среди отечественного и зарубежного масс.медиа, журналистов, политологов и политических аналитиков, политиков поднимается вопрос перехода парламентских выборов с мажоритарной избирательной системы на пропорциональную. В статье автором рассматриваются зарубежный опыт и все потенциальные плюсы и минусы такого перехода в Республики Беларусь.

Ключевые слова: Мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, партии, политическая борьба, переходное общество, аннигиляция партий, депутатский мандат, Белая Русь.

 

Выборы в Палату представителей Национального Собрания Республики Беларусь шестого созыва в Беларуси прошли с участием кандидатов от политических партий их было 63% от общего числа кандидатов. Однако результаты для партий оказались совсем не утешительными; из 110 депутатов лишь 16 являются их членами [1]. Выборы ничуть не пошатнули позиции политических сил, поддерживающих государственные позиции, а напротив, лишь усилили их, так прошедших оппозиционных кандидаты (1 ОГП) и конструктивно-оппозиционный кандидат (1 ЛДП) не смогут создать фракцию или же партийную группу в парламенте.

Наличие партийных депутатов в парламенте разной политической ориентации является несомненно показателем развитого гражданского общества и наличия демократических институтов. Однако такие преобразования возможнылишь при сильных партиях, которые сами состоялись как важный политический институт, и просто необходимы в представительном и законодательном органе власти.

Возникает вопрос нужен ли переход Беларуси на пропорциональную избирательную систему, который предлагается частью политических сил? Это вопрос времени, или требование политического меньшинства?

Для этого интересно рассмотреть опыт зарубежных стран, имеющих опыт смены избирательных систем: Италию, Францию, (Германию) и Россию.

Италия – классическая парламентарная республика. Ведущую роль в государстве играет парламент во главе с спикером и премьер министром.В результате исторической борьбы при объединении Италии в XIXв. парламент стал двухпалатным и состоит из Палаты депутатов и Сената. Палата депутатов включает 630 депутатов, которые равномерно распределены по разным территориям Италии (включая и острова), а Сенат по численности вдвое меньше – 315 сенаторов. 5 сенаторов могут быть пожизненно назначены президентом за выдающиеся заслуги перед Итальянской Республикой. Также пожизненными сенаторами являются по праву бывшие президенты.

В стране с 1948 по 1993г. действовала пропорциональная избирательная система, которая способствовала тому что бы партии проводили своих кандидатов в парламент. В парламенте создавались коалиции и фракции. Партий было много который как быстро создавались, так и распадались. Партийные конкуренты видели в создании коалиции не союз ради достижения консенсуса в принятии законов, а борьбу за парламентское доминирование. При роспуске парламента уходило в отставку правительство; за 50 послевоенных лет в результате партийной борьбы сменилось около 50 правительств (средняя жизнь правительства составила около 10,5месяцев) [4].

Такая политическая нестабильность не позволяла парламенту конструктивно осуществлять свою деятельность. В результате 18-19 апреля 1993г.проведен референдум, одним из вопросов которого был переход от пропорциональной системы к мажоритарной при выборах в Сенат. В ходе референдума около 80% избирателей высказались за введение мажоритарной системы. Впоследствии было найдено компромиссное решение: обе палаты Парламента стали избирать по смешанной системе [4].

И с 1993г. Палата депутатов и Сенат избираются по смешанной системе, где 75% мест в каждой палате распределяется по мажоритарной системе, а 25% мест – по пропорциональной системе.

Франция – унитарная республика президентского типа. Голосование проводится по мажоритарной системе в два тура.Как правило президент на выборах не набирает 50% голосов, что вынуждает проводить второй тур.В стране в послевоенный период начался плавный переход со смешанной избирательной системы к мажоритарной. В четвертой Республике в 1950г. при президенте Шарле де Голе произошел полный переход на мажоритарную избирательную систему. Это шаг был направлен на борьбу с возросшим авторитетом коммунистической партии. После войны 1939-1945гг. одной из популярных антифашистских сил участвовавшей в борьбе с национал-социализмом и фашизмом были коммунисты. Введение мажоритарной системыослабило присутствие компартии в Генеральных штатах (как потенциальных противников центристов), а также тем, что Франция присоединилась к Плану Маршалла (одним из требований которого было уменьшение влияния коммунистической партии в парламенте).

Франция, делится на 577 округов, охватывающих как метрополии, так и заморские территории, а начиная с 2012-го года – также и французских граждан за рубежом, для которых зарезервировано 11 мест.

Выборы депутатов Национального собрания (ассамблеи), как правило проводятся каждые пять лет во Франции. Граждане Французской республики избирают 577 членов Национального собрания (нижней палаты) в два тура по мажоритарной системе. В 2013г.оппозиционные партиипредложили перейти на пропорциональную избирательную систему. Однако это предложение было отклонено, и на данный момент во Франции действует пропорциональная избирательная система при выборах в Сенат и в избирательных коллегиях, которые избирают сенаторов по мажоритарной системе [2].

Германия - парламентская республика. При выборах в Бундестаг применяется пропорциональная система, роль «первых» голосов сводится к тому, что избиратели могут непосредственно определить личный состав половины парламента.

Выборы в Германии в Парламент после объединения ФРГ и ГДР в 1990г. проходят так называемой гибридной системе голосования. Избиратель голосует по двум спискам: в одном он выбирает кандидата за которого голосует по мажоритарной избирательной системе, во втором по партийным спискам. Место получает партия если набрала 5% голосов или ее кандидаты одержали победу в трех одномандатных округах. Эти места заполняются теми кандидатами от партии, которые одержали победу в своих одномандатных округах. Если таких кандидатов меньше, чем полученных партией мандатов, то оставшиеся парламентские места заполняются согласно партийному списку. Если же кандидатов от партии, победивших в одномандатных округах, больше, чем общее количество мандатов, полученных партией, то для таких кандидатов в бундестаг вводятся дополнительные места[3].

Россия- парламентско-президентское государство, которое уже за 25 лет не раз меняло избирательную систему: мажоритарная, пропорциональная, смешенная. В России было проведено два поэтапных перехода на пропорциональную избирательную систему 2003г. (с дополнениями) и в 2007г. на смешенную избирательную систему. «Официально отказ от смешанной системы в 2004 – 2005гг. был мотивирован тем, что необходимо стимулировать появление крупных партий и рост уже существующих за счет расширения их электорального пространства. Как считалось, партии должны обрести конкретную политическую программу с четко сформулированными целями и задачами общенационального масштаба»[8].

Переход к пропорциональной системе объяснялся также тем, что депутаты-одномандатники вынуждены работать с постоянной оглядкой на региональные элиты и представителей бизнес-кругов, оказавших им поддержку на выборах с помощью административного ресурса и финансовых средств.

Кроме этого, пропорциональная система должна была,уравнять шансы регионов на их адекватное представительство во власти, так как разные регионы населяло разное количество людей.

Мажоритарная система относительного большинства досталось нашей стране в наследство от СССР. Палата представителей Национального собрания Беларуси формируется по мажоритарной избирательной системе относительного большинства (парламентские выборы 2016г), при которой побеждает кандидат, набравший наибольшее число голосов по сравнению с другими соперниками. До 2012г. в стране использовалась мажоритарная избирательная система абсолютного большинства (50+1). Однако ввиду нерациональности ее использования (так. как необходимо неси растраты на проведение второго тура выборов и значительный отрыв в голосах кандидатов) показал рациональность использования мажоритарной системы относительного большинства. Для разбирательства плюсов и минусов двух избирательных систем необходимо рассмотреть политические реалии нашей страны.

Пропорциональная избирательная система используется во всех странах Европейского союза и с 2007г. в России. Одно из важнейших условий пропорциональной системы является сильные партии и активные лидеры. Рейтинг политических партий Беларуси, проведенный Институтом социологии НАН на май 2016г: Таблица 1

Партия Рейтинг
Коммунистическая партия Беларуси 2,2%
Белорусская партия зеленых 2,1%
Белорусская патриотическая партия 2,1%
Белорусская социал-демократическая партия «Громада» 1,8%
Либерально-демократическая партия Беларуси 1,7%
Белорусская аграрная партия 1,5%
Белорусская партия левых «Справедливый мир» 1,4%
Республиканская партия труда и справедливости Белорусская социально-спортивная партия Белорусская социал-демократическая Громада Консервативно-христианская партия БНФ Объединённая гражданская партия Партия БНФ Социально-демократическая партия народного согласия Республиканская партия Против всех Затрудняюсь ответить Нет ответа 1,4% 1,3% 1,2% 1% 0,9% 0,7% 0,6% 0,6 30% 55,9% 0,8%

[5].

Из опроса видно, что рейтинг партий крайне невысок и партии у населения не вызывают должного доверия со стороны избирателей. Однако лидеры партий даже при такой политической ситуации активно выступают за переход на пропорциональную (или смешенную) избирательную систему, которая увеличит их шансы хотя бы получения депутатского мандата для себя.

Необходимо обратить внимание на то. какие же плюсы дает пропорциональная система, замеченные еще классиками политической теории:

- Система пропорционального представительства позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов, отданных за партию. В соответствии с рейтингом партий парламент будут формировать депутаты, которым большинство электората не доверяет или же напротив не желало бы видеть их в парламенте. Депутатский мандат могут получить аморфныев политическом плане слабые партии, что даст возможность порулить в законодательном органе силам, выражающим интересы какой-либо узкой группы людей. Необходимо будет вводить избирательный барьер, чтобы в парламент не смогли пройти крайне правые, крайне левые, радикалы, но этот барьер не смогут преодолеть и ныне зарегистрированные партии[6].

- Если квота будет достаточно низкой, то мелкие партии тоже получают места. В политических реалиях Беларуси большинство партий являются немногочисленными партиями даже относительно крупная партия ЛДП имеет низкий рейтинг слабое представительство в парламенте (1 депутат), не большое количество голосов на президентских выборах. Места в парламенте получат те партии, которые никогда не имели парламентского опыта. Парламент станет для посредственных партийных деятелей социальным лифтом в политической деятельности и карьере.

- Самые различные группы способны обеспечить места для своих представителей, и поэтому результат выборов могут рассматриваться населением как справедливый. При таком политическом раскладе парламент будет несомненно разношерстным и противоречивым в обсуждении и принятии законов, противники будут блокировать инициативы противоположного блока, что вызовет деструктивный дисбаланс по многим вопросам как это уже было в Беларуси.

- При этой системе избиратели более склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции, а не за кандидатов, которые имеют больше шансов быть избранными. По данным социологических опросов проведенные НАН Беларуси в 2013г. Большинство респондентов не могут назвать более 2 лидеров партий, что в свою очередь обуславливается тем, что электорат сам не желает принимать активное участие в политической жизни страны. По данным института социологии НАН только 4% жителей страны считает, что активное участие в политической деятельности поможет им решить существующие проблемы. И.В. Котляров справедливо заметил: «У подавляющего большинства белорусских политических партий нет запоминающихся лидеров, отвечающих современным требованиям и способных в трудные политические периоды принимать ответственные политические решения или хотя бы демонстрировать, что они готовы взять на себя ответственность за положение дел в государстве. Руководители многих политических партий, просто-напросто, не интересны» [7].

Так же определённым минусом этой системы можно считать, что избирают тех, кого хорошо знают (врачей, учителей, милиционеров и др.) людей которые не имеют политического опыта.

Стоит обратить внимание на действующую в Беларуси мажоритарную систему и рассмотреть ее плюсы и минусы. Эта избирательная система действует в США при выборах членов Конгресса, Великобритании, Японии за эту избирательную систему выступает большинство политиков развитой демократии.

Мажоритарная система как пропорциональная система имеет ряд своих достоинств и недостатков. Рассмотрим их в политических реалиях Беларуси:

- Мажоритарная избирательная система универсальна и может использоваться в выборах разного уровня от избирательной компании депутатов местного совета до президентских выборов. Она очень хорошо сопоставима с выборами, которые проходят в один тур при избрании коллегиального органа власти (в нашем случае парламент). Практика парламентских выборов Беларуси показывает редкие случаи, при котором кандидаты в депутаты набирают одинаковое количество голосов и требуется второй тур (который требует дополнительных затрат со стороны государства).

- При выдвижении конкурируют отдельные лица кандидаты, при которых избиратель должен оценивать его личные качества. Эта избирательная система дает возможность беспартийным кандидатам, не будучи членами какой-либо партии вести на ровне борьбу с кандидатами от партий. Партии Беларуси являются по своей сути довольно слабыми. Последние парламентские выборы в Беларуси показали, что принадлежность к какой-нибудь партии для электората был одним из отталкивающих факторов при голосовании т.к. многие избиратели, либо не знают эти партии (а соответственно опасаются отдавать свой голос за их депутата), либо решительно выступают против всякой партийной принадлежности своего депутата. На сегодняшний день в Белорусском парламенте абсолютное беспартийное большинство 94 депутата против 16 депутатов от партий.

Отказ от мажоритарной системы можно рассматривать как реанимирующая попытка усиления партий в политической жизни. С этим можно частично согласиться парламент будет состоять из 100% представителей партий соответственно кандидат в депутаты должен будет определиться со своим выбором от какой он партии будет баллотироваться на парламентских выборах. Партии количественно увеличатся, но будет ли это качественным изменением, при котором кандидат в депутаты пойдет в партию (не по зову совести и политических взглядов), а по причине того, что партия - это ступень в парламент.

При пропорциональной избирательной системе появляется доминирующая парламентская партия (обычно это партия власти), которая является ведущей и определяющей силой в парламенте. Возможным итогом перехода на такую избирательную систему станет институционализация организации «Белая Русь» и регистрация ее как партии. Негативным моментом может стать, то что партия начнет срастаться с государственным аппаратом и будет создана партийная номенклатура. Альтернативой этой партии оппозиционные партии стать не смогут в виду своей слабости, а партия парламентского большинства может привлечь (людей которые попытаются сделать себе за счет партии политическую карьеру, выдвигать идеи политического популизма и т.д.).

Таким образом, вопрос смены избирательной системы для Беларуси остается актуальным, как в социально-политическом аспекте развития страны, так и усиления политических партий в вообще как социально-политического института. Будет ли от этого лучше? На этот вопрос ответит самый бесстрастный судья время.

Литература

1. Парламентские выборы Беларусь 2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vybory2016.by/#. Дата доступа: 10.09.2016.

2. История новой России. Какие избирательные системы предпочитают развитые страны? [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.ru-90.ru/node/1480. Дата доступа: 16.09.2016.

3. Тимошенкова Е.П.Избирательная система Германии - особенности выборов в нижнюю палату парламента[Электронный ресурс] / Е.П. тимошенова. Режим доступа:https://www.google.ru/url?sa. Дата доступа: 18.09.2016.

4. Парламент Италии и особенности избирательной системы.[Электронный ресурс]. Режим доступа:https://referatwork.ru/,politika/view/609767_parlament_italii_i_osobennosti_izbiratel_noy_sistem. Дата доступа:18.09.2016.

5.Социологический опрос проведенный Институтом социологии май 2016г.

6. Котляров И.В. Политические партии миф или реальность? [Электронный ресурс] /И.В.Котляров. Режим доступа: https://socio.bas-net.by/artdetailed.php?id=28. Дата доступа: 20.09.2016.

7. Котляров И.В. БЕЛТА Политические партии в Беларуси. [Электронный ресурс] / И.В. Котляров- https://www.belta.by/all-rubric-news/viewSuzet/vybory-prezidenta-belarusi-2015-75/. Датадоступа: 22.02.16.

8. Центр Сулакшина. (Центр научной политической мысли и идеологии). Комувыгоднареформаизбирательнойсистемы. [Электронныйресурс].Режим доступа: https://rusrand.ru/actuals/komu-vygodna-reforma-izbiratelnoj-sistemy. Датадоступа: 09.11.2016.

 

AVGavrikov

Master of Social Sciences



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: