Состояние и элементы денежной системы в РФ




 

Динамика показателей денежной системы в первом полугодии 2014 г. формировалась на фоне сохранения рисков для инфляции и устойчивости роста российской экономики, во многом обусловленных значительной неопределенностью развития внешнеэкономической ситуации. При этом в рассматриваемый период уровень инфляции оставался сравнительно невысоким, а показатели, характеризующие состояние реального сектора экономики (объем промышленного производства, уровень занятости, реальные доходы населения, внутренний потребительский спрос), демонстрировали умеренный рост.

По итогам полугодия рост чистых иностранных активов банковской системы в долларовом выражении составил 2,5% (в рублевом выражении — 4,4%) при их сокращении за II квартал на 2,3% (в рублевом выражении они возросли за этот период на 9,3%).

Широкая денежная масса за первое полугодие 2014 г. увеличилась на 2,1% и на 1.07.2014 составила 29,4 трлн. руб. (за аналогичный период 2013 г. она возросла на 2,8%). При этом во II квартале ее рост был равен 3,6%. Годовые темпы прироста широкой денежной массы снизились с 21,1% на 1.01.2014 до 20,3% на 1.07.2014.

Денежный агрегат М2 в январе—марте 2014 г. сократился на 2,0%, а в апреле—июне 2014 г. вырос на 3,0%. В целом за первое полугодие рост денежной массы оказался незначительным — всего 0,9% (по сравнению с 3,7% за январь—июнь 2013 г.), а ее объем на 1.07.2014 составил 24,8 трлн. рублей. Годовые темпы прироста денежного агрегата М2 снизились с 22,6% на 1.01.2014 до 19,4% на 1.07.2014.

 

Таблица 1

Уровень инфляции в Российской Федерации за 2012-2014 года[19]

Месяц, год Октябрь 2012 Октябрь 2013 Октябрь 2014
Базовая инфляция, в % к декабрю предыдущего года 8,8 6,1 5,6

 

Такое состояние денежной системы Российской Федерации на период до настоящего времени.

Анализ состояния денежной системы Российской Федерации показывает необходимость осуществления комплекса мероприятий по их совершенствованию. Основным направлением развития денежной системы Российской Федерации должен оставаться переход на содержательный, риск-ориентированный надзор. Дальнейшее развитие (в этом контексте) могла бы получить оценка деятельности финансовых организаций исходя прежде всего из содержания их деятельности, характера и профиля принятых рисков, их потенциального влияния на устойчивость кредитных организаций. Все более важное место в системе должно занимать профессиональное суждение, базирующееся на современных методических подходах, знаниях современных финансовых технологий, природы и условий формирования рисков, приобретенном опыте. Указанные подходы должны найти отражение в совершенствовании рекомендаций по анализу денежной системы Российской Федерации, подходов к оценке состояния денежной системы Российской Федерации, определению базовых режимов надзора.

В настоящее время Центральным Банком России выделяются, в частности, следующие области, характеризующие состояние денежной системы Российской Федерации.

Повышение привлекательности вложений внутри России способствовало некоторому сокращению вывоза капитала частным сектором российской экономики.

Чистый отток частного капитала в 2013 г. составил, по оценке платежного баланса, 2,9 млрд. долл. по сравнению с 8,1 млрд. долл. в 2012 году. По оценкам, в 2013 г. вложения средств в зарубежную экономику банковским сектором и сектором нефинансовых предприятий и домашних хозяйств по сравнению с 2012 г. сократились на 9%.

Таким образом, основные внешние условия в 2013-2014 гг. были благоприятны для России, что способствует поддержанию финансовой стабильности денежной системы Российской Федерации.

ЦБ Российской Федерации перейдет к таргетированию инфляции с 2015 г., также будет отменен валютный коридор и осуществлен переход к свободному плаванию рубля. Это предполагает проект основных направлений денежно-кредитной политики на 2016-2019 г[20].

В 2013 г. целевой ориентир по инфляции находится на уровне 5-6%, а на 2014 и 2015 гг. – на уровне 4-5%. Однако таких целевых уровней достичь будет достаточно сложно, так как в условиях возможного роста ставок инфляционные ожидания снижаться не будут, а монетарные факторы на инфляцию в России влияют не очень сильно.

В свою очередь многие аналитики прогнозируют ухудшение экономической ситуации в Российской Федерации, несмотря на временное благополучие в сырьевой ее составляющей.

В случае ослабления рубля ЦБ может предпринять повышение ставок. ЦБ и МИНФИН прогнозируют сохранение мягкой денежно-кредитной политики, неограниченный объем предоставления ликвидности банкам в виде депозитов и беззалоговых кредитов.

Организация оборота наличных денег в условиях современного российского государства должно отвечать двум главным требованиям.

Первое - снижение до необходимого минимума оборота наличных денег в экономике с целью:

1) минимизировать издержки государства на изготовление банкнот и организацию денежного обращения;

2) препятствовать укрытию от налогов и криминальным расчетам.

Второе - возможность беспрепятственного получения наличных денег физическими лицами в любом объеме без обязательного объяснения целей такой операции, а также юридическими лицами, если им это необходимо для нормального функционирования их бизнеса в рамках закона. Естественно, наличие механизма государственного контроля за соблюдением всех требований законодательства в этой сфере и, в общем, за оборотом наличных денег необходим и крайне важен. Главное для законодателя - сделать его максимально эффективным, но не требующим в процессе реализации колоссальных денежных и человеческих ресурсов, не создающим серьезных бюрократических препятствий объективно необходимому законному обороту наличных денег.

Необходимость государственного регулирования денежного оборота находит свое отражение в обороте безналичных денег. Законодатель не разделяет деньги на наличные и безналичные, подчеркивая единство этих форм носителей денежной информации. Правовое регулирование безналичного денежного оборота состоит в предписании проведения расчетных операций через уполномоченные кредитные организации с использованием установленных средств и документов. Субъекты денежного оборота вправе выбирать любую удобною для них форму расчетов. При этом банки следят за надлежащим оформлением документов, что гарантирует исполнение только тех операций по счетам, распоряжения на которые дает собственник средств или уполномоченное лицо. При недостаточности средств на счете порядок списания денег по подтвержденным требованиям регулируется законодательно с соблюдением приоритета интересов физических лиц и поступлений в бюджет.

Денежный оборот обслуживает функционирование следующих основных рынков:

· товаров;

· капитала – труда, земли, реальных активов (реального капитала);

· финансовых активов[21].

Значимость регулирования денежного оборота со стороны государства существенно возрастает в условиях высокоиндустриальной экономики. Так, в до и низкоиндустриальной экономике относительная стабильность (статичность) спроса, цен и производства требовали меньших регулирующих усилий со стороны органов монетарной власти. По мере роста уровня индустриализации хозяйства, повышения степени мобильности факторов производства, распределения и перераспределения доходов и совокупного спроса необходимость усиления регулирования государством денежной кредитной сферы (денежного оборота) существенно возрастает.

К мероприятиям в сфере организации денежного обращения могут добавляться меры бюджетно-налогового регулирования, мероприятия в сфере ценообразования, формирования конечных доходов населения и другие регулирующие финансово-кредитные рычаги.

Что касается Российской Федерации, то рассматривая экономическую ситуацию и нормативные правовые акты, можно выделить следующие задачи регулирования наличного обращения и проанализировать их эффективность и необходимость в Российской Федерации.

Обеспечение стабильности наличных расчетов (исключение ситуации нехватки наличных денег для осуществления расчетов).

Для выплат населению необходим постоянный запас и приток наличных денег в банки. В условиях гиперинфляции экономические субъекты стараются быстрее избавиться от денежных средств, повышая скорость обращения денег, без всяких мер государственного регулирования.

Современное состояние банковской системы позволяет обеспечить стабильность системы расчетов и даже в кризисных ситуациях не требует мер по ограничению наличного денежного обращения.

Ограничение теневого и криминального денежного оборота (исключение возможности использования наличных денег для нелегального оборота).

Население и индивидуальные предприниматели используют наличные средства без всяких ограничений.

Нельзя ограничить нелегальный оборот, введя ограничения на наличное денежное обращение только для одной категории экономических субъектов. Даже если меры по ограничению наличного обращения будут отменены, то это только повысит эффективность контроля. Экономические субъекты, показывающие в отчетности большой наличный оборот и значительные средства в кассе могут тщательнее контролироваться.

Обеспечение уплаты налогов и сборов:

Наличные расчеты с населением должны происходить с применением контрольно-кассовых машин, а между юридическими лицами ограничены. Однако запрет на наличные расчеты между юридическими лицами совершенно не действует, если обе стороны сделки желают совершить ее без отчетности. Если один из участников сделки — индивидуальный предприниматель, предел наличных расчетов не действует; в ином случае можно уговорить покупателя на совершение сделки без отчетности, предложив более низкую цену и т.п.

Ограничение наличных расчетов между юридическими лицами не способно помешать массовому сокрытию выручки. Усилению контроля при наличных расчетах между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями могло бы способствовать обязательное применение контрольно-кассовых машин при расчетах между этими лицами или применение иных форм контроля оборотов, исключающих их занижение. Налоговые органы смогут выявлять сокрытие выручки у продавца, проводя встречные проверки по крупным наличным расходам покупателя[22].

Чтобы избежать взыскания налогов с расчетного счета, неплательщики проводят свои операции минуя его — прежде всего, переходя на наличные расчеты за счет своей наличной выручки, или получая и внося наличные деньги со счетов покупателей и на счета продавцов. Поэтому юридическим лицам запрещено получать и вносить наличные средства, минуя свой расчетный счет.

Запрет юридическим лицам получать наличные средства со счета плательщика и вносить наличные средства на счет получателя является излишним, при желании, его можно заменить установлением предельной суммы таких расчетов по одной сделке. Для предотвращения остановки деятельности предприятия-неплательщика можно запретить распоряжение наличной выручкой на несколько дней (если взыскиваемая сумма невелика), или следует обращать взыскание на другое имущество должника, без ограничения расходования наличных средств (если взыскиваемая сумма велика).

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: