Машиностроение Татарстана: тенденции и перспективы




 

В настоящее время составе машиностроительного комплекса Республики Татарстан около 150 крупных и средних предприятий и организаций автомобилестроения, двигателестроения, компрессоростроения, авиастроения, судостроения, производства энергетического и газового оборудования, инструментального производства. Машиностроители республики вносят весомый вклад в развитие промышленности и укрепление экономики Татарстана.

В 2010 году впервые объем промышленного производства республики превысил 1 трлн. рублей. Объем отгруженной товарной продукции по предприятиям машиностроительного комплекса в 2010 году составил 233 миллиарда рублей при индексе промышленного производства - 124,9%. По итогам 8 месяцев 2011г. объем составил 176 млрд. руб., ИПП - 118 %, прогноз по году в целом - выйти на объем 280 млрд.рублей при ИПП 122%.

Положительная динамика роста по отрасли обусловлена использованием эффективных инструментов промышленного развития.

Первое приоритетное направление – оказание содействия в загрузке производственных мощностей республиканских предприятий. Этому способствовали подписанные в течение 2010-2011 годов протоколы с крупными российскими компаниями – ОАО «РЖД», ОАО «Роснефть», ОАО «Газпром», ОАО «АВТОВАЗ».

По заказам «Татнефти» машиностроительными предприятиями поставлены для проекта ТАНЕКО около 110 тысяч тонн металлоконструкций, сложной машино-технической продукции на общую сумму свыше 11 миллиардов рублей.

Второе направление – дальнейшее техническое перевооружение и модернизация отрасли.

В 2010 году в основные средства машиностроения инвестировано около 6 миллиардов рублей. Наибольший объем инвестиций осуществляли «КАМАЗ», «Татэлектромаш», «Бугульминский механический завод», «Алнас». Модернизация производства активно ведется на предприятиях ОПК. В этой связи следует отметить программы «КВЗ», «ПОЗИС», «КМПО», «Завод им.Горького», «КАПО им.Горбунова», «Радиоприбор г.Казань», «КЭТЗ», «Альметьевский завод «Радиоприбор».

В 2011 году на модернизацию и техническое перевооружение предприятий отрасли планируется направить более 7 млрд. рублей.

Ежегодные инвестиции в обновление производственных мощностей и высокий научно-технический потенциал акционерных обществ «КМПО», «Казанькомпрессормаш», «ЕлАЗ», «Зеленодольский завод им. А.М.Горького», «Татэлектромаш», Бугульминского механического завода «Татнефти» позволяет вести успешную маркетинговую политику, побеждать в тендерах на поставку оборудования для ведущих российских компаний.

Одним из наиболее значимых проектов, реализуемых в отрасли, является создание совместного предприятия «ФОРД-СОЛЛЕРС». В июне 2011 года в присутствии Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина американская компания Ford Motor Company и ОАО «СОЛЛЕРС» подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству автомобилей марки Форд. Общий объем инвестиций в создаваемое совместное предприятие в течение 2011-2020 годов составит 2,4 млрд. долларов США.В рамках проекта на территории Российской Федерации будет освоено производство 6 новых моделей автомобилей общим объемом выпуска до 350 тыс. в год, из них до 180 тыс. автомобилей будет собираться на территории нашей республики. Сборка первой модели – Форд-транзит – будет начата в ООО «СОЛЛЕРС-Елабуга» с октября 2011 года.

Третье направление – расширение интеграционных связей науки и производства, создание инженерных центров для разработки инновационной продукции.

Государственная поддержка оказывается развитию кооперации Казанского федерального университета, КГТУ-КАИ, КГТУ-КХТИ, реализующим совместно с рядом предприятий – ОАО «КАМАЗ», «Нижнекамскнефтехим», «Казанский вертолетный завод», ООО «ТНГ-Групп», «Научно-производственное предприятие «Тасма», «Булгар-Синтез» – комплексные проекты по созданию высокотехнологичных производств.

В 2011 году «КАМАЗ» выступил с инициативой создания в республике отраслевого инжинирингового центра «Моделирование конструкций и технологий автомобильной промышленности», который обеспечит разработку, продвижение и реализацию инновационных проектов в автомобильной отрасли.

Четвертое направление – подготовка и переподготовка кадров.

В сфере подготовки квалифицированных кадров для работы в высокотехнологичных производствах в республике используется кластерный подход. При КГТУ им.Туполева создан научно-образовательный кластер в области машиностроения.

Подготовка инженерных кадров для предприятий республики осуществляется в рамках целевой контрактной подготовки. За 3 года по направлению Министерства промышленности и торговли РТ в технические ВУЗы республики поступили более 900 выпускников школ.

Амбициозные планы руководства Республики Татарстан по достижению опережающих темпов развития машиностроительных и приборостроительных предприятий находят отражение в разрабатываемой в настоящее время Программе развития машиностроительного комплекса.

Практическая реализация предприятиями машиностроительной отрасли намеченных планов будет способствовать решению задачи, поставленной Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, - достичь к 2016 году 2 трлн. рублей объема выпуска промышленной продукции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: