Знаменитый готический замок «Ла́сточкино гнездо́— памятник архитектуры и истории, расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в посёлке Гаспра на южном берегу Крыма. Сегодня «Ласточкино гнездо» стало эмблемой Южного берега Крыма. Он овеян романтическими легендами и имеет занимательную историю.
С конца XVIII века, после присоединения Крыма к России (1783 год), состоятельные люди стали покупать на Южном берегу земли, строить дворцы, закладывать парки. Стало традицией приезжать в Крым на отдых. Приезжие, будь то владельцы имений с их семьями и гостями или люди победнее, которым Крым нужен был для лечения, любовались берегом и в каждое название невольно вкладывали отношение первооткрывателей того, что давно открыто.
Аврора у древних римлян — богиня утренней зари. Назвать скалу ее именем могли, скорее всего, люди, которые приезжали и приходили сюда на рассвете, чтобы встретить восход солнца. Они были мирными гостями на этой земле и продолжили бесконечную, как сама вселенная, традицию поиска красоты. Мы с вами — их наследники.
Первым известным строением на Аврориной скале считается деревянная дача »Генералиф» («Замок любви»). Ее хозяином был неизвестный генерал, участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, и, как видно, романтик. Ведь, будучи уже в генеральском возрасте, он дал своей даче название «Замок любви»! Какие причины навеяли такое романтическое название: красота окружающей природы, восторженные мечты или земное чувство любви к женщине, — нам неведомо. Можно только пофантазировать об истории позднего, печального и грешного чувства, ради которого и выстроили на труднодоступной скале это пристанище. Кто был рядом с хозяином звездными ночами, кого будила, кого утешала богиня утренней зари?
|
Сейчас остается только предполагать, что именно вдохновило генерала-романтика на столь неожиданное решение. Быть может, к строительству небольшой деревянной дачи его побудил не только очаровательный крымский пейзаж, но и рассказы старожилов о некогда располагавшемся на этом месте святилище богини Девы, которой поклонялись местные аборигены – тавры. Кто знает, а может быть, причиной была одна из забытых ныне крымских легенд о богине утренней зари – Авроре, в честь которой и была названа скала.
«Замок любви» на труднодоступной скале привлекал внимание, его изображали на своих полотнах художники-маринисты И.К. Айвазовский (1817-1900), Л.Ф. Лагорио (1827-1905), А.П. Боголюбов (1824-1896). Разве смогли бы они воспеть этот божественный пейзаж, не будоража фантазию, не обращаясь к самим богам?
Старожилы рассказывают полузабытую историю о жестоком и отважном джигите, который на потеху публике завязывал обреченной лошади глаза, садился верхом, разгонялся и прыгал со скалы в море, пролетая по воздуху все сорок метров! Он ухитрялся остаться невредимым, выплыть на берег, поклониться зрителям, небрежно принять награду. Потом покупал новую лошадь и готовился к очередному прыжку.
После смерти таинственного генерала его наследники продали дачу члену городской управы города Ялты Альберту Тобину, который служил придворным врачом в Ливадийском дворце, излюбленном месте отдыха царской семьи. Известно, что чета Тобиных успела несколько видоизменить деревянный домик. В это время возникло и закрепилось за домиком на скале название «Ласточкино гнездо». Но по неизвестным причинам мадам Тобина предпочла продать свое имение влиятельной московской купчихе Анне Рахмановой, владелице нескольких доходных домов в Москве.
|
Для новой хозяйки Ласточкиного гнезда, богатой и образованной дамы, это приобретение было просто очередным капризом. Рахманова с энтузиазмом приступила к перестройке крымского имения. Она снесла деревянную постройку и возвела каменный дом, который и сегодня можно видеть на открытках начала XX века. Но, видимо, к 1911 году у Рахмановой пропал интерес к своему гнездышку.
Свой нынешний вид «Ласточкино гнездо» получило благодаря русскому нефтепромышленнику П. Л. Штейнгелю (племяннику известного строителя российских железных дорог барона Рудольфа Штейнгеля), который любил отдыхать в Крыму. В 1911 году Штейнгель приобрёл на Аврориной скале дачный участок.Разрабатывая месторождения бакинской нефти и, очевидно, скучая по родной Германии, барон пожелал оставить в Крыму память о рыцарских замках средневековья. В 1912 году на Аврориной скале для него построили миниатюрный замок в готическом стиле, с башенками и стрельчатыми окнами, который бы напоминал ему средневековый замок на берегах Рейна. Проект нового дома в 1911 году был заказан инженеру и скульптору Леониду Шервуду,. Барон был в восторге от проекта и не жалел денег на строительные работы. Старый дом был полностью снесен, а на его месте в 1914 году вырос настоящий готический замок в миниатюре из серого крымского известняка и желтого евпаторийского камня.
|
Здание 12-метровой высоты располагалось на фундаменте шириной 10 и длиной 20 метров. Он словно парит в воздухе между морем и небом и величаво возвышается между Ливадией и Мисхором на побережье. Стрельчатые окна и зубчатые стены устремились вверх к венцу всего сооружения — трехъярусной круглой башне со шпилями
«Птичьим» объёмам отвечало внутреннее устройство: прихожая, гостиная, ступеньки и две спальни последовательно располагались в двухэтажной башне, которая поднималась над скалой. Рядом со зданием был разбит сад. Он в результате землетрясения обрушился в море.
Внутреннее убранство замка представлено старинными каминами, а также балками из черного дерева, оригинальные подпорки которых выполнены в виде лягушек.
Но недолго он радовал своего владельца: 28 июля 1914 года началась Первая Мировая война, и немецкому нефтепромышленнику пришлось покинуть Российскую империю. Ласточкино гнездо было продано богатому купцу и меценату Павлу Шелапуину, который открыл в замке ресторан. В скором времени купец умер и ресторан закрылся. Здание перешло к купчихе Рохмановой, которая оформила интерьер неоготического замка в древнерусском стиле
В годы Гражданской войны «Ласточкино гнездо» было заброшено. В конце 1920 года после установления на полуострове Советской власти все бывшие частные владения были переданы в ведение Главного управления совхозами Крыма.
В стране наступило время новой экономической политики (НЭП), которое внесло существенные изменения и в жизнь Ласточкиного гнезда. На этот раз оно перешло в ведомство ялтинского кооператива. В замке достроили открытую террасу, где и был восстановлен ресторан. Предприимчивые кооператоры тех лет пировали здесь под шум волн Черного моря ровно до 12 сентября 1927 года.
В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение. Образовалась глубокая косая трещина в скале под замком, часть её вместе с садом обрушилась в море, а обзорная площадка нависла над пропастью, однако само здание практически не пострадало.
В 1930-е годы здесь находился читальный зал местного Дома отдыха «Жемчужина», но вскоре сооружение признали аварийным и закрыли.
Восстановление началось в конце 1960-х гг. Скала была укреплена, под основание замка подведена железобетонная плита, а сам он отреставрирован. В 2002 году после очередной реконструкции «Ласточкино гнездо» вновь открылось для посещения. Вначале в нём располагался итальянский ресторан, а возле стен дворца работал большой рынок крымских сувениров.
В июле 2011 года памятник архитектуры и истории национального значения передан в муниципальную собственность, став Крымским республиканским учреждением «Дворец-замок „Ласточкино гнездо“» Обновленный дворец-замок отныне открыт всем гостям и жителям крымского полуострова.
17 октября 2015 года Правительство РФ приняло постановление об отнесении Ласточкиного гнезда к объектам культурного наследия федерального значения.
Словарь терминов
Готика – это Архитектурный стиль европейского средневековья, характеризующийся остроконечными сооружениями, стрельчатыми сводами, обилием витражей и скульптурного орнамента.
Тавры - род, населявший в древности горную Тавриду (нынешний Крым). Упомянуты в трудах греческих и римских историков и географов. Первые упоминания — VI век до н. э., последние — I век. К этому времени смешались со скифами и обычно назывались «тавроскифы». Этническая принадлежность тавров неясна.
Шпиль - вертикальное и остроконечное завершение зданий в виде сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды. Часто шпиль увенчивается флагом, резным изображением, флюгером, эмблемой или скульптурой. Более приземистые и широкие у основания пирамидальные завершения зданий принято называть шатрами.
Методические рекомендации по работе с макетом:
1.Знакомство с архитектурным объектом необходимо начинать с рассказа легенд и истории его создания.
2. Изучение конструкции сооружения начинается со знакомства с основными архитектурными деталями, месторасположением объекта.
3. Затем следует этап создания целостного образа архитектурного объекта. Его нужно начинать с основания здания, двигаясь постепенно снизу вверх к башенкам, шпилям, изучая зубчатость и ступенчатую форму сооружения, балконы, стрельчатые окна и другие детали.
4. Для проверки сформированности образа архитектурного объекта можно попросить обучающихся составить рассказ о данном сооружении, познакомить с архитектурным памятником одноклассников и других участников мероприятия. Целесообразным будет изготовление элементов сооружения из пластилина и рельефное рисование изучаемого объекта.