Практическое занятие № 6
Тема: Неорганическая химия (Водород)
1. Теоретическая часть.
- Общие сведения по теме «Сложноподчиненное предложение»
Сложноподчиненное предложение состоит из двух предложений, одно из которых подчинено другому. То предложение, которому подчиняется второе, называется главным. Предложение, которое подчиняется главному, называется придаточным. Придаточное предложение вводится в главное при помощи подчинительных союзов (dass, weil, ob, wenn, als, damit, obwohl usw.), относительных местоимений (welcher, der), относительных наречий (woran, womit, wo usw).
Порядок слов в придаточном предложении
В немецком придаточном предложении используется следующий порядок слов: на 1 месте стоит союз, на 2 – подлежащее, на 3,4,5 и т.д. – второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство), на последнем месте – сказуемое.
z.B. Ich weiss nicht, wer das gemacht hat.
Если используется составное глагольное или именное сказуемое, на последнее место встает изменяемая часть сказуемого.
z.B. Er sagte, dass er morgen abfahren will.
Если сказуемое выражено глаголом с отделяемой приставкой, то глагол стоит также на последнем месте в предложении, но приставка не отделяется.
z.B. Wir wissen nicht, ob sie an dieser Konferenz teilnimmt.
Практическая часть.
Организационный момент (план работы на занятии).
Задание 1: Опрос студентов
Преподаватель опрашивает студентов лексический материал предыдущего занятия. Опрос осуществляется фронтально и индивидуально (в устной форме - индивидуально по карточкам с лексическими упражнениями).
Обсуждение пройденного грамматического материала: сложносочиненные предложения. Могут быть заданы следующие вопросы:
1) Сколько простых предложений могут входить в состав сложноподчиненного предложения? 2) Зависят ли эти предложения друг от друга? 3) При помощи чего соединяются простые предложения в сложносочиненное? 4) Какие виды логической связи присутствуют в сложносочиненных предложениях? 5) Какие союзы не меняют порядок слов во втором предложении? 6) После каких союзов или наречий порядок слов меняется на обратный?
|
Беседа по теме «Предмет и подразделение химии». Вопросы для беседы приведены в методической разработке к практическому занятию № 9.
Задание 2: Повторение грамматики (Satzgefüge)
Преподаватель предлагает студентам ознакомиться с повторяемым грамматическим материалом по методической разработке для студентов № 10. Затем объясняет особенности материала, приводит примеры, отвечает на вопросы студентов.
Задание 3: Закрепление грамматики (сложноподчиненное предложение)
Преподаватель предлагает студентам выполнить грамматическое упражнение, приведенное ниже. Способ выполнения упражнения приведен в задании к упражнению:
Übersetzen Sie, finden Sie die Konjunktionen und Prädikate:
1. Niemand wusste, ob die Versammlung stattfindet.
2. Frau Dolch hat uns gesagt, dass ihre Tochter bald ankommt.
3. Der Lehrer wiederholt den Satz, damit die Studenten alles verstehen.
4. Wenn du zeitig kommst, kann ich dir helfen.
5. Obwohl der Wind eiskalt ist, gehen die Kinder Schi laufen.
6. Das ist der Text, den wir lesen sollen.
7. Monika isst kein Weißbrot, weil sie abnehmen will.
8. Wir fahren in die Stadt Dresden, die man auch „Elbflorenz“ nennt.
9. Da es schon geläutet hat, macht der Lehrer Schluss.
10. Die Mutter kaufte sich den Schmuck, von dem sie lange geträumt hatte.
Задание 4: Введение лексики
Преподаватель совместно со студентами разбирает новую лексику. По ходу введения лексики комментирует или объясняет сферу употребления того или иного слова, характеризует особенности склонения или спряжения.
|
1. der Wasserstoff -es - водород
2. vorkommen (a, o) - встречаться, иметь место
3. die Oxydierbarkeit - окисляемость
4. das Gestein -(e)s, -e - камни, каменистая порода
5. nachweisen (ie, ie) - обнаруживать, доказывать
6. glühend - раскаленный
7. die Einwirkung -en - влияние, воздействие
8. sich vereinigen (te, t) - объединяться
9. das Wärmeleitvermögen - теплопроводность
10. hindurchdringen (a, u) - проникать через что-либо
11. rein - чистый
12. geruchlos - лишенный запаха
13. einatmen (te, t) - вдыхать
14. flüssig - жидкий, жидкостный
15. das Schweißen - сварка, сваривание
Задание 5: Первичное закрепление лексики
Преподаватель предлагает студентам выполнить следующее лексическое упражнение. Способ выполнения упражнения приведен в задании к упражнению:
Übersetzen Sie ins Russische:
- Wasserstoff kommt in der Natur oft vor.
- Wegen seiner Oxydierbarkeit finden wir den Wasserstoff in reinem Zustand selten.
- In reiner Luft ist Wasserstoff auch gefunden worden.
- Wasserstoff wurde durch Einwirkung von Wasserdampf auf glühendes Eisen gewonnen.
- Wasserstoff hat ein hohes Wärmeleitvermögen.
- Er dringt selbst durch Eisen und Platin hindurch.
- Dieses Element hat keine Farbe und ist geruchlos.
- Wasserstoff ist nicht giftig, deshalb können wir ihn einatmen
Задание 6: Работа с текстом
Студенты должны прочитать и перевести текст «Водород». По истечении времени преподаватель оценивает выполнение данного вида работы. Студенты читают и переводят текст.
Wasserstoff
Wasserstoff ist ein in der Natur häufig vorkommendes Element. Er ist durch sein Spektrum auch auf vielen Weltkörpern festgestellt worden. Im freien (elementaren) Zustand kommt er wegen seiner leichten Oxydierbarkeit sehr spärlich vor. Chemisch gebunden findet er sich namentlich im Wasser, in allen Säuren und Basen und in organischen Stoffen. Wasserstoff wurde in vulkanischen Gasen und spurenweise in zahlreichen Mineralien, Gesteinen und Meteoriten gefunden. In der Atmosphäre nahe der Erdoberfläche ist er in geringen Mengen vorhanden. Aber auch in reiner Luft auf Berggipfel ist er nachgewiesen worden.
|
Lavoisier gelang es als erstem, durch Einwirkung von Wasserdampf auf glühendes Eisen Wasserstoff zu gewinnen. W. Humboldt stellte fest, dass sich Wasserstoff und Sauerstoff im Volumenverhältnis 2:1 zu Wasser vereinigen.
Wasserstoff ist das leichteste aller Gase. Wasserstoff hat ein hohes Wärmeleitvermögen. Wasserstoff hat ein großes Diffusionsvermögen. Selbst durch Metalle wie Eisen und Platin dringt er hindurch.
Reiner Wasserstoff ist ein farb- und geruchloses Gas. Er ist nicht giftig und kann ohne Gefahr eingeatmet werden, wenn daneben genügend Sauerstoff zur Verfügung steht. Wasserstoff brennt, unterhält aber die Verbrennung nicht. Er brennt mit einer blassblauen, kaum sichtbaren, aber heißen Flamme. Er verbrennt zu Wasser.
Grosse Mengen Wasserstoff finden bei der Ammoniaksynthese und der Kohlenhydrierung (Gewinnung flüssiger Kohlenstoffe) Verwendung. Auch bei der Überführung flüssiger Pflanzenöle in festes Fett wird Wasserstoff gebraucht. Weitere Wasserstoffmengen dienen zum Schweißen und Schneiden von Metallen. Da der Wasserstoff das leichteste aller Gase ist, eignet er sich zum Füllen von Ballons.
Вопросы по теме «Водород»:
- Was ist der Wasserstoff?
- Wo findet er sich?
- Welche Eigenschaften hat der Wasserstoff?
- Wie ist die Verwendung vom Wasserstoff?
Вопросы для подготовки к занятию:
1) повторить грамматический материал (сложноподчиненноепредложение);
2) выучить лексику по теме;
3) отвечать на вопросы по теме.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
- времена глагола в изъявительном наклонении в немецком языке (учебник Л.М. Бушиной)
Практическое занятие № 7