Единый Азиатско-Тихоокеанский регион в XXI веке




 

Мы будем комплексно подходить к построению модели экономической интеграции XXI века, в которой будут объединены либерализация торговли на границе, улучшение предпринимательского климата в пределах национальных границ и совершенствование каналов поставок через границы.

Либерализация торговли на границе. Мы будем продолжать поиск конструкционных элементов для возможного создания в будущем Азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли.

Мы запустили первопроходческую инициативу Австралии, Канады, Японии, Республики Корея, Новой Зеландии, Сингапура и США по самостоятельной сертификации определения страны происхождения товара, с тем чтобы деловые круги могли использовать преимущества соглашений о свободной торговле в регионе.

Мы будем продвигать инициативу АТЭС по услугам, договорившись о соответствующем плане работы и принципах действий в интересах развития трансграничной торговли отдельными видами услуг

Структурная реформа в пределах национальных границ. Ключевым компонентом наших усилий в области структурных реформ, направленных на сокращение регулятивных барьеров, является План работы по облегчению условий предпринимательства.

Мы будем стремиться к тому, чтобы к 2015 году сократить в общей сложности на 25 процентов стоимость, продолжительность и число процедур, которые необходимо осуществить нашим предпринимателям для открытия бизнеса, получения кредита, выполнения контракта, получения необходимых разрешений и проведения трансграничной торговой операции.

Мы выполним задачу по сокращению трансакционных издержек на 5 процентов к 2010 году. За счет реализации второго Плана действий по облегчению условий торговли мы уже снизили их в 2006-2008 годах на 3,2 процента.

Интегрированность сетей поставок через границы. В результате реализации инициативы АТЭС по совершенствованию транспортного обеспечения торговых операций в региональных логистических системах идентифицированы восемь "узких мест" и разработаны шаги по их устранению.

Мы изучим возможности для совершенствования всего комплекса воздушных, морских и наземных перевозок в целях беспрепятственного перемещения товаров, услуг и деловых людей в Азиатско-Тихоокеанском регионе»[АТЭС-2009]

Саммит АТЭС 2010 года состоялся 13-14 ноября в японском портовом городе Иокогама. Он проходил под девизом «Перемены и действия». Было сформулировано видение путей дальнейшего развития и интеграции экономик АТР в XXI веке, а также определены пути реализации этого видения.

В итоговой «Декларации о достижениях в реализации «Богорских целей» и задачах на последующий период» были подведены итоги пути, пройденного АТЭС за 21 год существования. Отмечается ощутимый прогресс в продвижении экономик АТР к обеспечению свободной и открытой торгово-инвестиционной деятельности. Указывается, что экономика АТР восстанавливается после недавнего кризиса, но неопределенность сохраняется.

В отношении дальнейшего развития АТЭС лидеры государств определили свое видение сообщества АТЭС. Это 1) экономически интегрированное сообщество: сообщество, способствующее укреплению и углублению региональной экономической интеграции; 2) сильное сообщество: сообщество с более высоким качеством роста; 3) безопасное сообщество: сообщество, обеспечивающее более безопасную социально-экономическую среду. Они также наметили пути для достижения такого сообщества. Особая роль придается экономическому и техническому сотрудничеству в интересах продвижения к сообществу АТЭС.

Был также затронут вопрос о членстве в АТЭС. Лидеры постановили продолжить рассматривать вопрос о членском составе АТЭС в будущем.

В заключение участники констатировали, что за более чем двадцать лет своего существования АТЭС стал локомотивом прогресса в наиболее динамично развивающейся части мира. Экономический рост в регионе способствовал повышению благосостояния всех народов мира. Благодаря самоотверженным усилиям экономик-участниц Форум достиг больших успехов в претворении в жизнь идеалов, предначертанных его основателями. В развитие этих успехов лидеры подтверждают свою приверженность достижению еще более тесной региональной экономической интеграции и содействию энергичному, устойчивому и сбалансированному росту в регионе, включая такие действия, как принятие конкретных шагов по формированию АТЗСТ, а также решению новых задач XXI века через реализацию Стратегии развития. Они обязались принять необходимые конкретные шаги, чтобы обозначенные перспективы стали реальностью, что, по их убеждению, повысит благосостояние и благополучие всех людей, проживающих как в АТР, так и за его пределами.

Главы государств и правительств поручили своим министрам и старшим должностным лицам активизировать в предстоящем году работу по усилению и углублению региональной экономической интеграции. В соответствии со сформулированным в декларации видением они также поручили им подготовить и осуществить конкретные инициативы в целях устранения барьеров в торгово-инвестиционной сфере и обеспечения высокого качества и устойчивости экономического роста в будущем [АТЭС-2010].

Кроме декларации главы государств и правительств стран АТЭС приняли «Политическое заявление о результатах работы по реализации «Богорских целей»».

 

Участие России в АТЭС

Кризис идентичности, который, по мнению некоторых участников и западных экспертов, переживает сегодня АТЭС, предоставляет Москве благоприятную возможность внести собственный вклад в его преодоление, уточнить свои цели и интересы в этой организации и активизировать приоритетные направления деятельности. Если Россия использует эту возможность, то вероятность выпадения ее экономики (в первую очередь, дальневосточной) из тихоокеанского экономического пространства существенно снизится. Главная же проблема на пути активизации участия России в АТЭС – слабая вовлеченность в экономическую жизнь региона и асимметрия в ее торгово-экономических связях со странами-членами Форума.

Доля России во внешнеторговом обороте стран АТР составляет примерно 1%, объем ее инвестиций в эти страны незначителен. Поэтому последние мало заинтересованы в обсуждении с представителями России в рабочих группах АТЭС конкретных положений, регулирующих торговлю и другие направления сотрудничества в регионе. В то же время доля стран АТЭС во внешнеторговых (прежде всего экспортных) операциях России достаточно высока (более 15%), что превышает объем экспорта в страны СНГ. Иными словами, Россия в большей степени зависит от торгово-экономических связей со странами-членами АТЭС, чем они зависят от нее [Якубовский 2004: 78].

В 1999 году на инициированной МИД РФ научной конференции «Россия в АТЭС и АТР», в частности, отмечалось, что объективные возможности российской экономической политики в рамках АТЭС весьма ограничены. Эксперты предупреждали, что роль России в деятельности АТЭС может свестись к участию в саммитах и встречах министров иностранных дел и торговли, тогда как с развертыванием реальной работы, в том числе в рамках рабочих групп, могут возникнуть сложности [Россия в АТЭС и АТР 1999].

Прогноз экспертов во многом оправдался. Ситуация начала меняться в лучшую сторону лишь в последние годы. С 1999 по 2007 годы В. Путин – сначала в качестве председателя правительства, а затем президента России – принимал участие во всех саммитах АТЭС (за исключением саммита 2002 года). Активная работа на высшем политическом уровне позволила донести до стран АТР российские приоритеты в регионе, к которым, в первую очередь, относится выведение регионального сотрудничества в области энергетики, транспорта, наукоемких технологий и т.д. на качественно новый уровень. Участие же России в рабочих группах по-прежнему отличалась пассивностью и отсутствием должной преемственности. Использование этих механизмов остается приоритетной задачей для российского Дальнего Востока, так как позволяет координировать экономическую деятельность со странами АТР в области торговли, рыболовства, инфраструктуры транспорта и связи, энергетики и т.д. [Севастьянов 2001].

Институциональный механизм АТЭС предусматривает активность всех участников, в том числе в организации мероприятий в рамках ежегодной весьма обширной программы. В 2001 году заседание Делового консультативного совета АТЭС прошло в Москве. В дальнейшем местом проведения большинства российских мероприятий из годовой программы АТЭС стал Владивосток. В 2002 г. в этом городе состоялись седьмой инвестиционный симпозиум и третья ярмарка инвестиций АТЭС. А в 2005 г. – ежегодное заседание Транспортной группы АТЭС.

Президент России Д. Медведев впервые принял участие в саммите АТЭС в ноябре 2008г. В преддверии этого мероприятия СМИ ряда стран АТР опубликовали его статью, в которой он поделился своим видением места и задач этой организации, а также перспектив участия в ней нашей страны. По его мнению, Форум АТЭС может и должен играть все возрастающую роль в обеспечении стабильности и процветания АТР. В период борьбы с мировым финансовым кризисом, отметил Медведев, укрепление международного взаимодействия является «ключом к решению первоочередной задачи – формирования многополярной международной финансово-экономической системы». При этом именно АТР в условиях сохранения многими государствами региона высоких темпов роста может стать «тем локомотивом, который в перспективе обеспечит устойчивое развитие мировой экономики» [Медведев 2008а]. Разделяя озабоченность членов Форума колебаниями цен на энергоносители, Медведев заявил о намерении России «содействовать созданию такой системы энергообеспечения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая позволит потребителям энергоресурсов диверсифицировать географию импорта, обеспечить надежные и бесперебойные поставки» [Медведев 2008а]. В этой же статье президент РФ подтвердил, что в ходе реализации задач Форума АТЭС Россия будет твердо придерживаться основополагающих для него принципов консенсуса и добровольности. Несколько дней спустя на пресс-конференции по итогам встречи глав государств и правительств стран-участниц АТЭС Медведев заявил о приверженности России еще одному краеугольному для этой организации принципу – «открытого регионализма». Он также выразил удовлетворение тем, что саммит в Лиме во многом стал продолжением встречи «Двадцатки» в Вашингтоне, наметившей основные пути выхода из финансового кризиса [Медведев 2008б].

Д. Медведев принимал участие в саммитах АТЭС в Сингапуре в 2009 годе и в Иокогаме в 2010 году. Регулярное участие российских президентов в саммитах, проведение мероприятий АТЭС на территории России свидетельствуют о приоритетности этого направления для высшего руководства страны. Еще одним подтверждением этого факта стало решение провести саммит АТЭС 2012 г. (в период председательства России в этой организации) во Владивостоке.

Разумеется, в тактическом плане превращение Владивостока в один из так называемых мировых, или «ключевых» городов, выполняющих интернациональные экономические и политические функции, имеет большое значение для российского Дальнего Востока. Идея сделать Владивосток местом встреч глав государств и министров иностранных дел стран Азиатско-Тихоокеанского региона высказывалась М. Горбачевым еще в конце 1980-х годов. Концепцию превращения столицы Приморья в «ключевой» город Северо-Восточной Азии выдвинул в 1993 году дальневосточный исследователь В. Михайлов [Михайлов 1993]. В то время, по его мнению, имелись все необходимые условия для того, чтобы сделать Владивосток политическим, культурным, образовательным, научным и туристическим центром не только российского Дальнего Востока, но и всего Тихоокеанского бассейна.

Однако к середине 1990-х годов Приморский край в целом и Владивосток в частности утратили расположение российского руководства и привлекательность в глазах иностранных инвесторов. В результате в городе не произошло реального улучшения состояния транспортной инфраструктуры и курортной зоны. Отставание стало особенно заметным на фоне качественного прорыва в этих областях ряда городов Северо-Восточной Азии, таких как Саппоро, Ниигата (Япония), Пусан (Республика Корея), Далянь и Тяньцзинь (КНР). Тяньцзинь, как и Владивосток, представляет собой крупный город-порт, в котором начинается трансконтинентальная железнодорожная магистраль. Именно этот город китайская сторона предлагает сделать своего рода столицей Северо-Восточной Азии.

Решение руководства России провести саммит АТЭС-2012 во Владивостоке и выделить в связи с этим на развитие городской инфраструктуры более 6 миллиардов долларов вселяет надежду, что через несколько лет Владивосток сможет по праву претендовать на звание одного из «ключевых» городов Северо-Восточной Азии. Проект «Большой Владивосток», рассчитанный на 2008-2012 годы, предусматривает, в частности, реконструкцию международного аэропорта, развитие автодорожной сети, портовой и инженерной инфраструктуры, коммуникаций, а также сооружение многофункционального административно-делового центра, включающего гостиницы и международный конференц-центр на 7 тысяч человек. На острове Русском предполагается открыть туристко-рекреационную зону и технопарк. После саммита несколько возведенных гостиниц планируется использовать для проживания студентов нового федерального университета, в том числе иностранных.

Вместе с тем принципиально важно, чтобы главное внимание руководителей страны, Дальневосточного региона и Приморского края, бизнес-сообщества и научной общественности было сосредоточено не только на сооружении объектов инфраструктуры, но и на содержательной части мероприятия.

Стратегические интересы развития Дальнего Востока требуют уже в ближайшее время определиться с российскими приоритетами в совместной работе с членами АТЭС. Учитывая социально-экономические реалии Дальнего Востока, а также то, что Россия не является членом ВТО, ее интересам в наибольшей степени отвечают собственное участие и вовлечение партнеров в программы ЭКОТЕК. Москва может декларировать несколько приоритетных направлений сотрудничества в этой сфере [Sevastyanov 2007]. Тема энергетического сотрудничества уже предлагалась нашей страной для обсуждения на саммите «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в 2006 году. Для Восточной Сибири и Дальнего Востока это – ключевая возможность экономической интеграции, и эту тему целесообразно снова представить, но уже в контексте геополитических и экономических реалий Северо-Восточной Азии, а также с учетом новой энергетической политики России, оставляющей за Москвой принятие стратегических решений в области добычи и транзита энергоресурсов.

Поскольку Россия является важнейшим поставщиком леса, рыбы, морепродуктов, металлов и других ресурсов, зависящие от их бесперебойных поставок страны Восточной Азии (особенно Китай и Япония) заинтересованы в развитии регионального сотрудничества в области их защиты и сохранения. В перспективе эта зависимость будет только усиливаться (серьезной региональной проблемой может стать, к примеру, нехватка пресной воды в Китае). Недавние экологические катастрофы на заводах Северо-Восточного Китая, последствия которых ощутили на себе все страны Северо-Восточной Азии, свидетельствует об актуальности темы сотрудничества в таких сферах, как охрана окружающей среды и ресурсосбережение.

Россия может внести весомый вклад в обеспечение транспортного сообщения между Восточной Азией и Европой. В том числе путем соединения Транссибирской и Транскорейской железнодорожных магистралей. В связи с этим необходимо подготовить для обсуждения целый ряд проектов, направленных на совместное с зарубежными партнерами использование российского транспортного потенциала.

Конвструктивное и системное участие в деятельности АТЭС и других региональных международных организаций будет способствовать более эффективному решению неотложных задач, стоящих перед российским Дальним Востоком. Дело в том, что некоторые ключевые проекты развития энергетической и транспортной инфраструктуры Северо-Восточной Азии не могут быть реализованы из-за нерешенности проблемы безопасности на Корейском полуострове. Москве необходимо наращивать усилия по исправлению ситуации, последовательно выступая в роли участника многостороннего сотрудничества в АТР и Северо-Восточной Азии. Например, активное участие России в обсуждении и решении проблемы поставок энергоресурсов в КНДР в формате шестисторонних переговоров может стать ключом к формированию новой межправительственной организации, которая будет заниматься комплексными проблемами безопасности Северо-Восточной Азии.

Наконец, у России есть еще один ресурс – весомый образовательный и научный потенциал вузов и академических институтов Дальнего Востока. В вузах Владивостока и Хабаровска ежегодно растет число иностранных, в первую очередь китайских, студентов, что открывает отличные возможности для наращивания экспорта российских образовательных услуг в страны АТР. Существуют и другие направления регионального сотрудничества, приоритетность и эффективность которых надо оценивать уже сейчас, чтобы иметь возможность представить проработанные проекты для обсуждения в 2012 году.

Подготовка и проведение саммита во Владивостоке позволят гражданам России больше узнать о целях и деятельности АТЭС, о сотрудничестве в АТР и, самое главное, создадут предпосылки для более активного вовлечения Восточной Сибири и Дальнего Востока в интеграционное пространство Северо-Восточной Азии. Решение последней задачи, как и полноценное участие наших представителей в рабочих органах АТЭС, невозможны без качественного увеличения присутствия российского бизнеса при поддержке государства на рынках и в экономиках стран АТР. Иначе России придется еще долго испытывать неудобства, нося пиджак, по меткому выражению Е. Примакова, купленный в 1998 году на два размера больше в расчете на вырост. Россия сделала определенные усилия, чтобы этот пиджак пришелся ей по плечу, но их пока недостаточно. Подготовка к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке создаст Благоприятный фон для наполнения концепций и заявлений о российских намерениях в регионе реальным содержанием.

 


Список использованной литературы

1. АТЭС-2009 https://medvedev.viperson.ru/wind.php?ID=610257&soch=1

2. АТЭС 2010 https://news.kremlin.ru/ref_notes/774

3.Воскресенский А.Д. 2007. Политические системы и модели демократии на Востоке.

4. Медведев Д.А. 2008а. К упрочению динамичного равноправного партнерства в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Статья для СМИ стран АТР, 21 ноября 2008 года:

https://www.kremlin.ru/text/appears/2008/11/209480.shtml

5. Медведев Д.А. 2008б. Пресс-конференция по итогам встречи глав государств и правительств стран-участниц АТЭС. Перу. Лима, 24 ноября 2008 года: https://www.kremlin.ru/text/appears/2008/11/209579.shtml

6. Михайлов В.М. 1993 Владивосток может стать международным центром АТР // «Владивосток», 22.09

7. Россия в АТЭС и АТР. 1999. Сборник материалов межинститутской научной конференции МИД РФ. М.

8. Севастьянов С.В. 2001. Время соответствовать новым вызовам // «Дальневосточный ученый» (Владивосток), №23

9. Севастьянов С.В. 2008. Форум АТЭС: проблемы эффективности и перспективы развития. Космополис №3 (22) осень 2008. 144-155

10. Якубовский В.Б. 2004. Камо грядеши, АТЭС? // Азиатско-Тихоокеанские реалии, перспективы, проекты: XXI век

11. Acharya A.1999. Culture, Security, Multilateralism: The “ASEAN Way” and Regional Order // Culture and Security: Multilateralism, Arms Control and Security Building / Ed. By K. Krause. L.: Frank Cass.

12. Lincoln E. 2004 East Asian Economic Regionalism. Washington. The Brookings Institution/

13. Sevastyanov S. 2007. Business and Investments Opportunities in Northeast Asia: Russian Perspective. Greater Tumen Initiative Investment Forum Proceedings. Tumen Secretariat: Beijing

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: