судебный русь московский империя советский
Изменения и дополнения действующей Конституции РФ, принятой в 1993 году, стимулировали законодательную активность в судебной сфере. Ставилась цель утвердить судебную власть как самостоятельную и независимую ветвь государственной власти; закрепить демократические принципы деятельности судов и других правоохранительных органов, обеспечить соблюдение прав и свобод граждан. Особо подчёркивалась необходимость организации судопроизводства на началах состязательности, исключения всех остаточных проявлений обвинительной роли суда; совершенствования гарантий независимости судей.
Конституция РФ 1993 г. на высшем законодательном уровне закрепила роль и место судов в системе органов государственной власти, как самостоятельной и независимой ее ветви (ст. 10). Развивая и уточняя упомянутые ранее новеллы Основного закона 1978 г., Конституция РФ исчерпывающе определила принципы организации и деятельности суда.
Согласно Конституции в нашей судебной системе выделяются Конституционные и уставные Суды РФ и субъектов РФ, система судов общей юрисдикции и система арбитражных судов.
Конституционный Суд РФ проверяет на соответствие Конституции РФ нормативно-правовых актов и международных договоров РФ.
Конституционные и Уставные Суды субъектов РФ проверяют на соответствии Конституциям и Уставам субъектов РФ нормативно-правовых актов субъектов РФ.
Арбитражные суды занимаются разрешением экономических споров.
Инстанции арбитражных судов:
.Арбитражные суды субъектов РФ
.Апелляционные арбитражные суды.
.Арбитражные суды федеральных округов.
.Высший арбитражный Суд
Суды общей юрисдикции занимаются гражданскими, уголовными и административными делами.
|
Инстанции судов общей юрисдикции:
.Мировые суды (являются судами субъектов РФ в отличие от остальных судов общей юрисдикции, являющихся федеральными, могут решать незначительные дела желанию сторон, решения обжалуются в районных судах).
.Районные суды (суды первой инстанции), гарнизонные военные суды.
.Городские суды.
.Верховные суды республик, суды областей, краев, автономных областей, автономных округов, городские суды городов федерального значения, военные и флотские окружные суды
.Верховный Суд РФ.
4. Судебное звено судебной системы РФ.
Звено судебной системы РФ - совокупность судов РФ, наделенных однотипными полномочиями и занимающими равное положение в судебной системе РФ.
В РФ на звенья делятся системы судов общей юрисдикции и система арбитражных судов РФ.
К высшему звену относятся: Верховный суд РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ, Высший Арбитражный Суд.
К среднему звену относятся: Суды субъектов РФ, Суды военных округов, флотов, видов и групп войск, Федеральные арбитражные суды округов, Арбитражные апелляционные суды.
5. Судебная инстанция судебной системы РФ.
Судебная инстанция в РФ - суд или его структурная подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дела в порядке гражданского и уголовного судопроизводства.
В РФ выделяется четыре судебной инстанции:
Суд первой инстанции - рассматривает дело по существу
Суд кассационной инстанции - проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.
|
Суд апелляционной инстанции - проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу.
Суд надзорной инстанции - проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.
3. Система судов РФ.
Система судов РФ - это совокупность государственных органов отправляющих, от имени РФ, правосудия, на территории РФ.
Систему судов РФ можно описать следующим образом:
1. Конституционные суды в РФ:
- Конституционный суд РФ.
- Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
2. Суды общей юрисдикции в РФ.
- Верховный суд РФ
- Суды субъектов РФ
- Городские (районные) суды
- Мировые суды
2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.
- Военная коллегия Верховного суда РФ.
- Военные (флотские) окружные суды РФ.
- Гарнизонные суды РФ
3. Арбитражные суды в РФ.
- Высший Арбитражный Суд РФ.
- Федеральные арбитражные суды округов
- Арбитражные суды округов
- Арбитражные суды субъектов РФ
4. Иные суды, действующие на территории РФ.
- Третейские суды
- Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
В соответствие с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», суды в РФ, также, делятся федеральные суды и суды субъектов РФ.
К федеральным судам относятся:
- Конституционный суд РФ
- Верховный суд РФ
- Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.
- Районные суды.
|
- Военные и специализированные суды.
- Высший арбитражный суд РФ
- Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)
- Арбитражные апелляционные суды.
- Арбитражные суды субъектов РФ.
К судам субъектов РФ относятся:
- Конституционные (суды) субъектов РФ.
- Мировые судьи.
Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных и гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами в субъектах рФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.
Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.
Апелляционная инстанция имеет особенность: отменив решение суда первой инстанции, этот же суд может заново рассмотреть дело с вынесением нового решения или приговора.
Рассмотрение дел в порядке надзора возможно после того, как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по протесту ограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе, в структурных подразделениях судов среднего звена или в судах высшего звена.
Тема 2
8. Статус судей в РФ.
Статус судей - это правоспособность (наличие определенных прав и обязанностей) судей, связанная с осуществления ими судейских полномочий.
Элементы статуса судей:
- правоотношения, связанные с формированием судебного корпуса (наделение кандидата в судьи судейскими полномочиями)
- правоспособность судей при осуществлении ими своих должностных обязанностей.
- права и обязанности судей по отношению к судейскому сообществу.
- правоотношения, связанные приостановлением и прекращением полномочий судей, пребывания их в отставке.
1. Правоотношения, связанные с формированием судейского корпуса:
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи:
В соответствие со статьей 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», кандидат на должность судью должен обладать следующим правовым статусом и умениями:
- Иметь гражданство Российской Федерации.
- Не иметь судимости и не быть судимым, не подвергаться уголовному преследованию.
- Не иметь гражданство иного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
- Не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным.
- Не состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
- Не иметь иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
- Достижение определенного возраста:
Возраст минимум 25 лет, стаж по юридической специальности -5 лет - для судей судов основного звена (судьи арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировой судья.)
Возраст минимум 30 лет, стаж по юридической специальности - 7 лет - для судей судов среднего звена (судьи верховного суда республики, краевых, областных судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда.)
Возраст минимум 35 лет, стаж по юридической специальности - 10 лет - для судей Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда
Возраст минимум 40 лет, стаж по юридической специальности - 15 лет - для судей Конституционного суда РФ.
В соответствие со статьей 5, отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющих заболевания, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен (ссылка) на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Кандидат обязан предоставить в экзаменационную комиссию ряд документов. (ссылка) Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные законе. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи, предоставив при этом ряд документов (ссылка).
Порядок наделения судей полномочиями:
В соответствие со статьей 6, судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
Приостановление полномочий означает временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей. Оно может иметь место при наличии четко определенных оснований, перечисленных в ст.13 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 21 июня 1995г.
Полномочия судьи могут приостанавливаться только решением соответствующей квалификационной коллегии судей. В соответствии с Положением от 13 мая 1993г. «О квалификационных коллегиях судей» органы судейского сообщества Российской Федерации формируются следующим образом: Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации избирается тайным голосованием Всероссийским съездом судей, квалификационные коллегии судей Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации — на собраниях указанных судов, квалификационные коллегии судей судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации — на съездах (конференциях) судей судов соответствующих субъектов. Квалификационные коллегии судей военных судов избираются на съездах (конференциях) судей военных округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил.
Полномочия судей приостанавливаются при наличии одного из следующих оснований:
1) признания судьи безвестно отсутствующим по решению суда, вступившему в законную силу;
2) согласия квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;
3) участия судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в орган законодательной (представительной) власти Российской Федерации или орган законодательной (представительной) власти субъекта Федерации;
4) избрания судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.
Иной порядок установлен при решении вопроса о приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно ст.17 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994г. приостановление полномочий судьи допустимо в случаях, если: 1) было дано согласие Конституционного Суда на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности; 2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности. Деятельность квалификационных коллегий на Конституционный Суд не распространяется. Решение о приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда принимается на пленарном заседании этого Суда не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению.
Закон «О статусе судей» не уточняет, какие обязанности не может исполнять судья общего, арбитражного или военного суда с момента приостановления его полномочий. Напротив, Закон «О Конституционном Суде» указывает, что судья, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда, а также не должен направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы и иную информацию.
Законодательство не предусматривает право судьи Конституционного Суда обжаловать решение о приостановлении его полномочий. Судьи иных судов, полномочия которых приостановлены в случае согласия квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу, а также при установлении участия судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата или которым отказано в приостановлении полномочий, могут обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.
Приостановление полномочий судьи касается только выполнения им своих служебных обязанностей. Оно не должно влечь за собой ограничения предоставленных ему законом прав и льгот в сфере социальной защиты судьи и членов его семьи, их материального обеспечения. Закон «О статусе судей» устанавливает, что приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплат судье, а если он признан безвестно отсутствующим — его семье заработной платы или уменьшение ее размера. Приостановление полномочий судьи, за исключением избрания ему той же меры пресечения, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности.
Судья вправе возобновить исполнение своих обязанностей после того, как отпали основания для приостановления его полномочий (прекращение участия в предвыборной кампании, прекращение уголовного дела по реабилитирующему основанию и др.). Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.
Прекращение квалификационной коллегией полномочий судьи — это полное отстранение от исполнения должностных обязанностей при установлении следующих оснований:
1) его письменного заявления об отставке;
2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи (квалификационная коллегия может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей);
3) письменного заявления судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
4) истечения срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
5) увольнения судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
6) прекращения гражданства Российской Федерации;
7) занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
8) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
9) совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;
10) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
11) смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
12) отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.
Совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи, определяется по усмотрению квалификационной коллегии судей. Таким поступком могут явиться действия, совершенные как при исполнении служебных обязанностей, так и в быту. «Кодекс чести судьи», утвержденный постановлением Совета судей Российской Федерации, предлагает судье избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство; воздерживаться от финансовых и деловых связей, способных нарушить его беспристрастность, помешать ему должным образом исполнять свои обязанности (см. также комментарий к ст.119 Конституции).
Решения квалификационных коллегий о прекращении полномочий судей общих арбитражных и военных судов могут обжаловаться судьями в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии может быть обжаловано в тот же срок в Верховный Суд Российской Федерации.
Закон «О Конституционном Суде» в дополнение к изложенным в Законе «О статусе судей» основаниям для прекращения полномочий судьи предусматривает еще два:
1) нарушение порядка назначения на должность судьи Конституционного Суда;
2) неучастие судьи в заседаниях Конституционного Суда или уклонение его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин.
Решение о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда принимается, как правило, на пленарном заседании Конституционного Суда за двумя исключениями: при необходимости прекратить полномочия ввиду нарушения порядка назначения судьи на должность или в связи с совершением судьей порочащего его поступка окончательное решение принимает Совет Федерации по представлению Конституционного Суда.
Формой прекращения полномочий судьи является его отставка. Отставка — это почетный уход или почетное удаление судьи с должности. Уход может иметь место по инициативе судьи и добровольно независимо от возраста, по его заявлению. Удаление носит вынужденный характер и может иметь место по состоянию здоровья, истечению срока полномочий судьи, увольнению военного судьи с военной службы, при ограничении дееспособности судьи, отказе от перевода в другой суд. Пребывающий в отставке судья сохраняет за собой звание судьи и наделяется гарантиями неприкосновенности. Он остается членом судейского сообщества и может быть повторно назначен судьей. Ему разрешается работать в сфере правосудия (работа в судах на должностях, дающих право на присвоение классного чина, а в военных судах также на должностях, дающих право на присвоение офицерского звания), преподавать в учебных заведениях, заниматься научной деятельностью, литературным и иным творческим трудом.
Судья, находящийся в отставке, может быть с его согласия привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи на срок до одного года в случае наличия вакантной должности судьи, либо в случае временного значительного увеличения объема работы в суде, либо в случае отсутствия судьи или приостановления его полномочий. Привлечение судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей судьи производится председателем вышестоящего суда при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей.
Законом предусматривается прекращение отставки судьи. Отставка прекращается в случае повторного назначения на должность судьи. Допускается прекращение отставки и по другим основаниям: когда находящийся в отставке судья не выполняет некоторые требования, предъявляемые к судьям (занимается политической деятельностью, предпринимательством), либо совершил поступок, порочащий его и умаляющий авторитет судебной власти. Прекращение отставки осуществляется решением квалификационной коллегии судей по месту прежней работы или постоянного жительства. Судья, отставка которого прекращена, вправе обжаловать это решение в предусмотренном законом порядке (см. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"» от 21 июня 1995г.
6. Органы судейского сообщества.
Судейское сообщество - это совокупность всех судей в конкретном государстве.
В Российской Федерации, деятельность судейского сообщества регулируется ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", в соответствие со статьей 1 данного закона, судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.
В соответствие со статьей 3 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», органами судейского сообщества являются:
- Всероссийский съезд судей, который в соответствие со статьей 6 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» является высшим органом судебного сообщества.
- Конференции судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 7 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
- Совет судей Российской Федерации и советы судей субъектов Российской федерации, подробней статьи 8, 9, 10 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
- Общее собрание судей судов, подробней статья 12 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
- Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 11, глава II, III ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
Законом об органах судейского сообщества кардинально изменен порядок формирования квалификационных коллегам судей. Признано необходимым формировать эти коллегии из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей общественности и представителей Президента РФ. Так, согласно ст. 11 данного Закона Высшая квалификационная коллегия судей РФ формируется в количестве 29 человек, из которых 18 человек — из числа судей федеральных судов, избираемых на съезде по соответствующим нормам представительства, 10 человек — представители общественности, назначаемые Советом Федерации Федерального Собрания РФ, один - представитель Президента РФ, назначаемый главой государства.
Необходимо заметить, что судьи Конституционного Суда РФ не входят в состав Высшей квалификационной коллегии судей и на них не распространяется ее юрисдикция, поскольку в отношении указанных судей решение вопросов, связанных, в частности, с приостановлением или прекращением их полномочий, осуществляется в соответствии с Законом о Конституционном Суде.
Предусмотренная указанным Федеральным законом схема формирования Высшей квалификационной коллегии судей применяется и при образовании квалификационных коллегий судей субъектов РФ. Большинство этих коллегий формируется в количестве 21 человек, в том число 13 человек - это судьи, включая судей от судов субъектов РФ, избираемые в коллегию по предусмотренным Законом нормам представительства, семь человек — представители общественности, назначаемые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ В порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, один - представитель Президента РФ, назначаемый Президентом РФ.
Представителями общественности и представителями Президента РФ в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 35 лег, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственных или муниципальных должностей, должностей государственной пли муниципальной службы, не являющиеся руководителями организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, адвокатами и нотариусами. Представителями Президента РФ в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, не совершившие порочащих их поступков. Знаменательно, что в целях обеспечения самостоятельности и независимости членов квалификационных коллегии Законом установлено, что ими не могут быть председатели судов и их заместители (прежде членами коллегий могли быть председатели и заместители председателей районных судов и гарнизонных военных судов). Наряду с этим судья не может быть избран одновременно в совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней.
Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ формируются соответственно на четыре года и на два года.
Законом предусмотрено, что полномочия члена квалификационной коллегии судей из числа судей могут быгь досрочно прекращены как но его инициативе, так и в случае совершения им дисциплинарного проступка либо в случае его отсутствия на заседаниях квалификационной коллегии судей в течение четырех месяцев без уважительных причин. Решение о досрочном прекращении полномочий членов квалификационной коллегии судей из числа судей принимается съездом (конференцией) судей, а в период между съездами (конференциями) судей — соответствующим соне том судей.
Квалификационные коллегии судей наделены весьма широкими полномочиями (ст. 17 и 19 Закона об органах судейского сообщества). Согласно ч. 2 ст. 19 указанною Закона квалификационные коллегии судей субъектов РФ: а) рассматривают заявления лиц, претендующих на cooтветствующую должность судьи; б) утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов па должность судьи соответствующею суда; в) приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегии судей, председателем и заместителей председателей районных судов; г) осуществляют квалификационную aттестацию судей соответствующих судов; д) налагают дисциплинарные взыскания на судей за совершение дисциплинарного проступка; е) осуществляют иные полномочия.
Не меньшими полномочиями наделена Высшая квалификационная коллегия судей РФ (ст. 17). Важнейшее различие между квалификационными коллегиями двух уровне!! состоит в круге лиц, в отношении которых рассматриваются те или иные вопросы. Например, Высшая квалификационная коллегия судей рассматривает заявления кандидатов на должности Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, их заместителей, председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), судей высших судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов.
Квалификационная коллегия судей субъектов РФ рассматривает заявления кандидатов на должности судей судов не столь высокого уровня.
В целом полномочия квалификационных коллегий судей (при всем разнообразии рассматриваемых вопросов) направлены на достижение определенных позитивных результатов. Реализация ими своих прав и обязанностей в конечном итоге имеет цели: сформировать корпус судей на конкурсной основе, провести их квалификационную аттестацию, приостановить либо прекратить полномочия судей, занимающих соответствующие должности. Наряду с этим указанные коллегии вправе присваивать судьям соответствующие квалификационные классы, а также налагать на судей дисциплинарные взыскания вплоть до прекращения их полномочий либо прекращения отставки сулей.
Квалификационные коллегии суден субъектов РФ рассматривают отнесенные к их компетенции вопросы в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ лишь в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Закон предоставляет Высшей квалификационной коллегии судей РФ право рассматривать вопросы, обнесенные к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов РФ, в случае невозможности их разрешения этими коллегиями. Такие ситуации могут возникнуть, когда, например, нижестоящие квалификационные коллегии судей не имеют возможности рассмотреть гот или пион вопрос (например по причине отсутствия кворума).
Ввиду большого объема работы, выполняемого Высшей квалификационной коллегией судей РФ, Законом предусмотрено образование Президиума этой коллегии (такой орган фактически функционировал и прежде), состоящего из председателя коллегии и трех его заместителей из числа ее членов. Президиум является рабочим органом этой коллегии, ей подотчетен и образуется для оперативного решения вопросов, связанных с организацией работы коллегии.
В гл. 3 Закона об органах судейского сообщества помещены также правовые нормы, регулирующие порядок производства в квалификационных коллегиях судей по поступающим к ним материалам. В частности, представление председателя соответствующего пли вышестоящего суда либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью. В пределах своих полномочий указанная коллегия может провести дополнительную проверку представленных материалов, запросить дополнительные материалы и заслушать объяснения соответствующих лиц об обстоятельствах совершения судьей дисциплинарного проступка.
В случае если жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, поступили в квалификационную коллегию судей от иных органов или должностных лиц. а также от граждан то эти заявления проверяются коллегией самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда.
Квалификационная коллегия судей правомочна принять решение, если на ее заседании присутствуют болee половины членов квалификационной коллегии сулей. Решение считается принятым, если за него проголосовали более половины членов коллегии, принимавших участие в заседании. Однако решение о прекращении либо приостановлении полномочий (ульи пли о его отставке считается принятым, если за такое решение проголосовали не менее двух третей членов коллегии, принимавших участие в заседании.
Решения квалификационных коллегий сулей оглашаются непосредственно после принятия и вступают в силу с момента их оглашения. Они могут быть обжалованы в судебном порядке лицами, в отношении которых были приняты. При этом решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о приостановлении либо прекращении полномочий судьи, привлечении его к дисциплинарной ответственности, об отставке судьи и о ее приостановлении; а также об отказе в рекомендации на должность судьи могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ заинтересованным лицом в течение десяти дней со дня получения копии соответствующего решения.
Такие же решения квалификационной коллегии сулен субъекта РФ могут быть обжалованы тем же лицом и в указанный срок в соответствующие верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов.
Что касается иных решений квалификационных коллегий судей, то они могут быть обжалованы в том же порядке, но лишь но мотивам нарушения процедуры их вынесения.
Создание надлежащих условий для деятельности всех органов судейского сообщества, а также финансовое» и материально-техническое обеспечение их деятельности возлагаются на Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его управления (отделы) в субъектах РФ.
Следует отметить, что вся деятельность членов совета судей и квалификационных коллегий судей не оплачивается и осуществляется на общественных началах.