Аравийские племена в начале новой эры.




РОЖДЕНИЕ ИСЛАМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Попытки создания всемирных империй предпринимались неоднократно. Однако завоевания Арабского халифата (теократическое исламское государство) можно назвать уникальными: это был первый в истории военный поход под религиозными лозунгами. Большинство покорённых арабами народов присоединялись к завоевателям и принимали ислам. Попытки, в частности христианских крестоносцев, повторить этот опыт были не столь успешными.

Большая часть Аравийского полуострова представляла собой пустыню. Соответственно, земледелие и животноводство могли были развиты слаьбо (в основном, возле немногочисленных оазисов). Здесь жили племена кочевников-бедуинов, у которых к VII в. сохранялись многие черты родоплеменного строя. Племенами руководили меджлисы — советы, состоящие из глав семей или родовых общин. Заметную роль играли военные вожди. Племена часто воевали друг с другом. Борьба шла за контроль над источниками вод, за захват рабов и т.д.

Первые города на Аравийском полуострове возникли в I тысячелетии до н.э. Они были центрами ремесла и торговли и находились на караванных путях из Северной Африки в Азию, к Персидскому заливу и в Индию.

К началу VII в. в Аравии всё острее ощущалась проблема перенаселённости. Контроль над многими торговыми путями перешёл к Ирану. Угроза голода, рост цен, засилье ростовщиков вызывали массовое недовольство городских низов.

Возникновение ислама. Основателем новой религии — ислама - был Мухаммад (это имя означает «одержимый духом», или «пророк»). Он родился в 570 г. в Мекке (город в Саудовской Аравии), был состоятельным купцом. По словам Мухаммада, он был провозглашен а пророком единого Бога — Аллаха.

Проповедь нового учения вызвала раздражение жрецов Мекки. В 622 г. Мухаммад вынужден был перебраться в город Ясриб (Медина). Возникшая исламская община быстро расширяла своё влияние. Вскоре её сторонники начали войну с Меккой и остающимися языческими племенами. Ко времени смерти Мухаммада в 632 г. вся Аравия была объединена сторонниками ислама. Исламское учение после смерти пророка было изложено в священной книге — Коране. Ислам по своей сути принадлежал к религиям спасения, мусульмане признавали пророками Ноя, Моисея и Христа. Однако, предписывая жить по законам праведности, ислам значительно отличался от христианства. Внешняя сторона этих различий — гораздо более жёсткие требования к нормам праведной жизни. Правоверные должны пять раз в день совершать молитву (намаз), не забывать про омовение и строго соблюдать посты и т.д.

Арабские завоевания. Преемники Мухаммада имели титул халифов (это слово означает «наместник», «заместитель»), им принадлежала вся полнота духовной и светской власти. Под их руководством арабские войска нанесли поражение двум крупнейшим державам, ведущим борьбу за контроль над Ближним Востоком, — Византии и Ирану. Арабы завоевали Месопотамию, Сирию, Палестину, покорили Иран, неоднократно (в 668, 673-678, 716-718) осаждали Константинополь. Двигаясь на восток, они дошли до реки Амударьи, Северной Индии, Западного Китая. На западе им удалось покорить всю Северную Африку, захватить большую часть Пиренейского полуострова.

Быстрота и лёгкость завоеваний объясняются многими причинами. Бедуины, привыкли к суровым условиям пустыни, часто воевали, фанатично верующие в то, что они ведут священную войну (джихад), были грозными воинами. Мало кто мог им противостоять. Их победы стали сильным аргументом в пользу ислама. Ряды их сторонников пополнялись за счёт населения захваченных территорий. Простые и понятные идеи ислама быстро усваивались широкими массами населения в покоряемых землях. В исламе не сложилось церковной иерархии, возвышающейся над рядовыми верующими. Мусульманским священником, муллой, мог стать любой верующий, знающий Коран..

Утверждению ислама на завоёванных территориях способствовала гибкая политика халифов. Арабские завоеватели не навязывали своей религии. Подавив вооружённое сопротивление, они проявляли веротерпимость. Однако мусульмане оказывались в лучшем экономическом положении. Это косвенно содействовало распространению ислама.

Распад Арабского халифата. Огромная исламская держава (сперва её столицей был Дамаск, затем Багдад) недолго сохранялаединство. В 750 г. в отдельный халифат выделилась Испания. В начале IX в. возникли самостоятельные халифаты в Марокко, Египте, Иране, Средней Азии.

Во владениях Багдадского халифата, по мере того как завоеватели осваивались с хозяйственным укладом покорённых земель, начали обостряться внутренние противоречия.

Часть местной знати, землевладельцев территорий, вошедших в халифат, приняв ислам, постепенно оказалась в составе новой правящей элиты, ставшей костяком аппарата управления империей. Халифы начали жаловать землёй приближённых, выделяли им в управление обширные территории с правом сбора налогов. Особенно распространилась эта практика при Гаруне-алъ-Раишде (правил в 786-809), о котором сохранилось немало легенд, вошедших в сборник сказок «Тысяча и одна ночь».

Усиливаясь, местная знать стремилась избавиться от опеки центральной власти, проявляла сепаратистские стремления. Растущие поборы, бремя которых тяжким грузом ложилось на земледельцев, были причиной восстаний крестьян и рабов.

Относительно немногочисленных арабских воинов не хватало для охраны границ обширной державы, поддержания порядка, продолжения натиска на земли «неверных». Возрастающую роль в армии начали играть наёмники, в основном из кочевых племён, принявших ислам. В XI в. Турки-наемники подняли восстание и захватили Багдад. Их предводитель принял титул султана, или шах-ин-шаха (царя царей). Власть халифа стала чисто номинальной.

Рост противоречий в Арабском халифате сопровождался обострением религиозных разногласий. Почти сразу после смерти Мухаммада возник спор о том, кто может быть халифом. Он вызвал раскол среди мусульман. Одна группа, шииты, полагали, что только потомки Мухаммада достойны этого поста. Они признавали только Коран. Те, кто считал святой книгой не только Коран, но и Сунну (сунниты), полагали, что халиф должен избираться религиозной общиной Мекки. Борьба суннитов и шиитов, связанная с конфликтом между династиями, представляющими различные кланы знати (потомками Мухаммада, Омейадами, Аббасидами), нередко приобретала вооружённый характер. Хариджиты, исходя из традиций родоплеменного строя, доказывали, что халиф должен выбираться правоверными без каких- либо ограничений, невзирая на его происхождение. Позднее в исламе сложились и другие течения.

Культурное наследие Арабского халифата. Несмотря на то что халифат, как и другие крупные державы Древнего мира и Средних веков, был недолговечным государственным образованием, арабские завоевания оказали большое влияние на развитие народов Евразии.

Благодаря распространению ислама и арабского языка, образ жизни народов на обширных территориях — от Западной Африки до границ Китая — сблизился. Это, в свою очередь, способствовало развитию торговли и ремесла. На завоёванных землях строились дороги и ирригационные сооружения, стали использоваться водяные и ветряные мельницы.

Значительного развития в исламском мире достигли научные и технические знания. При покорении Египта арабы разрушили библиотеку в Александрии, уничтожив большую часть хранившихся в ней рукописей. Завоеватели считали, что никакие другие книги, кроме Корана, не нужны. Однако со временем образованные слои населения обратились к античной философии и научной мысли. Интерес к трудам Аристотеля, Птолемея и Эвклида в Западной Европе в значительной мере возродился под влиянием арабов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: