Задачи формирования УУД.




Технологическая карта

УМК Е. Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина

Класс: 1 класс

Учитель: Кузьмина Александра Валентиновна

Методист: Павленко Елена Алексеевна

Предмет: Музыка

Дата проведения:

Тема: ОПЕРА-СКАЗКА

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: формировать у учащихся представление о опере – сказке, организовать деятельность обучающихся по формированию основ музыкальной культуры.

Задачи формирования УУД.

· Личностные: актуализировать личностный смысл в развитии музыкально-эстетического чувства; содействовать осознанию ценностей изучаемого предмета в эмоционально-ценностном отношении к искусству; помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала в жизни человека и общества.

· Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Научить воспитанников слушать и понимать музыку; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.

· Познавательные: расширить представления детей о музыке; познакомить воспитанников с музыкальным произведением - опера, созданной на основе сказочного сюжета; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; формировать представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; формировать основы музыкальной культуры;

· Коммуникативные: развивать умение использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; развивать умение исполнять музыкальные произведения со сверстниками, принимать участие в обсуждении музыкальных впечатлений, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

 

Планируемые результаты:

Знать: что такое опера и оркестр; классические произведения русских композиторов

Уметь: слушать и анализировать музыкальные произведения, двигаться в соответствии с характером музыки, петь легко и свободно.

Методическое обеспечение занятия:

Оборудование: ТСО, презентация, фрагменты из оперы «Волк и семеро козлят.

 

Этапы урока:

 

  Время (мин.) Деятельность учителя Деятельность обучащихся
I. Организационный этап. минуты Муз приветствие. - Давайте, ребята, поприветствуем друг друга (музыкально). - Сегодняшний урок мы начнём с музыкального приветствия. Послушайте, как будем петь (показ, слушание). Первую часть буду петь я, затем поёте вы. Давайте попробуем спеть все вместе, помните, я пою первую часть (показывает), а вы поёте вторую (показывает) (ПЕНИЕ). Молодцы, а теперь давать попробуем ещё красивее и дружнее (пение). Молодцы, а теперь давайте попробуем более звонко и напевно. Распеваются вместе с педагогом  
II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Целеполагание минуты Мы отправимся с вами в путешествие по сказкам. Ребята, какие сказки вы знаете? Молодцы! Много сказок прочитали. А мы сегодня с вами побываем в музыкальной сказке. Что такое музыкальная сказка? Правильно! Молодцы! Музыкальная сказка - это спектакль. Мы с вами уже знаем, где можно увидеть спектакли. Так куда же мы с вами отправимся, чтобы увидеть музыкальную сказку? Скажите, какие музыкальные спектакли можно увидеть в музыкальных театрах? Какой жанр является основным, чтобы попасть в оперу? Почему песня? Всё верно, в музыкальной сказке герои тоже поют, поэтому она называется Опера-сказка. Тема урока «Опера – сказка». Сюжетами опер и балетов становятся всем известные с детства народные сказки и былины. Чтение отрывка из книги «Волк и семеро козлят». «В избушке на лесной опушке жила-была коза с козлятами и т.д.». Кто помнит её содержание? - Правильно, там говорится про Волка и козу с козлятами. - Мы все давно знаем эту сказку, и почему мы вспомнили эту сказку? Композитор Мариан Викторович Коваль написал на сюжет этой сказки детскую оперу. Давайте посмотрим на портрет этого композитора перечисляют сказки   Спектакль Ответы детей   «Опера» и «Балет» Песня В опере все герои поют     Рассказывают содержание сказки Знакомятся с автором оперы-сказки  
III. Актуализация знаний. 4 минуты - Но прежде, чем мы познакомимся с ней, узнаем, что такое опера. Опера – это музыкальный спектакль. В нём все действующие лица поют в сопровождении оркестра. В опере объединены различные виды искусства: музыка (солисты, хор, оркестр). Отгадайте загадку: Коллектив музыкантов, что вместе играют, И музыку вместе они исполняют. Бывает он струнный и духовой, Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр) Что такое оркестр? Это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах, во главе с дирижёром. «Драматическое действие», т.е. какое-то событие. А также изобразительное искусство (декорации, костюмы, грим) и танцы. Как я уже сказала, в опере все действующие лица не говорят, а поют. Основа оперы – либретто (словесный текст)   Отгадывают загадку Знакомятся с понятиями «опера», «оркестр», «драматическое действие», «изобразительное искусство», «либретто»  
IV. Первичное усвоение новых знаний. 4.1 Музыкально-слушательская деятельность минут Слушание. Почему опера, с которой мы знакомимся, называется детской? Правильно. Молодцы! Потому что её исполняют дети. - Итак, это детская опера - её могут исполнять сами дети. Сейчас мы познакомимся с некоторыми отрывками из этой оперы. И музыка первого отрывка, где мы с ними познакомимся, тоже весёлая. Это их общая песенка, которой мы можем подпевать. Там есть такие слова: Семеро, семеро, семеро козлят, Весело, весело, весело шумят: Весело Всезнайке, весело Бодайке, Весело Топтушке, весело Болтушке, Весело Мазилке, весело Дразнилке. Ну, давайте, братцы, прыгать и бодаться. - Давайте послушаем этот хор, тихонечко подпевая героям оперы. Слушают хор «Семеро козлят», разучивают текст и мелодии с сопровождением.   Подпевают героям оперы  
V. Первичная проверка понимания. 5.1 Музыкально-исполнительская деятельность   минут Музыкально-ритмическая деятельность. Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь. Каждое действующее лицо оперы обычно характеризуется яркой и запоминающейся мелодией – темой. Так, у каждого из козлят есть своя тема, которая рисует его музыкальный портрет. Сначала мы познакомимся с мамой Козой. Послушаем ее песню. Постарайтесь услышать имена козлят, о которых поет мама Коза. А как называются песни, которые поются детям перед сном? Правильно, колыбельные. И, наверное, ещё не слыша этой песенки, вы можете угадать, какой у неё будет характер? Какими бывают колыбельные песни и как их исполняют? - Верно, вот такую же песенку-колыбельную написал для мамы Козы в своей опере композитор М. Коваль. - Давайте не только внимательно послушаем этот музыкальный отрывок, но и немного покачаем корпусом в такт музыке, словно помогая маме укладывать детей спать. Мама Коза укачивает деток спать и каждого из них называет по имени. Прослушивание темы мамы-Козы Спи, дочурочка, Болтушка, Спи, забавник, Топотушка, Не бодайся мой Бодайка, Баю-баюшки, Всезнайка, Перестань шалить Дразнилка, Не мешай уснуть Мазилке, Крепко спи меньшой Малышка, Тише, детки, тише, тише. Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят? Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш. Прослушивание темы Малыша и Воинственного марша. Стойте, друзья, Командиром стал я По команде сдвойте ряд Начинаем наш парад. У самого младшего козлёнка по имени Малыш - самая грозная и решительная песенка. Как вы думаете, почему? После этой песенки идёт большой инструментальный отрывок, во время которого козлята маршируют. Что вы можете сказать об этой теме? Какая она? На что похожа? Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Воинственный марш? Уч.: Мальчики, встаньте около парт. Представьте, что вы козлята из оперы-сказки и побудьте командирами. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром. Помаршируйте под марш. Молодцы!       Поочерёдное прослушивают и знакомятся с песенками козлят   Колыбельную. Ласковый, нежный характер музыки   Прослушивают «Колыбельную мамы Козы», покачиваясь в такт     О характере козлят   Потому что все козлята играют в военный парад, а Малыш назначен в нём командиром.   Четкая, ритмичная. Напоминает марш Потому, что Малыш представляет себя командиром на параде и он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша). Мальчики, а потом девочки маршируют под звуки Воинственного марша
VI. Первичное закрепление. 6.1 Музыкально-исполнительская деятельность минут Хоровое пение с пластическим интонированием. Теперь давайте познакомимся с остальными козлятами. Тема Всезнайки. Прослушивание звуковой записи. А я знаю за лежанкой Прячет мать с вареньем банку. А спустя некоторое время этот козлёнок продолжает петь свою песенку с такими словами: Пусть танцуют, пусть играют, В сладком толк Всезнайка знает. Как вы думаете, ребята, эта тема принадлежит какому герою? (Бодайки, Топтушки, Всезнайки). (Если будут затруднения с определением темы, напеть ещё раз с ударением на слово «знаю»). Правильно - это тема Всезнайки. А почему вы так решили? Начинаем разучивать тему Всезнайки. (Обратить внимание на ударение на словах «знаю», «мать», «банку»).   Тема Топтушки. Прослушивание звуковой записи. Я на венике верхом Объезжаю всё кругом. Ты беги, Мазилка, вслед, Ну, догонишь или нет? А сейчас, как вы думаете, как зовут этого козлёнка? Что делает Топтушка во время песни? Правильно! Молодцы, дети! Споём эту тему (обратить внимание на ритмический рисунок, изображающий прыжок).   Тема Бодайки Чья тема прозвучит сейчас? "Забодаю, забодаю!" Споем с вами вместе эту тему. (Обратить внимание при разучивании на октавные скачки, отрабатываем синкопированный ритмический рисунок)   Тема Болтушки. Прослушивание звуковой записи.   Вот Всезнайка и Топтушка Говорят, что я Болтушка, Говорят, что много вру, А я правду говорю. А это чья тема? Итак, мы познакомились с козлятами, узнали их характер. А теперь, я предлагаю вам разыграть фрагмент оперы, а именно, заключительную сцену, где звучит хор козлят. Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»? Прослушивание заключительного хора оперы-сказки «Волк и семеро козлят».     Ребята, какой характер у этого хора? По жанру это… А нет ли здесь черт других жанров? Ребята, давайте мы разучим эту песню, но сначала выберем детей, которые исполнят роли козлят. Все остальные - это хор. (Выбрать детей). Начинает и заканчивает пение хор, солисты исполняют фразы, соответствующие их героям. Разучивание песни по фразам. Заключительный хор «Семеро козлят» - бодро, в темпе марша. Молодцы! Замечательный финал оперы получился у нас. Каждый спектакль в музыкальном театре заканчивается аплодисментами, которые благодарные зрители дарят актерам. Давайте и мы подарим друг другу аплодисменты. Всезнайка! Потому, что он самый умный, все знает Разучивают песенку Всезнайки     Это Топтушка. Она скачет на венике, зовёт Мазилку её догнать. Разучивают песенку Топтушки   Эта тема Бодайки. Он упрямый, драчливый, забияка     Болтушки. Она обидчива.   Козлята живы, они радуются   Хор жизнерадостный Дополняют – песня     поют финальную песню все вместе, то есть хором  
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. минуты Творческий уровень: Нарисуйте одного из понравившихся вам героев сказки, опишите его характер, что он любит, чем занимается. Записывают домашнее задание
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия). минуты - Итак, сегодня вы познакомились с оперой, как она называется? - Кто запомнил композитора, который сочинил эту оперу? - Какие виды искусства объединены в опере? (музыка, драматическое действие, изобразительное искусство, танцы) - А теперь я предлагаю продолжить одну из фраз: Было интересно… У меня возникли затруднения … Мне было интересно Вместе с педагогом подводят итоги занятия: отвечают на вопросы, рассказывают, что им понравилось, что запомнилось больше всего

ПРИЛОЖЕНИЕ

Слайд 1

ОПЕРА-СКАЗКА

Слайд 2

Персонажи-герои опер имеют свои музыкальные характеристики – мелодии-темы

Слайд 3

Герои опер могут петь по одному (солисты), вместе (хор) в сопровождении фортепиано или оркестра

Слайд 4

Знакомство с детской оперой 1. Пение 2. Движения 3. Музицирование 4. Танцевальные номера 5. Сценические действия

Слайд 5

ОПЕРА-СКАЗКА Волк и семеро козлят

Слайд 6

Каждое действующее лицо оперы характеризуется яркой мелодией – темой Каждый козлёнок имеет своё имя. У каждого козлёнка свой музыкальный портрет

Слайд 7

Колыбельная мамы-Козы

Слайд 8

Игры козлят Тема Мазилки Тема Всезнайки Тема Бодайки Тема Болтушки Тема Дразнилки Тема Топотушка

Слайд 9

Воинственный марш

Слайд 10

Хор «Семеро козлят»

Слайд 12

Мама-Коза

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

1)Хор. Семеро козлят + 6) Тема малыша

Семеро, семеро, семеро козлят.
Весело, весело, весело шумят.
Весело Всезнайке,
Весело Бодайке,
Весело Топтушке,
Весело Болтушке,
Весело Мазилке,
Весело Дразнилке.
Козленок Малыш (поет):
Ну, давайте, братцы
Прыгать и бодаться!

 

Тема Всезнайки.

А я знаю, за лежанкой

Прячет мать с вареньем банку.

 

Тема Бодайки.

Забодаю, забодаю.

 

Тема Болтушки.

Вот Всезнайка и Топтушка

Говорят, что я болтушка,

Говорят, что много вру,

А я правду говорю.

 

Тема Топтушки.

Я на венике верхом

Объезжаю все кругом.

Ты беги, мазилка, вслед.

Ну, догонишь или нет?

 

7) Колыбельная мамы козы.

Спи, дочурочка Болтушка,

Спи, забавник Топотушка,

Не бодайся мой Бодайка,

Баю - баюшки Всезнайка.

Перестань шалить, Дразнилка,

Не мешай Уснуть мазилке,

Крепко спи, меньшой Малышка,

Тише, детки, тише, тише.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: