МУЗЫКАЛЬНЫЕ КУБИКИ. ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ




ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

К 1 РАЗДЕЛУ ПРОГРАММЫ“МИР МУЗЫКИ “

 

АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ ТЕРЕЩЕНКО И. В.

 

САНКТ - ПЕТЕРБУРГ

Ред. 2017 г.

 


Введение.

Характер музыки. Звуки музыкальные и шумовые.

1) Вспомни, с каким случаем в твоей жизни связано самое яркое впечатление о музыке?

2) Добавь определения характера к воображаемым пьесам:

а) светлая,

б) печальная,

в) нежная.

3) Придумай названия к пьесам, звучащим

а) беспокойно и взволнованно:________________________________________________

б) торжественно и гордо:_____________________________________________________

в) грациозно и изящно:______________________________________________________

г) тяжело и грузно:_________________________________________________________

4) Напиши сочинение на тему: «Зачем я занимаюсь музыкой?»

 

5) Определи, к какой группе относятся следующие звуки:

Музыкальные: _________________________________________________________________ _______________________________________________________________________

шумовые: ______________________________________________________________

Поющие дети, звон стеклянных стаканов, грохот грома, цокот копыт, колокольный звон, удары дождя по крыше, голос трубы, стук барабана, телефонный звонок, тиканье часов, звуки движущейся машины, пение птицы, звуки водопада.

6) Вспомни свойства музыкального звука и впиши в кроссворд необходимые слова

 

                     
                       
                       
        З              
        В              
        У              
М У   З   Ы   К   А   Л   Ь   Н   Ы   Й  
                       
                       
                       
                       
                       

 

7) Озвучь шумовыми звуками любую сказку или рассказ (не длиннее одной страницы).

 

 

1.2. Средства музыкальной выразительности.

1. Закончи предложение: ______________ - это музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Она бывает ______________________ и ____________________________.

2. Чем вокальная мелодия отличается от инструментальной?

 

3. Определи вид мелодии:

4. Что такое кульминация, каково ее значение в мелодии?

 

5. Разберись в понятиях: Ритм, Метр, Темп, дай им определение. Досочини сказку про них:

В музыкальном царстве произошло стихийное бедствие, царит полная неразбериха. Нотки - жители царства совсем растерялись, не знают что делать - все у них валится из рук...

 

6. Определи ритм, соответствующий, на твой взгляд, маршу, польке, мазурке, вальсу:

 

7. Определи размер стихов (двухдольный или трехдольный):

а ) Котик усатый по садику ходит. а) Старый заяц сено косит,

А козлик рогатый за котиком бродит. А лиса сгребает.

Котик усатый моет свой ротик, Муха сено к возу носит,

А козлик седою трясет бородою. А комар кидает.

8. Тебе нужно сочинить пьесы с такими названиями:

“Волшебное озеро”, “Пляска дикарей”, “На параде”, “Сонное царство” - какой вид ритмического рисунка наиболее подходит к ним?

9. Ответь на вопросы:

а) Из каких понятий состоит метроритм?

б) Какой ритм называется пунктирным?

в) На какие три группы делятся темпы?

г) Найди в словаре и запомни перевод слова “диапазон” - “________________________”.

д) Подчеркни термины, относящиеся к метроритму: такт, кантилена, creschendo, легко, в прежнем темпе, мажор, accellerando, слабая доля,3/4, morendo, переменный размер, diminuendo, пунктир, pp, тяжело, ff, ritenuto, быстро.

10. Найди правильный перевод обозначений темпа:

Andante - ___________ Presto - ____________ Vivo -________

Moderato -________ __ Allegretto -__________ Allegro -________

Adagio -___________ __ Andantino - __________ Adagio - _______

Largo - ____________ _ Lento -____________

 

 

11. Впиши в таблицу латинскими буквами обозначения темпов:

 

Медленные Умеренные Быстрые
     
     
     
     

12. Какой вид ритма (равномерный? пунктирный? синкопированный?) применили композиторы в следующих произведениях:

.

13. Какое выразительное средство музыки имеет следующие значения:

а) наука об аккордах

б) аккордовое сопровождение мелодии

14. Вставь пропущенные слова в предложения.

а) мажор и минор - самые распространенные _________ в музыке.

б) ______ - это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями.

в) Хорошо, когда в семье лад, когда дело __________, когда костюм _____________ сшит.

15. Подчеркни правильные ответы:

а) в опере “Руслан и Людмила” М.И.Глинка для характеристики злого волшебника Черномора использовал лад (минорный, целотонный, пентатоника).

б) лад, состоящий из чередования тон - полутон, имеет название (хроматическая гамма, волшебный звукоряд, гамма Римского - Корсакова).

16. Сыграй мелодии пьес Чайковского “Марш деревянных солдатиков” и “Похороны куклы” и объясни: почему первая - яркая, бодрая, светлая, а вторая - мрачная, печальная, ведь в обеих пунктирный ритм.

 

17. Исправь путаницу - проставь рядом с определением нужный номер:

1 Гармония - чередование длинных и коротких звуков

2 Речитатив - напевная плавная мелодия

3 Темп - согласованность разных по высоте звуков

4 Лад - последовательность аккордов

5 Кантилена - скорость исполнения музыки

6 Метр - музыкальная декламация

7 Ритм - равномерное чередование сильных и слабых долей

 

18. Заполнив правильно кроссворд по горизонтали, определи средство музыкальной выразительности:

а) чередование сильных и слабых долей

б) громкость звучания

в) чередование звуков разных длительностей

 

                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

19. Закончи предложение: “Большую роль в выразительности музыки играет и способ изложения музыкального материала _________________”.

Что такое гомофонно-гармоническая фактура, ее отличие от полифонической?

 

20. Допиши предложения:

В музыке различают три регистра:_______________________________________________.

Фактура, состоящая из одноголосной мелодии с аккордовым сопровождением называется _______________________. Окраска звучания называется ________________.Фактура, основанная на равноправии всех голосов, называется ______________________________.

Изменение громкости звучания называется ___________________. Трехдольный _____________.Аккордовая__________________.Мажорный____________. Контраст-ная________________. Красочная______________.Острый синкопированный __________. Бархатный ____________.Задушевная__________________.Медленный _______________.

 

21. Распредели музыкальные термины по нужным разделам:

f, Allegro, pp, мажор, стаккато, пентатоника, Адажио, non legato, p, Moderato, legato,минор.

Темпы Оттенки штрихи Лады
       
       
       

 

22. Подумай и напиши, к каким выразительным средствам музыки относятся следующие термины: одноголосная _____________, аккордовая _____________, аккомпанемент _______________, диминуэндо _____________, кантилена ____________, vivo_________, размер __________, мажор и минор ___________, ritenuto, accellerando _________, речитатив ______________.

 

23. Определи тип фактуры:

 

24. Стрелками укажи, к каким понятиям относятся следующие термины:

1 Аллегро 1 регистр

2 Нижний 2 штрихи

3 фортиссимо 3 лад

4 полифоническая 4 метр

5 минор 5 темп

6 синкопированный 6 динамика

7 сильная доля 7 фактура

8 Фа мажор 8 гармония

9 трезвучие 9 тональность

10 стаккато 10 ритм

 

25. Реши кроссворд:

по горизонтали:

3 скорость исполнения музыки

5 расстояние между самым низким и самым высоким звуками инструмента (голоса)

6. чередование длинных и коротких звуков

7. расстояние от одной сильной доли до другой

8. окраска звука

 

по вертикали: 1 объединение звуков по высоте и окраске

2 свойство музыкального звука

4 организация устойчивых и неустойчивых звуков

9 аккорды и их последовательность

10 музыкальная ткань, склад

11 способ извлечения звука

 

                         
                         
                         
                         
                           
                         
                           
                           
                           
                         
                           

 

26.Считается, что в минорном ладу звучат мрачные, печальные, даже трагические произведения. А вот “Музыкальный момент” Ф. Шуберта фа минор звучит игриво, шутливо. Подумай, почему?

 

27. Подумай, что такое музыкальная интонация?

Найди вопросительные, восклицательные, повествовательные интонации в знакомых тебе музыкальных произведениях.

Определи интонации следующих произведений:

 

28. Подчеркни правильный ответ:

1) pp, p, mp, mf, f, ff - это обозначение различных а) темпов, б) динамических оттенков, в) штрихов

2) регистр - это... а) окраска звука, б) скорость исполнения музыки, в) часть звукового диапазона.

3) legato, staccato, non legato - это разновидности... а) штрихов, б) темпа, в) ритма

4) к понятию лада относится... а) легато, б) минор, в) пунктирный

5) многоголосная фактура, состоящая из главного голоса и остальных аккомпанирующих ему голосов, называется... а) аккордовой, б) полифонической, в) гомофонно-гармонической.

 

29. Найди верные определения:

1Тональность 1Скорость исполнения музыки

2 Мелодия 2 Высотное положение лада

3 Динамика 3 Характерная особенность звучания голоса (инструмента)

4 Лад 4 Равномерное чередование сильных и слабых долей

5 Штрихи 5 Сила звучания музыки

6 Гармония 6 Одноголосная последовательность звуков

7 Темп 7 Система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых звуков

8 Тембр 8 Способы звукоизвлечения.

9 Ритм 9 Последование аккордов, сопровождающих мелодию.

10 Метр 10 организованная последовательность длительностей

 

30. Что такое музыкальный образ?

Какие виды музыкальных образов знаешь, допиши: образ - портрет, образ - настроение, образ - ________________, образ ________________.

Можно ли между понятиями музыкальный образ и музыкальная тема поставить знак равенства (муз. образ = муз. тема) или нет - как ты думаешь?

Верно ли определение: музыкальная тема - это построение, выражающее законченную мысль и служащее основой развития всего произведения?

Подчеркни, в каком виде чаще всего звучит тема:а) мелодии, б) ритмической формулы, в) аккордов.

Подумай, на какие две группы могут быть разделены музыкальные темы по характеру: сходные и __________________________.

Что такое контраст (подсказка: день - ночь, утро -?, зима -?, белый -?, хорошо -?)?

Найди контрасты в музыке (например, быстро -?, форте -? мажор -?,

?____________?_________,?__________?__________ и т.д.)

Продолжи фразу: сходные темы - это ________________________________________,

контрастные темы – это ______________________________________________________.

 

31. Как понимаешь, что такое развитие в музыке?

Назови способы развития в музыке.

Как называется повторение со сдвигом по высоте?

Что такое вариации?

Закончи фразу: повторение темы в разных голосах называется - __________________.

Определи способ развития в каждом из следующих отрывков:

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ КУБИКИ. ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

1. Чем куплетная форма отличается от строфической?

2. Какие произведения пишутся в куплетной форме?

3. Закончи предложения:

Музыкальное произведение состоит из различных по величине фрагментов, которые называются __________________. Границей между ними является ___________. Мотив (в переводе - “____________”) - это _________________________________. Мотивы объединяются в незаконченные построения ____________. Относительно законченное музыкальное построение, завершающееся кадансом, называется ________________.

4. Подумай, как может в нотах обозначаться цезура и перечисли “кирпичики”, из которых складываются музыкальные формы.

5. Дай определение следующим терминам:

Каданс - _______________________________________________

Цезура - ________________________________________________

Фраза - _________________________________________________

Период - _________________________________________________

 

6. Найди и исправь ошибки в тексте:

Цезура - это порядок расположения частей и разделов в музыкальном произведении.

Законченное построение из нескольких предложений называется фразой.

Мотив состоит из нескольких предложений.

Фраза заканчивается кадансом.

Каданс - это начальный музыкальный оборот.

Музыкальная тема обычно пишется в форме мотива.

 

7. Выбери и подчеркни правильный ответ:

Период обычно состоит из... (1 предложения, 2 предложений, 3 фраз)

Граница между музыкальными построениями называется...(кульминация, каданс, цезура)

Наименьшее музыкальное построение... (фраза, мотив, предложение).

Самая маленькая одночастная форма...(период, предложение, дополнение).

Музыкальная тема обычно пишется в форме... (мотива, периода, фразы).

 

8. Заполни горизонтальные строки кроссворда и определи музыкальное построение по вертикали:

1. музыкальное построение, состоящее из 2-х или нескольких мотивов

2. граница между муз. построениями, “знак препинания” в музыке

3. заключительный музыкальный оборот

4. в периоде - дополнительный раздел, звучащий как музыкальное послесловие

5. музыкальная мысль, выраженная одноголосно

6. руководитель оркестра

7. одночастная музыкальная форма

8. повторение темы на разной высоте через одинаковый интервал

9. самое маленькое построение в музыкальной речи

 

 

                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

9. Закончи предложения:

Форма, состоящая из двух периодов, называется ___________________. Одночастная форма - это ________________________. Реприза - это ____________________, она бывает в __________________. Середина бывает в ____________________ форме.

 

10. Из четырех модулей составь произведение в форме: а) периода, б) 2-х частной форме, в) простой 3-х частной форме. Модули можно повторять, использовать не все, менять их порядок.

11.Ответь на вопросы:

В какой музыкальной форме основная тема называется рефреном?

Какую форму часто используют композиторы, делая инструментальную обработку народных песен?

В какой форме чаще всего пишется тема вариаций? Укажи схему вариаций.

Дай определение формы рондо. С чего начинается рондо? Для чего нужны эпизоды? Как переводится слово “рефрен”?

Как называются вариации на две темы?

 

12. Выпиши термины, относящиеся к формам:

вариации -

рондо -

А,А1, А 2, А 3...; хоровод, АВАСА, двойные, рефрен, круг, изменения, эпизод, тема, припев.

13. Разбей текст на части:

Маршеобразно, четко, звонко, весело, легко. бодро, беззаботно, тревожно, настороженно, вкрадчиво, тихо, маршеобразно, четко, звонко, весело, легко, бодро.

14. К пьесе Э. Грига “В пещере горного короля” сочини сказку и нарисуй картинку.

Как влияет изменение темпа на характер музыки? Перечисли основные средства выразительности данной пьесы.

15. Подпиши названия форм:

а, а1, в, в 1 - ________________________

АВАСА -___________________________

А А1 А2 А3 В В1 В2 В3 - ____________________________________

а, а1, в, а 1 - _______________________________________

АВА -__________________________________

а, а - _____________________________

А, А1, А2, А 3... - ___________________________.

 

16. Определи музыкальную форму пьесы из своей программы по инструменту.

17. Реши кроссворд и найди “спрятавшуюся” музыкальную форму

По горизонтали:1.Строение музыкального произведения

2.Мельчайшее музыкальное построение

3. Повторение темы от разных ступеней.

4. Заключительный гармонический оборот

5. Составляющая часть периода

6. Часть предложения

7. Раздел рондо

По вертикали: 8. Повторяющаяся тема в форме рондо

9. Граница между музыкальными построениями

10. Третья часть в простой трехчастной форме

11. Музыкальная форма, основанная на теме и ее измененных повторениях.

 

                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

 

18. Выполни следующие задания:

1.4. ТЕМБРЫ. ИНСТРУМЕНТЫСИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА.

1. Что такое тембр (подсказка: тембр (от французского “колокольчик”, «метка, отличительный знак”) - это _____________ звука, по которой различаются звуки одной и той же высоты и благодаря которой звучание инструментов или голосов отличается друг от друга)?

 

2. Прочитай сказку Абрамяна “Как бы ни так”. Как ты считаешь, прав ли малый барабан?

“На улице было пустынно и тихо. Ночь осторожно прокрадывалась в каждый дом, и не было ни одного освещенного окошка. Только высоко в небе сказочным фонарем висела круглая яркая луна. Ее свет падал на витрину музыкального магазина и освещал полки, уставленные музыкальными инструментами. Случайный прохожий остановился возле витрины:

-Что бы мне ему купить? - стал размышлять он, думая о дне рождения внука. Взгляд его остановился на нижней полке. Здесь он увидел красно-желтые скрипки, альты и виолончели. Рядом, словно шпаги, лежали длинные и тонкие смычки.

- Куплю виолончель решил прохожий и посмотрел на вторую полку. На ней разместились деревянные духовые музыкальные инструменты: Флейты, Гобои, Кларнеты, Фаготы. От раструбов до самого мундштука они были усыпаны светлыми кнопками, будто все они - и флейты и гобои, и кларнеты и фаготы - были в черных мундирчиках, плотно застегнутых на все пуговицы.

- Нет, лучше подарю ему кларнет! - но лунный свет, словно бы нарочно, коснулся третьей полки, на которой лежали Трубы, Тромбоны, Валторны и Тубы. Прохожий невольно залюбовался их блеском. Казалось, что медь труб отражает не луну, а солнечное сияние - так ярко она сверкала.

- Решено, куплю трубу!

И тут прохожий взглянул на последнюю, четвертую полку. Там он увидел множество барабанов.

- Это как раз то, что нужно! - обрадовался он. - Куплю ему барабан, Вон тот, маленький...

Приняв окончательное решение, прохожий отошел от витрины. Только он свернул за угол, как в музыкальном магазине стали происходить настоящие чудеса. Может, потому что слишком ярок был свет луны, а возможно - почему-либо иному...

Маленький барабан, выбранный прохожим в подарок внуку, вдруг стукнул себя барабанной палкой по животу: тра-а-ак... В тишине магазина это прозвучало громче выстрела хлопушки.

- А, это ты, - сердито пробасил могучий Контрабас, уютно прикорнувший в углу магазина. - Ни днем, ни ночью нет от тебя покоя. А ну, повернись на бочок и спи, шалун!

- Трак - тара - так, как бы не так! - весело откликнулся Малый барабан. - Я самый главный музыкальный инструмент!

Контрабас лишь усмехнулся в ответ. Он и не собирался вступать в спор с известным на весь магазин болтунишкой барабаном. А тот продолжал весело тараторить:

- Вчера один малыш сказал отцу: «Папа, купи мне барабан, он самый главный музыкальный инструмент!”

Малый барабан торжествующе посмотрел на Контрабас.

- Гм-м, - пробормотал Контрабас и не нашелся что ответить. В раздумье он поднял смычок и слегка почесал им струны. С его стороны это было крайне неосмотрительно. Поднялся такой гул, что в магазине тут же проснулись все остальные музыкальные инструменты.

- Что за шум? - сонными голосами пропели Скрипки.

- Что такое? - гневно протрубили Трубы.

- Что случилось? - в один голос затянули Флейты, Гобои, Кларнеты и Фаготы.

- Нас покупают? - спросонья бумкнула Туба, похожая на огромную змею, свернувшуюся тугими кольцами. - Хорошо, если меня купит музыкант, а то вчера один бестолковый человек принял меня за самовар.

Тут Контрабас собрался с мыслями и пробасил: «Барабан говорит, что он барабан - самый главный музыкальный инструмент. Как вам это нравится?”

- Нет, вы слышали что-нибудь подобное? - заволновалась Флейта. Она-то была убеждена, что главнее ее нет и не может быть.

- Какое самомнение! - рявкнул Тромбон с третьей полки. - Какая нескромность!

- Что здесь, в конце концов, происходит? - прогнусавил тугой на ухо Фагот.

- Тише, тише! - воскликнули Скрипки. Как известно, они не переносили шума. - Пусть уважаемый Контрабас расскажет все по порядку.

Но Контрабас не успел и звука вымолвить. Его опередил Малый Барабан, довольный тем, что поднял такой переполох. Он весело простучал:

- Бум - тарарам! Мы барабаны самые главные музыкальные инструменты. Не верите, спросите у любого малыша!

Мама малого Барабана, огромная, как котел, Литавра, не замедлила вступить в разговор. Она отчаянно заколотила себя двумя палками, на концах которых были крепкие войлочные шишки, каждая размером с яблоко: “Пр-р-р-р-авильн-н-но!”

В магазине поднялся такой грохот, что прохожий, свернувший на соседнюю улицу, невольно посмотрел на небо: «Быть грозе!”

- Так! - громыхнул Большой Барабан, папа малого Барабана, и как следует стукнул себя по макушке толстой барабанной палкой. - Так - и не иначе. Наш сын говорит чистую правду. Наш барабанный род самый древний. Когда на свете вообще не было никаких музыкальных инструментов, человек подошел к сухому дуплистому дереву и стукнул по нему палкой. Бумм!... - громко отозвалось дупло. И это было так чудесно, что человек заплясал от радости!

Большой Барабан так разволновался, что скатился с верхней полки и, с ужасающим грохотом стукнувшись об пол, замолк. Прохожий на соседней улице еще раз глянул на небо и сказал: «Кажется, пронесло”...

А в музыкальном магазине заговорили все другие музыкальные инструменты.

- Я согласен с тем, что пустота порождает... пустой звук, - не очень громко, но довольно внятно и протяжно сказал гобой. - О чем тут громыхать?

Флейта, считая, что умеет говорить более изящными фразами, бесцеремонно перебила Гобой: “ Может быть, древний человек и стучал палкой по сухому дереву. Возможно, он и плясал от радости, как наш уважаемый друг...”

Флейта покосилась на большой Барабан, который с помощью Литавры и малого Барабана, охая и вздыхая, пытался вскарабкаться на верхнюю полку. Флейта хихикнула и затараторила дальше:

- И все-таки главный музыкальный инструмент - это мы, деревянные духовые: Гобой, Кларнет, Фагот и я! Но я особенная! Я произошла от свирели, а они - от простой дудки.

- Дудки, сударыня! Вы нас дудками не проведете!- громыхнул было большой Барабан, но, охнув, схватился за помятые бока и снова скатился на пол. Флейта обиженно замолкла. За нее вступился Кларнет. Кланяясь направо и налево, поминутно теребя пуговички своего черного мундира, он мягко и вкрадчиво сказал:

- К сожалению, мы не знаем имени того самого пастуха, которому пришла в голову мысль срезать кусок тростника и сделать из него дудку...

- Свирель, мой друг, свирель, - вспорхнул голос Флейты.

- И свирель, - согласился Кларнет, - что, впрочем, одно и тоже. Таким образом, все мы Флейта, Гобой, Фагот и я - произошли от дудки...

Хотел ли Кларнет добавить еще что-нибудь, неизвестно. С третьей полки вдруг послышались чьи-то рыдания. Это плакала Валторна, которая считалась королевой третьей полки. Голос плачущей валторны был так печален, что добрый отзывчивый Контрабас не выдержал и тоже зарыдал.

- Ах, - стонала Валторна, - неужели никто никогда не слышал, что мы, и только мы, медные духовые музыкальные инструменты - моя младшая сестрица Труба, мои старшие братья могучие Тромбоны и, наконец, добрейшая тетушка Туба, - что мы самые главные музыкальные инструменты...

Ворчун Фагот забрюзжал со своего места:

- Доказательства, где, я спрашиваю, доказательства? А? Что? Говорите громче, не слышу!

Тогда Валторна запела таким громким и решительным голосом, что все подивились: куда подевались ее слезы?

- Доказательства? - заявила она. - Извольте! Наш предок Лесной Рог известен под названием Вальт-Горн. Он висел на золотой цепочке у пояса Великого Охотника. Птицы, звери и даже рыбы хорошо знали его голос. Когда Вальт-Горн пел:”Ту - у - у..., - что означало:”Будьте бдительны, лесные жители, я приближаюсь”. “Ту-у-у” - и лес приходил в движение. Птицы улетали повыше, звери убегали подальше, рыбы уходили поглубже, на самое дно лесных озер. А заблудившиеся в непроходимой лесной чаще охотники не терялись, потому что их звал голос Вальт-Горна: «Ту-у-у-у”, - Валторна высокомерно огляделась и сказала: «Вам понятно, кто был родоначальником нашего славного медного семейства?”

- Вот это история!- восхищенно пробасил Контрабас.

- История, как история,- вступили в беседу Скрипки.

-Нет сомнения, было сухое дуплистое дерево, был мудрый пастух, был знаменитый Вальт-Горн. Но вы забыли вот о чем: где кончается одна история, там начинается другая... Скрипки настроились как следует, наканифолили смычки и стройным хором запели:

- Однажды человек увидел высоко в небе большую птицу. Он до предела натянул тетиву лука и пустил стрелу. И вдруг его поразило, что отпущенная тетива запела. И тогда, забыв о добыче, он стал дергать пальцем запевшую тетиву. Слушал и тихонечко подпевал...

В углу магазина стояла золотая многострунная Арфа. Все время она скромно молчала. Но сейчас ее струны зашелестели и голосом, похожим на вздох, она произнесла:

- Именно, именно. Слушал и подпевал. А потом прибавил к луку еще одну тетиву. Потом еще одну и еще. Получилась Лира. А со временем и мы, Арфы...

- Но звук от щипка был слишком коротким и слишком тихим, - взмахнув смычками, вновь запели Скрипки.

- И человек придумал смычок. И звук стал протяжным и певучим. Вот как произошли мы, Скрипки...

- И мы, Альты,- эхом отозвались альты.

- И Виолончели, - мягко напомнили о себе виолончели.

- И я! - пробасил Контрабас...

Рассказ скрипок окончательно сбил всех с толку. Кто же, наконец, самый главный музыкальный инструмент?

И вдруг, откуда ни возьмись, появилась Дирижерская Палочка. Тоненькая и маленькая - чуть длиннее обыкновенного карандаша. Но когда она постучала по краю прилавка, все музыкальные инструменты невольно замерли. Вот что она сказала:

- Я, Дирижерская Палочка, глава музыкальных инструментов. Я существую для того, чтобы дирижировать разными оркестрами. А вы все вместе - составляете симфонический оркестр - самый замечательный, самый звучный и самый большой из всех существующих оркестров. Правда, сейчас вы - как бы сказать? - симфонический оркестр, разложенный по полочкам.

- Но нам необходимо выяснить, кто из нас самый главный музыкальный инструмент?- с нетерпением вскричала Валторна.

- Самый главный музыкальный инструмент в оркестре тот, на кого укажу я, Дирижерская палочка.

- Не могли бы вы указать нам это сейчас? - попросил Гобой.

- Могу и сейчас, - ответила Дирижерская палочка и, взметнувшись, показала в сторону первой полки. И обитатели ее радостно запели. Но мелодия их песни была настолько легка и прозрачна, что казалось, вот-вот оборвется. Тогда Дирижерская палочка призвала на помощь Контрабасы. И контрабасы стали надежной опорой мелодии Скрипок, Альтов и Виолончелей. Но даже сейчас чувствовалось, что до настоящей музыки еще далеко. Симфонический оркестр не может обойтись без печального звука Валторн, звонких призывов Труб, могучих вскриков Тромбонов, коротких возгласов Тубы. И дирижерская палочка взмахнула в сторону третьей полки. Теперь пел и ликовал почти весь музыкальный магазин. Но ликовать было рано. Нет-нет да кто-нибудь сбивался с такта и сбивал других. Вот тогда дирижерская палочка пустила в дело Литавры и Бараба



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: