ИГРЫПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного растения.
Дети младшей и средней групп на занятиях по ознакомлению с природой и в играх должны усвоить:
1. Названия комнатных растений (для младшей группы – 1 -2, затем в каждой группе прибавляется еще 2 -3 названия).
2. Строение комнатных растений: уметь определять их строение, сравнивая со знакомыми объектами растительного мира: «как дерево», «как травка».
3. Знать части растений:
выделять стебли; воспитатель вводит слово стебель в активный словарь детей постепенно, заменяя его вначале словом ветка;
уметь описать листья: круглые, длинные – овальной формы (как огурчик); окраску (зеленая); величину (большие, маленькие); поверхность листа (гладкий, негладкий);
уметь рассказать о цветах: название окраски в пределах основных цветов, количество на цветоножке (много, один).
Чтобы дети лучше усвоили эти знания, последовательность заданий в играх с комнатными растениями нужно изменить по сравнению с предыдущей группой игр.
Прежде всего детям надо показать, что комнатные растения отличаются друг от друга. Первые задания («найди такой же» нахождение предметов по сходству) помогут воспитателю узнать, кто из детей различает растения, а кто нет. Затем следует обратить внимание малышей на самые заметные отличительные признаки некоторых растений. В играх перед ними ставится задача: найти растения по описанию взрослого. Решение этой задачи дает возможность детям обратить внимание на форму, величину листьев, окраску.
|
Проводя игры с комнатными растениями, воспитатель называет их, сначала не требуя от детей знаний названий. И только после некоторых игр перед детьми ставят задачу – найти растение по названию.
Дети средней группы уже имеют некоторое представление о комнатных растениях, поэтому в их игры с этим материалом можно вводить более сложные задания, например предложить найти растения по описанию взрослого. Затем нужно повторить задания, помогающие ребятам самим описать растение. Таким образом воспитатель обратит внимание дошкольников на отличительные признаки отдельных комнатных растений, их строение. При проведении игр с предметами растительного мира необходимо, чтобы педагог как можно чаще их называл.
Игры с заданием «найти растение по названию» труднее, чем игры с овощами и фруктами, поэтому их проводят после того, как дети узнают о растениях.
Что изменилось?
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.
Игровое действие. Поиск похожего предмета.
Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
Оборудование. Одинаковые растения (по 3 -4) расставлены на двух столах.
Ход игры. Воспитатель показывает какое–нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)
Игру повторяют с каждым из растений, находящимся на столах.
Найди такой же.
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.
|
Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов.
Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.
Оборудование. На двух столах ставят 3 – 4 одинаковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.
Ход игры. Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.
После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).
Угадай растение по описанию
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск предмета по загадке – описанию.
Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.
Оборудование. Для первых игр отбирают несколько комнатных растений (2 - 3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение.
Ход игры. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже («на дерево», «на травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы – как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цветоножке. Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его.
Можно предположить ребятам найти в групповой комнате все растения, похожие на описанное.