Исполнительство на губной гармонике в Республике Татарстан развито не так сильно, как в других городах России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург). Однако, не заметить присутствия данного инструмента в культуре народов Татарстана невозможно.
Для губной гармоники в Татарстане пишутся в большей степени обработки народных песен, и реже академические и современные сочинения, специально написанные для этого инструмента.
Губная гармоника всё чаще и чаще используется в музыкальных ансамблях и оркестрах как определенная краска, новый тембр. Этому инструменту выделяют цифры не только в виде промежуточного красочного фрагмента, но и в виде сольных партий.
Так, губная гармоника широко используется в творчестве Татарского инструментального ансамбля «Шатлык» при Джалильской детской музыкальной школе, в творчестве Государственного ансамбля «Бермянчек» кряшен Республики Татарстан, встречается на концертах Государственного оркестра «Татарика» и в творчестве Рустема Валеева, Ильяса Валишаха.
Так как мне посчастливилось учиться в Джалильской ДМШ, я играл в татарском инструментальном ансамбле «Шатлык», и был свидетелем эпизодического использования губной гармоники в обработках татарских произведений. Благодаря утонченной и искренней фантазии прекрасного педагога, аранжировщика, Заслуженного работника культуры Гинатуллина Фарит Вахитовича, многие пьесы в его ансамбле «Шатлык» обрели интересное звучание. Губная гармоника тремоло использовалась в таких обработках, как «Пьеса» А.Имаева[14], «Земляки» М.Макарова.
В последующие годы, начиная с 2011 года по 2013 год, я вместе с Фаритом Вахитовичем делал обработки народных мелодий для диатонической губной гармоники с баяном, благодаря которым были завоеваны высокие места на таких конкурсах, как республиканский конкурс «Дулкыннар 2011» (3 место), международный конкурс «Когда мы вместе 2012» (Гран-При), региональный конкурс «Родные напевы 2012» (1 место), 12 Республиканский конкурс гармонистов им. Ф.Туишева 2011 (3 место). Именно на этих конкурсах впервые прозвучали обработки татарских мелодий на губной гармонике.
|
Испольовались такие татарские мелодии и песни для обработки на губной гармошке с баяном: “Өнсә авыл көе”, “Алмагачлары”, “Тәфтиләү”, “Эх, чибәр кыз икән соң”, “Җиләк җыйганда” (М.Музаффаров)
Стоит отметить отдельно следующую обработку Фарита Вахитовича на песню «Бәрәнге» Ифрата Хисамова, основную партию которого по моей инициативе отдали губной гармонике. Так родилось сольное татарское произведение для губной гармоники, которая была исполнена на многих площадках посёлка Джалиль, города Альметьевск, Челны, Казань, и которая была исполнена на Международном телевизионном конкурсе юных исполнителей «Татар моны 2013» мною, и удостоена 1 места.
27 декабря 2016 года на сцене ГБКЗ им. С.Сайдашева на новогоднем концерте оркестра «Татарика» состоялась премьера первого татарского сочинения «Бәрәнге» для губной гармоники диатоника и оркестра[15]. При поддержке Виталия Харисова мне удалось сделать новую, современную аранжировку татарской песни «Бәрәнге» и ирландской народной песни «The sailor and the maid» для оркестра «Татарика».
До этого дня на концерте оркестра «Татарика» и Алмаза Ахметзянова несколько лет назад была исполнена пьеса с использованием эпизодической губной гармоники тремоло в «Ранчо весёлого Джека».
|
В Государственном Фольклорном ансамблем кряшен «Бермянчек» губная гармоника используется в двух обработках: солирующий инструмент в танцевально-музыкальном номере «Танец с губной гармошкой»[16] («Чабата») и инструментальный номер «Татарский танцевальный наигрыш».
Партию губной гармоники исполняет заслуженная артистка Республики Татарстан Григорьева Елена Михайловна. После общения с ней мне открылись интересные факты, связанные с использованием губной гармоники в ансамбле. «Наигрыши, которые использую на губной гармонике - народные. Кряшенский танцевальный наигрыш "Чабата" сама принесла в ансамбль. Оркестровку напева "Чабата" сделал Чавлинов Эрдни Зулаевич», - говорит Елена Михайловна.
На мой взгляд, номер «Танец с губной гармошкой» очень уникален в своём роде. Потому что, это одновременно и театрализованный, и музыкальный, и танцевальный номер. Партия губной гармоники исполняется во время танца с использованием движений и актерской игры во время перемещения по сцене.
Работая в жанре музыкальная эксцентрика, играя на концертах подряд на всех видах гармони – от самой большой до самой маленькой, народный артист Республики Татарстан Заслуженный артист РФ Рустем Валеев частенько использовал губную гармонику тремоло как родственный инструмент для придания своим номерам новую неповторимую звучность губной гармоники и эффект «шоу». Имеется запись, где в 1993 году Рустем Валеев участвует в конкурсе в Германии, и исполняет фрагментами на губной гармонике народные песни «Уф, йөрәгем” и “Суда-суда”, причем в последней песне он играл на губной гармонике и сразу на двух маленьких черепашках, используя для удержания губной гармоники у рта приспособление «холдер».[17]
|
В 1996 году в Набережных Челнах проходили съемки всем известной программы «Играй, гармонь», где Рустем Валеев также принял участие и исполнил несколько интересных песен на разных видах гармони, в том числе и губной. [18]
На юбилее Рустема Валеева, где он снова показал неоспоримое мастерство игры на всех видах гармони, исполнил на губной гармонике фрагмент песни «Алмагачлары».[19]
Стоит отметить, что наряду с обработками народных песен, наигрышей, для губной гармоники пишутся академические сочинения профессиональными композиторами Республики Татарстан. Ярким примером является сочинение Казанского композитора Эльмира Низамова «Музыка для губной гармоники и Другого оркестра». Сочинение написано для диатонической гармошки.
Благодаря интервью, которое я взял у Эльмира Низамова, мы можем от первого лица узнать историю создания данного сочинения:
– Эльмир, Расскажи пожалуйста о своем сочинении "Музыка для губной гармошки и Другого оркестра". Почему именно губная гармоника? Как пришла идея написать такое сочинение?
– Всегда был любопытен этот инструмент. Хотелось для него написать. В 2012 году человек по имени Александр Жемчужников предложил поучаствовать на фестивале Современной музыки в Екатеринбурге в качестве композитора. Александр сказал, что у них есть хороший игрок на губной гармошке, и для него можно было бы написать произведение. Я подумал, что вот он, мой час настал. Далее, я в сотрудничестве с Борисом Плотниковым, который играл эту вещь, работал над сочинением долгое время. Мы общались по скайпу. Плотников беспокоился, что не успевает выучить сочинение. Поэтому за 2 месяца начал его учить наизусть.
Я сделал примерные наброски нот, которые Борис в дальнейшем подправлял. Исправлял моменты, которые нельзя сыграть на гармошке, и которые звучали бы еще лучше по-другому.
– В каком стиле написана эта музыка?
– Концертино для губной гармоники и другого оркестра" совмещает такие жанры, как джаз, блюз, академическая музыка и танцевальная музыка.
– Расскажи о структуре сочинения пожалуйста!
– 1 часть называется «Импровизация». Там я сделал небольшие наметки нот. Остальное всё импровизирует музыкант. 2 часть – «Тарантелла»
– Спасибо за подробную информацию, Эльмир.
Премьера сочинения состоялась 20 апреля 2012 года в Центре культуры «УРАЛ».
Через интернет переписку мне удалось побеседовать с человеком, который одним из первых начал играть на губной гармошке в Казани, и который был участником «Харпфеста». Это Ильяс Валишах.
1) Ильяс, Когда вы впервые услышали, увидели губную гармошку?
– В начале 80-х с песней Stevie Wonder «Isn't She Lovely».
2) Что вас вдохновило, сподвигло начать играть на этом инструменте? В каком году это было?
– Вдохновил сам звук гармошки. Было это где-то 1985 году.
3) По какой школе вы учились играть?
– На слух
4) Когда вы начинали, вы были одни, или кто-то еще играл?
– Да, был один.
5) Какие пьесы, мелодии играли/играете на губной гармонике?
– Разные... но, ближе лирические. В основном играл я в проигрышах между куплетами. Если соло, то это "Около полуночи" Т. Монк, "Чёрный Орфей" Бонфа, "В сентиментальных тонах" Д. Элингтон, джазовые стандарты и так далее.
6) Что можете сказать о развитии исполнительства на губной гармонике в Казани, в Поволжье?
– Не интересуюсь.
Делая вывод об исполнении татарской музыки на губной гармонике, мне хотелось бы сказать, что губная гармоника – очень удачный инструмент для исполнения татарской музыки. На ней она звучит «тонко», проникновенно, если это лирика, озын көй, и очень ярко, задорно, если это такмак или бию. Благодаря собственному опыту игры на губной гармонике хочу сказать, что на диатонической губной гармонике очень удобно исполнять пентатонику. Татарские мелизмы звучат интересно, правда, если они не очень длинные. Пентатонику удобно играть на диатонической гармошке с настройкой Падди Рихтера, где для свободы игры открывается практически полная нижняя малая октава, благодаря повышению ноты «соль» в третьем отверстии на выдох до ноты «ля». Итого, для исполнения татарской музыки у нас имеются практически полные 3 октавы на одной маленькой губной гармошке, что не может не радовать, ибо на них можно исполнить почти любую татарскую мелодию.
Также хотелось бы отметить, что использование губных гармоник было развито и в других народах нашего региона. Так, например, в Красноуфимском районе Свердловской области была традиция, где в отсутствие мужчин, умеющих играть на гармошке, женщины брались за дело увеселения, доставали левую аккордовую планку с ручной гармошки-минорки и дули в них для извлечения аккордов, под аккомпанемент которого люди могли петь. Этот губной инструмент у них назывался «Музикан». Но сейчас эта традиция исчезла. [20]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эта работа стала попыткой собрать факты и хронологизировать историю исполнительства на губной гармонике в России и в Республике Татарстан. Удалось собрать небольшое количество информации благодаря интервьюированию различных игроков на губной гармонике и составить из этой информации примерную упорядоченную картину развития исполнительства на губной гармонике в России. Их можно использовать как дополнительный материал к учебникам по истории исполнительства на губной гармонике.
Губная гармоника – очень своеобразный, яркий и красочный инструмент, звучание которого порой можно спутать со звучанием саксофона, гармони, скрипки, электрогитары.
Интерес к истории губной гармоники в России, в различных ее регионах, как Татарстан, а также к его практическому использованию возрастает с каждым годом. Ощутима тенденция возрастания интереса музыкальной общественности к этому инструменту. Очевидно, что этот инструмент, обладающий яркими тембральными, техническими характеристиками в скором времени займет полноправное место среди совершенных, профессиональных музыкальных инструментов.
Об авторе
Раиль Арсланов – лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, автор песен о добре, любви, счастье; преподаватель игры на гитаре, баяне и губной гармонике. Раиль ведёт два музыкальных блога на сайте Youtube, где уже обучил игре на музыкальных инструментах свыше 1000 человек. Цель Раиля – донести людям, что заниматься творчеством и искусством не тяжело, и показать им, как это делать самому.
Уроки губной гармоники от Раиля: https://www.youtube.com/c/musicianshut
Быстрое обучение игре на гитаре по методике Раиля: https://arslanmusic.ru/courses/guitar7day/