- 5.1. Основные элементы кинематики рабочего участка
- 5.2. Кинематическая характеристика агрегата
- 5.3. Виды и характеристики основных поворотов машинно-тракторных агрегатов. Способы движения агрегатов
Основные элементы кинематики рабочего участка
Кинематика (греч. kinema — движение) — раздел механики, изучающий способы движения (без рассмотрения причин, их вызывающих).
Способ движения агрегата — порядок циклично повторяющегося движения в процессе выполнения технологической операции.
Часть пути агрегат проходит с включенными рабочими органами и выполняет технологическую операцию — рабочий ход. Преимущественно это прямолинейное движение. Часть пути агрегат проходит с выключенными рабочими органами — холостой ход (повороты на концах участка, заезды, переезды).
Важно знать! На холостой ход затрачивается 5…7% времени смены. При вспашке участка 100 га четырехкорпусным плугом трактор проходит путь более 700 км, из них общая длина холостого хода составляет более 50 км. При неправильном выборе способа движения или ошибке при разбивке рабочего участка длина холостого хода может значительно возрасти (до 80 км). |
Рабочий участок агрегата — часть поля для выполнения технологической операции.
Часть рабочего участка прямоугольной формы, выделенная для работы одного или группы агрегатов, называют загоном (рис. 5.1). Площадь загона должна соответствовать дневной выработке. Длина загона (гона) обусловлена размерами поля. Ширина загона должна быть кратной ширине захвата сельскохозяйственной машины. При движении внутри загона агрегат проходит отдельные его части по однотипной схеме. Эти полосы называют делянками. Часть загона, временно выделенная для холостых поворотов агрегата, называют поворотной полосой. Границу между поворотной полосой и рабочей частью загона называют контрольной линией. В обе стороны от контрольной линии прокладывают линии включения и выключения рабочих органов. Для ее прокладки необходимо знать такую кинематическую характеристику агрегата, как длина выезда.
|
Рис. 5.1.Схема рабочего участка:
L уч — длина участка; С уч — ширина участка; Е — ширина поворотной полосы; С — ширина загона; L р — рабочая длина загона; Д — ширина делянки; L п — длина поворота; е — длина выезда агрегата; Х, х — ширина поворота (расстояние между смежными ходами)
Загоны, поворотные полосы, линии первого прохода отмечают двухметровыми вешками (шестами с флажком). Их расставляют так, чтобы последующая вешка была видна от предыдущей вешки, или используют нивелир. На современных тракторах возможно использование для этих целей средств навигации и систем автоматизации управления МТА.
Кинематическая характеристика агрегата
Основные кинематические характеристики МТА обусловлены его конструкцией. Для характеристики кинематики агрегата приняты некоторые условные понятия и обозначения.
|
Кинематический центр агрегата (центр агрегата) — условная геометрическая точка, движение которой рассматривается как траектория передвижения МТА по полю.
Принято считать, что центр агрегата О (рис. 5.2) у колесных тракторов с одной ведущей осью находится на пересечении продольной оси и ведущего моста (рис. 5.2, а). Центр у колесных тракторов с двумя ведущими мостами считается находящимся на продольной оси посередине между мостами (рис. 5.2, б). У тракторов с шарнирно-сочлененной рамой — в центре шарнира (рис. 5.2, в). У гусеничных тракторов центр О располагается в точке пересечения диагоналей, проведенных через края гусениц (рис. 5.2, г).
Рис. 5.2.Схемы расположения центра агрегата О у различных типов тракторов:
а — колесный трактор с задним ведущим мостом; б — колесный трактор с двумя ведущими мостами; в — колесный трактор с шарнирным остовом; г — гусеничный трактор
Кинематическая длина агрегата l к — расстояние от центра агрегата до линии, проходящей через крайние рабочие органы машины. Для агрегатов с задним расположением рабочих органов она совпадает с длиной выезда агрегата e — расстоянием, на которое нужно переместить центр агрегата от контрольной линии для включения (выключения) рабочих органов.
Кинематическая ширина агрегата d к — расстояние от продольной оси до параллельной ей линии, проходящей через крайние точки агрегата (справа и слева).
|
Центр поворота — точка, относительно которой совершается поворот центра агрегата.
Расстояние между центром агрегата О и центром поворота (ЦП) считают радиусом поворота R (рис. 5.3).
Рис. 5.3.Кинематическая характеристика агрегата:
а — прямолинейное движение; б — движение на повороте; l к — кинематическая длина агрегата (длина выезда); d к — кинематическая ширина (расстояние от оси агрегата до его крайней точки); R — радиус поворота (расстояние между центром агрегата и центром поворота); L — расстояние между ведущими мостами; ЦП — центр поворота
Поворот агрегата выполнен правильно, если все его колеса катятся без боковых сдвигов.
Наименьшим допустимым радиусом поворота R min считают наименьший радиус, который можно совершить без повреждения машины. Он зависит от особенностей трактора, конструкции машины, габаритных размеров агрегата, скорости, рельефа и квалификации механизатора. Увеличение скорости и влажности приводят к увеличению радиуса поворота. Наиболее просто его определить опытным путем. Для широкозахватных агрегатов R min (R 0) можно приравнять к ширине захвата агрегата. Для навесных агрегатов его можно приравнять к радиусу поворота трактора. Радиус поворота влияет на ширину поворотной полосы. Для прицепных агрегатов примерные значения радиусов поворота в зависимости от ширины захвата агрегата В приведены в табл. 5.1.
Таблица 5.1. Примерные значения радиусов поворота МТА | |
Машинно-тракторный агрегат | Радиус поворота, м |
Прицепной пахотный агрегат | (3,4…7,0) В |
Агрегат с одной сеялкой | 1,7 В |
Агрегат с двумя сеялками | 1,2 В |
Агрегат с тремя сеялками | 0,9 В |
Агрегат с 4, 5 сеялками | 0,8 В |
Бороновальный, лущильный агрегаты | В |
Виды и характеристики основных поворотов машинно-тракторных агрегатов. Способы движения агрегатов
При всех способах движения на гонах средней длины около 10% пути затрачивается на повороты. На коротких участках эта величина может возрасти до 40%. Рациональный выбор поворота — важный резерв повышения производительности МТА. Так, петлевые повороты длиннее беспетлевых, поэтому их следует применять, когда расстояние между рабочими ходами меньше двух радиусов поворота. Часто при обработке участка рационально применять петлевые и беспетлевые повороты. Длина пути, который проходит агрегат, в значительной мере зависит от формы поворота (табл. 5.2). Для загонов с небольшой поворотной полосой рекомендуются повороты срезанной открытой петлей или боковой петлей. При диагональных способах движения используют угловые повороты (рис. 5.4).
Таблица 5.2. Характеристика поворотов МТА
Рис. 5.4.Схемы поворотов при диагональных способах движения:
а — беспетлевой; б — петлевой; в — с задним ходом
Навесные агрегаты более маневренны, и для их поворотов требуется меньшая ширина поворотной полосы, так как радиус поворота на 10…15% меньше, чем у прицепных машин.
При выборе способа движения руководствуются в первую очередь агротехническими, экологическими требованиями, возможностями уменьшения вспомогательных операций и времени на холостые повороты и передвижения. Если есть возможность применять различные виды движения, выбирают способ с более высоким коэффициентом рабочих ходов (отношение длины рабочих ходов к общей длине). На коротких полях этот коэффициент выше у беспетлевых способов, на длинных — у петлевых способов движения. Вспашку наиболее экономично выполнять комбинированным способом (рис. 5.5).
Рис. 5.5.Схемы способов движения агрегатов:
а — беспетлевые: 1 — перекрытием; 2 — комбинированный; 3 — пропашка; 4 — четырехполосный; б — петлевые: 5 — челночный; 6 — комбинированный с односторонними петлевыми поворотами; 7 — вразвал (всвал, движение в обратную сторону от центра); в — вкруговую: 8 — повороты рабочие; 9 — повороты холостые; 1 0 … 12 — повороты на внутренних поворотных полосах; г — диагональные: 13 — диагонально-челночный; 14 — диагонально-перекрестный
Для повышения производительности при разбивке поля гон располагают по длинной стороне участка. Для получения более ровной поверхности поля рекомендуют предпосевные обработки осуществлять в перпендикулярных направлениях движения. Основное направление движения уборочных машин должно совпадать с направлением движения пахотного агрегата или последней междурядной обработки. Способ движения зерноуборочных машин зависит также от направления полеглости культуры.
В районах, подверженных водной эрозии, при обработке склонов двигаются так, чтобы задержать дождевую и талую воду и предотвратить их размывание. В районах ветровой эрозии обработку проводят перпендикулярно направлению преобладающих ветров.
Вид поворота | Номер и название поворота | Форма поворота | Средняя длина поворота, выраженная через R 0 | Наименьшая ширина поворотной полосы E, выраженная через R 0 |
Повороты на 90° (преимущественно при работе вкруговую) | Беспетлевой | (1,6…1,8) R 0 | 1,1 R 0 + 0,5 d а | |
Открытая петля | (6,0…8,5) R 0 | 2,8 R 0 + 0,5 d а | ||
Закрытая петля | (5,0…6,5) R 0 | 2 R 0 + 0,5 d а | ||
Петля с задним ходом | (2,5…3,5) R 0 | 1,2 R 0 + 0,5 d а | ||
Повороты на 180° (преимущественно при гоновых способах движения) | Беспетлевой по окружности | (3,2…4,8) R 0 | 1,1 R 0 + 0,5 d а | |
Повороты на 180° (преимущественно при гоновых способах движения) | Беспетлевой с прямым участком | (1,4…2,0) R 0 + x | 1,1 R 0 + 0,5 d а | |
Петлевой грушевидный | (6,6…8,0) R 0 | 2,8 R 0 + 0,5 d а | ||
Петлевой восьмеркой | (8,0…9,0) R 0 | 3 R 0 + 0,5 d а | ||
Боковая петля | (11,0…13,0) R 0 | 2 R 0 + 0,5 d а | ||
Сдвоенно-петлевой | (13,0…14,5) R 0 | 2 R 0 + 0,5 d а | ||
Срезанная открытая петля | (4,1…5,0) R 0 | 1,1 R 0 + 0,5 d а | ||
Срезанная закрытая петля | (5,0…5,5) R 0 | 1,1 R 0 + 0,5 d а | ||
Игольчатый (реверсивный) | (2,8…4,0) R 0 | 2 R 0 + 0,5 d а |