Праздничный чин и Деисус могут меняться местами.




ИКОНОПИСЬ

Ико́на — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории

Чудотворными –те иконы,через которые совершались или совершаются чудеса, засвидетельствованные Церковью:военные победы, прекращение эпидемий, засух и т.п.

Символы. Звезда -боготворение. Крылатый юноша, дующий в трубы — ветер. Круг - вечность, Люди с крестами в руках- мученики.

Для написания иконы художнику требуется благословение, над ним читается особая молитва. Пишет иконы с молитвой, тот, который является православным христианином, только постясь! Иконы писали на деревянных досках. Доски из липы, на Севере — из лиственницы и ели, в Пскове — из сосны. Эмульсия из воды и яичного желтка — темпера. В качестве грунта - левкас, приготовлялся из мела и рыбьего (осетрового) клея. Иконную доску несколько раз промазывали горячим клеем, затем наклеивали паволоку. После высыхания паволоки наносили левкас. Копии - «прописи » с икон, служивших образцами.. На первом этапе осуществлялось «озолочение » всех необходимых деталей, затем производилось «доличное » письмо (писались строения, одежды, пейзаж). Изображение ликов выполнялось на заключительном этапе. Покрывается олифою. Строгая последовательность была и в работе с красками. Цвет: Багряный. Это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Темно-вишневый плащ-Богоматерь, светло — малиновый - апостол Петр, ярко — красный - Илья пророк. Красный цвет — цвет мучеников, но и огонь веры; Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Золотой - также цвет БогаЗолотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото (ассист) на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, самого Бога. Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его. Желтый, или охра – цвет близкий по спектру к золотому, является просто его заменой, цветом высшей власти ангелов. Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества. Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Черный – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это своего рода смерть при жизни.

Спас Нерукотворный - В сказаниях 6 в. Рассказывается, что Авгарь, царь города Эдессы, болевший проказой, послал своего слугу к Христу с просьбой либо прийти в Эдессу и исцелить его, либо позволить написать с Него портрет. В ответ на эту просьбу Христос омыл Своё лицо, приложил к нему полотенце, и лик чудесным образом отпечатлелся на полотне. Получив нерукотворный портрет Христа, Авгарь выздоровел, после чего прикрепил его к доске и поместил над городскими воротами Эдессы. В 944 году Нерукотворный Образ был перенесен в Константинополь. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204г, Образ исчез. На иконах отсутствуют тени. Каждый предмет в иконе - символ:

Спас в силах - восседающий на престоле Спаситель изображается на фоне трех особых геометрических фигур: красного ромба, вписанного в синий овал, который, «наложен» на красный четырехугольник.В углах выступающих из-за контура овала, - символы четырех Евангелистов (орёл — знак Иоанна, ангел — Матфея, телец — Луки, Лев — Марка).Красный ромб, обрамляющий фигуру Спасителя, знаменует огонь Божества; синий овал - Небо, ангельский мир, а четырехугольник указывает на проповедь Евангелия по всему миру.Христос пишется благословляющим правой рукой, держащим в левой Книгу (символ Благовестия и Книги жизни) ИКОНОСТАС — (от икона и греч. stasis место стояния) перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в кон. 14 нач. 15 вв

Праотеческий. В этом чине изображаются ветхозаветные праведники, жившие до Моисея, через которого Бог даровал Закон. Здесь могут быть иконы Адама, Евы, Авеля, Авраама, Исаака, Иакова, Ноя и других. Центральная икона ряда — ветхозаветная Троица, соответствующая ветхозаветным представлениям о Боге.

Пророческий. Здесь расположены иконы ветхозаветных пророков, свидетельствовавших о Христе: цари Давид и Соломон, пророки Илия, Захария, Даниил и другие. В центре — икона Богородицы«Знамение» как символ исполнения всех пророчеств.

Праздничный. Иконы двунадесятых и великих праздников — основных событий жизни Христа и Богородицы. Иконы располагаются в порядке их следования в церковном году, начиная с 1 сентября по старому стилю, либо в хронологическом порядке. Первой (слева) и в хронологическом, и в богослужебном порядке идет образ Рождества Богородицы, далее следуют (по хронологии): Введение Богородицы во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение Христово, Вознесение, Пятидесятница, Успение Пресвятой Богородицы (эта икона при любой последовательности будет крайней справа). Часто в праздничный ряд включают Крестовоздвижение, Покров и другие праздники.

Деисус. Главный ряд иконостаса. Основная тема: второе пришествие Христа во славе и моление святых за человечество («деисус» — моление). В центре чина — Спаситель на престоле. Справа и слева иконы молящихся Христу: слева — Богородица, архангел Михаил и апостол Петр, справа — Иоанн Предтеча, архангел Гавриил и апостол Павел. Далее следуют иконы святителей, мучеников и преподобных, либо — 12 апостолов.

Праздничный чин и Деисус могут меняться местами.

Завершение. Икона Распятия или Крест — символ искупительной жертвы Спасителя.

Местный: Местночтимая икона,Дьяконские двери.Чаще всего на них изображают либо архангелов, символизирующих ангельское служение священнослужителей, либо первомучеников архидьяконов Стефана и Лаврентия.Икона Богородицы.Если престол храма освящен в честь какой-то богородичной иконы или события из жизни Богородицы, то именно эта икона будет находиться здесь.Царские вратасимволизируют вход в Царство Божие. На створках врат изображают Благовещение (символ начала Нового Завета) и либо четырех евангелистов, либо святителей — составителей Литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Образ, на котором Спаситель или святой изображен по пояс, называется поясным, а по плечи – оплечным.

Икона — это не объект поклонения, это только видимый знак присутствия Бога и святых, «контактный» предмет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: