Импрессионизм
Импрессионизм Импрессионизм (Impressionism, франц. impression - впечатление) — это направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент.
Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.
Импрессионисты не стремились к затрагиванию острых социальных проблем, философии или эпатажу в творчестве, сосредотачиваясь только на различных способах выражения впечатления окружающей повседневности. Стремясь "увидеть мгновение" и отразить настроение.
|
Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление.
Восходящее солнце" (1872 г.; картина в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже. Полотно было обнаружено лишь пять лет спустя, в 1991 году вновь заняло своё место в экспозиции.
Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.; по завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма. "Импрессионистами" называют также и художников за пределами Франции, писавших под влиянием французского Импрессионизма (например, англичанин Ф.У. Стир).
Клод Моне (импрессионизм)
Моне Клод (Monet, Claude) (1840-1926 гг.), французский художник, с которым связано возникновение импрессионизма (от франц. impression - впечатление). Название этому течению дала одна из его картин - "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.).
Родился в Париже, но семья переехала в Нормандию, в городок Гавр. Его отец хотел, чтобы Клод стал бакалейщиком и унаследовал семейное дело. Но юный Клод стремился к рисованию. Забросив успеваемость в школе, он посвящает себя карикатурным рисункам и добивается известности в Гавре. Оплата заказных карикатурных картинок и шаржей становится его первым заработком. По совету Будена, он начинает писать пейзажи на открытом воздухе.
В 1859 г., переехав в Париж, Моне подружился с Писсарро, Ренуаром и Сислеем, которые тоже предпочитали писать непосредственно с натуры. Развивая достижения мастеров Барбизонской школы, со 2-й половины 1860-х г. стремился передать средствами пленэрной живописи изменчивость световоздушной среды, всю красочную картину мира, сохранив свежесть первого зрительного её восприятия.
|
Клод Моне - самый яркий представитель импрессионизма, истинный глава школы импрессионистов. Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи. В целых сериях его картин повторяются мотивы стога сена, водяных лилий на поверхности пруда, тополиной аллеей и другие - они запечатлены в разные часы дня, при разной погоде: то окутанные вечерним угасающим светом, то залитые сиянием полуденного солнца, Моне первым изгнал из своей палитры черный цвет, считая, что в природе такого нет и что даже тени в действительности цветные.
Моне очень любил писать море, воду с солнечными бликами, яркую зелень листвы, цветущие сады и луга. Особенно много он писал и переписывал снова и снова свои "Руанские соборы" - все ему не нравилось, и он писал снова и снова.
Руанский собор вечером (1894) Руанский собор, фасад
(эффект утра) 1892-1894 гг.
В целом Моне создавал праздничное зрелище природы и создавал изумительно.
Осень 1873 г.
Бульвар капуцинок 1873 г.
Эдгар Дега (1832 - 1917)
Дега Эдгар (Edgar Degas) (1834-1917 гг.), французский художник-живописец, один из самых значимых и известных импрессионистов (см. импрессионизм). В творчестве, пропагандируя неприятие академического салонного искусства, сам Дега стремился в своих картинах к максимальной «натуралистичности». При этом, его картины имеют различия в стилях из-за постоянных творческих экспериментов. В то же время, основанные на прекрасной школе рисунка из традиционной живописи, работы Дега демонстрируют точность и реалистичность, что так же отличают картины художника от многих импрессионистов.
|
Отец художника, Огюст де Га, был управляющим французского филиала банка, основанного в Италии дедом Эдгара Дега, Рене Илером де Га (ещё во времена бегства от французской революции). Состоятельность отца позволила Эдгару сосредоточиться на образовании и творчестве в своём любимом деле (он любил рисовать с самого детства). Подобное сосредоточение на творчестве сформировало молодого Дега как перфекциониста в работе.
К концу жизни Эдгар Дега отстраняется от импрессионистов (даже отрицая сам термин "импрессионизм"), дистанцируется от их общества. Тяжёлое заболевание зрения заставило его работать, превозмогая трудности плохого зрения, что сформировало особый неповторимый стиль его поздних работ. Последние годы жизни Дега провёл в одиночестве (возможно, из-за тяжелого характера), забросив живопись и прекратив писать. Эдгар Дега скончался в Париже в возрасте 83 лет.
Тематика картин довольно ограничена: изображение будней театра, в основном балета, и ипподрома перемежается с изображением женщины за туалетои и сцен труда - прачек, гладильщиц, модисток. Дега никогда не обращался к пейзажу, что отличает его от других импрессионистов.
В свои произведения Дега вносит остроту ироничного, даже саркастического ума. Его картины овеяны грустным настроением. Будни балета, подчеркивает Дега, скучны, а танцовщицы некрасивы, жокеи устали, прачки и гладильщицы изнурены трудом, люди отчуждены друг от друга и бесконечно одиноки.
В своих картинах Дега старался схватить и запомнить своим острым "внутренним взором" характерное и выразительное и, когда садился рисовать, умел передать самое главное, отбросив случайное.
Абсент 1876 г.
Голубые танцовщицы 1897 г.
Писсарро Камиль1830-1903 г.г.
Писсарро Камиль французский художник, живописец и график, известный представитель импрессионизма. Он родился в Вест-Индии 10 июля 1830 года, в буржуазной семье еврея-сефарда Абрама Писсарро и Рашель Мансано-Помье (уроженки Доминиканской республики). В Париж он переезжает только в возрасте 25 лет. С 1855 учился в школе изящных искусств и в Академии Сюиса.
Ранний период творчества Писсарро посвящён сельским пейзажам и видам Парижа. Но многие его картины утеряны во время франко-прусской войны, когда Камиль находился в Лондоне.
Писсарро был единственным художником, который участвовал во всех восьми выставках импрессионистов. Считался духовным наставником этого движения. Творческое наследие художника составляют главным образом пейзажи. С 1895 года у Писсарро ухудшается зрение, он вынужден отказаться от работы на пленэре, и начинает писать виды Парижа из окон своей мастерской.
Художник скончался в Париже 12 ноября 1903 года.
Его сын, Люсьен Писсарро (Lucien Pissaro) (1863-1944 гг.), в 1890 г. переехал в Лондон и способствовал распространению в Англии импрессионизма и постимпрессионизма.
В отличие от Моне, любившего праздничную природу, Писсарро нравилась влажная атмосфера пасмурных дней, теплые тона вспаханной земли. В его пейзажах главным была будничная простота мотива, уют сельского вида. Он любил писать городские виды с парижскими бульварами, на которых бесчисленные экипажи, фигурки пешеходов, изображенные в виде темных пятнышек, расплывающихся в каплях дождя.
Писсарро изображал в разное время дня Оперный проезд в Париже, Бульвар Монмартр, деревенские пейзажи. Париж и его окрестности под его кистью предстают то в тумане серого утра, то в синеве зимнего дня.
Бульвар Монмантр ночью 1897 г.
Бульвар Монмантр облачным утром 1897 г.
Ренуар Огюст (1841 - 1919)
Один из самых пленительных художников импрессионизма. Карьеру художника начал на фабрике, расписывая изделия из фарфора, шторы, веера. В начале 1860-х гг. Ренуар учился в школе изящных искусств, где сблизился с художниками-импрессионистами, в частности с Моне, Сислеем и другими. В конце 1870-х гг. начинает писать на пленэре, органично включая в картины человеческие фигуры ("Купание на Сене", 1869 г.).
В 1881-1882 гг. совершил поездку в Италию, которая оказала влияние на его творчество. В его живописи появляются черты декоративности, фигуры очерчиваются контуром, палитра сводится к сочетанию нескольких цветов. Ренуар часто обращался к темам классической мифологии.
В 1890-х гг. заболел ревматизмом, с 1912 г. был прикован к инвалидной коляске, но продолжал работать до последних лет жизни. Писал преимущественно людей. Его картины, изображающие прекрасных, с нежными, немного детскими лицами женщин или горожан, отдыхающих и развлекающихся на загородных прогулках, написаны с особой мягкостью. Мир в его картинах прекрасен и светел, в них много солнца и света.
Произведения Ренуара производят впечатление сделанных необычайно легко, быстро, шутя, но на самом деле он был величайшим тружеником. Его композиции всегда тщательно обдуманы, в них нет элемента случайности, в отличие от других импрессионистов.
Ренуара можно назвать певцом любви и счастья. В отличие от Моне и Писсаро, Ренуар писал контуры предметов более четко, конкретно. Он использовал чистые, несмешанные краски, каждый мазок его виден. Его живописная техника своеобразна: он широко использует лессировку (тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся друг на друга после высыхания для обогащения колорита).
В ранней молодости Ренуар расписывал веера, шторы, был живописцем на фарфоровой фабрике и навсегда сохранил некоторую "плавкость", текучесть мазка. Он писал в основном женскую модель: портреты и "ню" - обнаженную скульптуру.
В портретах женщин и детей он видел воплощение идеала здоровой, цветущей жизни, счастья, духовной чистоты. Обнаженные женщины в его картинах далеки от совершенства, но они полны жизни, очень живые и женственные.
Глядя на портреты Ренуара, понимаешь, что человек - самое прекрасное в общей гармонии мира. Женщины Ренуара одного ярко выраженного типа: у них свежая матовая кожа, розовые щеки, блестящие влажные глаза, легкие волосы с непокорной челкой под низким лбом, пухлые красные губы - тип парижской гризетки второй половины 19-го века. Их очарование - в едва уловимых, зыбких оттенках настроения.
Ренуар написал огромное количество прекрасных произведений. К старости у него стала отказывать рука, но он продолжал писать, преодолевая боль.
Всю жизнь Ренуар стремился доставить своим искусством людям радость и цели своей добился. Люди и сейчас наслаждаются его произведениями.
Портрет Жанны Самари (1877)
Обнаженная (1876)
Зонтики (1886) Танец 1883 г.
Задание: подготовить сообщение на тему: «Организация Барбизонской школы. Новый метод работы на пленэре.»
Готовую работу присылаем на почту kirikova.08@mail.ru либо сооб-щением в ВКонтакте до 1.06.2020 г.