повышения квалификации учителя»




Аннотация: данная работа является кратким описанием системы организации внеклассной работы на современном этапе развития школы.

Одно из главных направлений реформы общеобразовательной школы – повысить качество образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком – основной формой учебного процесса – в школе все большее значение приобретает внеклассная работа по математике. Способствуя глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, внеклассная работа развивает интерес к изучению математики и творческие способности школьников.

Главной целью внеклассных занятий по математике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей, привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.

Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка. Управлять этим процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего, сам.

Под внеклассной работой понимается не обязательные, систематические занятия с учащимися во внеурочное время. На уроках математики имеется немало возможностей заинтересовать школьников содержанием этой науки.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету.

Сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний.

Одной из главных задач учителя стоит поиск и внедрение новых эффективных методов обучения, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Но, в первую очередь, детей надо заинтересовать предметом. Интерес – является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности.

Одной из форм внеурочной работы по предмету является Неделя математики. Проведение Недели математики преследует несколько целей:

· развить у учащихся интерес к занятиям математикой;

· повысить уровень математического развития учащихся и расширить их кругозор;

· углубить представление учащихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни;

· показать ценность математических знаний в профессиональной деятельности;

· воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.

Неделя математики в нашей школе ежегодно проходит в начале второй четверти. На этой неделе проходят конкурсы, викторины, игры для детей всех возрастов. Проведение таких предметных недель способствует развитию личностных качеств обучающихся, активизирует их мыслительную деятельность, развивает их творческие способности. Такое мероприятие предполагает подготовительную работу, во время которой учителя и их питомцы получают возможность для сотрудничества, для общения, не связанного рамками программы и не ограниченного временем урока.

Кроме того, дети получают возможность познакомиться с другой математикой: более интересной и живой. Ведь материал для мероприятий, в большинстве своём, отбирается занимательного и исторического характера.

Мы стараемся учитывать разную математическую подготовку учащихся, так как основная задача предметной Недели – привлечь и заинтересовать каждого ученика. Любой ученик должен найти себе дело по силам и интересам.

Оформление школы, выпуск газет, составление ребусов, написание сказок и подготовка презентаций уже вовлекают в работу почти всех. Учащиеся подбирают материалы, советуются. Идет дружная, активная работа и учителей, и учеников. Подбирая материалы, ребята многое узнают из истории математики, открывают для себя интересные и таинственные факты. Их предварительная подготовка помогает во многом затем при проведении мероприятий. Также подготовительная работа – это изготовление всевозможных наглядных пособий, сделанных руками детей, которые затем продуктивно могут использоваться в учебном процессе.

В первый день Недели на общем стенде вывешивается красочно оформленный план мероприятий, здесь же на стенде впоследствии размещаются стенные газеты. Они могут быть посвящены какой-нибудь определённой теме или математическому событию, состоять из ряда небольших заметок, занимательных и конкурсных задач. Материал для газет подбирается из различных журналов, книг по занимательной математике, информатике, прекрасный материал можно почерпнуть из предметных энциклопедий, которые имеются в библиотеке, материалы сети Интернет. Работа с печатным материалом благотворно сказывается на развитии кругозора учащихся, на их навыках чтения литературы по математике, на их речи, грамотности.

В течение Недели проводятся математические КВНы, конкурсы, викторины, игры, эстафета для учащихся 5-11 классов «Математический поезд». В рамках Недели математики проходит математическая олимпиада. Неделя заканчивается общешкольной торжественной линейкой, на которой подводятся итоги, награждаются победители.

Хочется сказать, что главной особенностью предметной недели является то, что она объединяет разные возрастные группы обучающихся, создает условия для их совместной познавательной и творческой деятельности.

Такая форма мероприятий дает возможность:

· повысить уровень мотивации учебной деятельности,

· понять, насколько увлекательна и необходима математика,

· найти новых друзей,

· пробуждает интерес к математике, как учебному предмету;

· выявляет одаренных детей;

· воспитывает у слабоуспевающих ребят веру в свои силы, возможности.

Работа школьных методических объединений непосредственно связана с деятельностью районных методических объединений (РМО). В нашем районе ведётся огромная работа с учащимися, проявляющими интерес к изучению математики. Во всех школах проводятся школьные предметные олимпиады, недели математики, различные конкурсы. По плану работы РМО вопросу внеклассной работы уделяется большое внимание.

В конце сентября, проводятся две игры: математическая игра «Бой эрудитов» для учащихся 7-8 классов и «Инновации. Наука. Техника» для учащихся 9-11 классов.

Целями и задачами, которых являются:

· Пропаганда научных знаний и развития у школьников интереса к творческой деятельности.

· Выявление наиболее способных обучающихся для участия в муниципальной предметной олимпиаде.

· Развитие познавательных интересов обучающихся.

· Создание условий для реализации способностей, склонностей, интересов обучающихся, ранней профилизации в рамках реализации Программы работы с одаренными детьми.

Ребята из разных школ района с помощью жеребьёвки делятся на несколько команд, каждая из которых выбирает капитана. Игры вызывают интерес у учащихся, развитие умения коллективного решения задач и работы в команде, способствуют становлению и укреплению контактов между школьниками и педагогами Новоузенского района. По окончании игр сами члены команд выбирают лучших игроков своих команд.

Далее, на осенних каникулах, проходят ещё две игры: районный конкурс-игра для победителей школьного тура по математике 5-6 классы «Математическая карусель» и учебно-познавательная конкурс - игра для учащихся 7-8 классов «Счастливый случай».

Целями и задачами, которых являются:

  • развитие у учащихся общеобразовательных учреждений интереса к математическим дисциплинам, пропаганда математических знаний;
  • создание условий для поддержки одаренных детей;

· формирование навыков групповой работы, умения рассказать своё решение товарищам, совместно устранять недочеты в решении;

В игре «Математическая карусель» участвуют команды, состоящие из двух учащихся от каждой школы района. Победителем игры становится только одна команда, две команды – призёры игры. Члены жюри по своему мнению выделяют для поощрения и награждения нескольких участников. Дети с удовольствием работают, стараются выполнить больше заданий, стать победителем. Работа в парах просто «кипит».

В конкурс - игре «Счастливый случай» дети делятся всего на две сборные команды, игра проходит в несколько геймов. Лучшие игроки каждой команды, по мнению жюри награждаются грамотами.

В декабре прошёл третий районный конкурс творческих работ обучающихся «Математический калейдоскоп».

Цели и задачи:

· пропаганда практико – ориентированных математических знаний;

· формирование активной жизненной позиции школьника;

· осуществление метапредметных связей;

· выявление творчески одарённых учащихся;

· углубление математических знаний учащихся.

Конкурс проходил по номинациям:

· Математика в рисунках

· Бал геометрических фигур

· Что увидел объектив

· Математическая газета

· Театральная

Конкурс проводился в дистанционном режиме. К участию в конкурсе «Математический калейдоскоп» допускались учащиеся 5-11 классов общеобразовательных учреждений.

Работы оценивались по следующим возрастным группам: 5-6 классы, 7-8 классы, 9-11 классы. Интересные, разнообразные работы, представленные на конкурс, заставили членов жюри серьёзно всё взвесить, прежде чем объявить результаты. По результатам голосования членов дистанционного жюри определились победители (по три лучших работы от каждой номинации, по каждой возрастной группе).

Стало традицией проводить районную учебно – научную конференцию учащихся «В науку первые шаги», которая в нашем районе обычно проходит в январе. Учащиеся выступают со своими работами на секции «Физика и математика».

На весенних каникулах традиционно проходят математические бои для старшеклассников: районные интеллектуальные соревнования по математике «Подготовка к ОГЭ. Математический бой» для учащихся 9 классов и «Подготовка к ЕГЭ. Математический бой» для учащихся 11 классов.

По результатам, которых формируются команды из ребят разных школ для проведения межмуниципальных интеллектуальных соревнований по математике «Подготовка к ОГЭ. Математический бой» для учащихся 9 классов и «Подготовка к ЕГЭ. Математический бой» для учащихся 11 классов.

Первый год соревнования проходили на базе МБОУ СОШ №3 с.Александров Гай, во второй раз были проведены на базе МОУ СОШ №8 г.Новоузенска.

В этом учебном году проведение соревнований пришлось отложить в связи с эпидемиологической обстановкой и обучением в дистанционном формате, но надеемся, что в следующем учебном году соревнования обязательно состояться.

Учащиеся школ нашего района активные участники региональных мероприятий:

· Конкурс творческих работ по математике «Снеговик +» посвященный Всемирному дню снеговика

· Конкурс интерактивных стенгазет, посвященный Международному дню числа «Пи»

· Открытая научно практическая конференция для школьников «Открытие»

· Конкурс для школьников «Юный математик»

· Математическая дистанционная олимпиада школьников «Олимпик»

· Конкурс для школьников «Математика в моей жизни»

Как практика учителей со стажем, так и наш личный опыт подтверждают, что внеклассная работа по математике способствует развитию познавательного интереса у учащихся к математике. На это указывают и мнения самих учеников, ребята улучшают знания по математике, умеют самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой, математически грамотно излагать свои мысли.

Внеклассная работа по математике создает дополнительные возможности и учителям по осуществлению дифференцированного подхода к «средним» и «слабым» учащимся для достижения планируемых результатов обучения. В этом случае она может способствовать совершенствованию математических знаний и умений. Проведение внеклассной работы по математике является прекрасным средством повышения квалификации учителей.


Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально адаптироваться в обществе. А быть грамотным - значит быть образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность. Мы стараемся развить в своих учениках эти важные качества. Мы любим свой предмет и свою любовь к математике стараемся передать своим ученикам.

Итог: «Научиться можно лишь тому, что любишь, и чем глубже и полнее должны быть знания, тем сильнее, могучее и живее должна быть любовь». И.В.Гёте

Список литературы:

· Альхова З.Н. Внеклассная работа по математике/ З.Н. Альхова, А.В. Макеева. - Саратов: Лицей», 2002. – 288с.

· Математика. 5 – 8 классы: игровые технологии на уроках / авт.- сост. И.Б. Ремчукова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 94с.

· Математика. Предметная неделя в школе (методика проведения и сценарии конкурсов, викторины, презентации проектов, школьные олимпиады, разработки уроков)/ авт. – сост.: Г.И.Григорьева.-.М.: Глобус, 2008. – 198 с.

· Минаева С.С. Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике: Пособие для учителя / С.С.Минаева.- М.: Просвещение, 1990.- 128с.

· Предметные недели в школе. Математика / составитель Л.В.Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2006.-133с.

  • Шаталов, Г. Способы повышения мотивации обучения. Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2003. - №23.

· Интернет ресурсы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: