Тревожность.
Слово «тревожный» отмечается в словарях т с 1771г. Один из авторов полагает, что слово тревога обозначает трижды повторяющийся сигнал об опасности со стороны противника.
В психологическом словаре тревожность -это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога-это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется и проявляется почти всегда.
Б.И.Кочубей и Е.В.Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1) Противоречивыми требованиями предъявляемыми родителями, либо родителями и школой(дет. садом)
2) Неадекватными требованиями родителей (чаще завышенными)
3) Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
В дошк. и мл. школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет девочки.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. В доброжелательных семьях дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Тревожность возрастает и после развода родителей. Не способствует внутреннему спокойствию ребенка и авторитарный тип родительского воспитания.
Тревожность может быть сопряжена с нервозом или с другим психическим расстройством. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.
|
Портрет тревожного ребенка.
Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок. Они ищут одобрение и поощрение взрослых во всех делах.
Для них характерны соматические проблемы: боли в животе, головокру-жения, головные боли, ощущение сухости во рту, кома в горле, слабости в ногах.
Критерии определения тревожности у ребенка по П.Бейкеру и М.Аворду
1) постоянное беспокойство
2) трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо
3) мышечное напряжение
4) раздражительность
5) нарушение сна
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его жизни.
Признаки тревожности по Лаврентьевой Г.П. и Титоренко Т.М.
1) не может долго работать не уставая
2) ему трудно сосредоточиться на чем-либо
3) любое задание вызывает излишнее беспокойство
4) во время выполнения задания очень напряжён, скован.
5) смущается чаще других
6) часто говорит о напряженных ситуациях
7) как правило, краснеет в незнакомой обстановке
8) жалуется, что ему снятся страшные сны
9) руки обычно холодные и влажные
10) часто расстройство стула
11) сильно потеет, когда волнуется
12) плохой аппетит
13) спит беспокойно, засыпает с трудом
|
14) пуглив, многое вызывает страх
15) обычно беспокоен, легко расстраивается
16) часто не может сдержать слезы
17) плохо переносит ожидание
18) не любит браться за новое дело
19) не уверен в себе, своих силах
20) боится сталкиваться с трудностями
если у ребенка 15-20 показателей - высокая тревожность, 7-14- средняя,
1-6- низкая тревожность.
Работа с тревожными детьми
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1 ) повышение самооценки - надо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Играть в «Я дарю тебе…», «Комплименты».
2 ) обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболееволнующих ситуациях - избегать сравнения детей друг с другом. Нельзя сообщать о неудачах ребенка родителям. Полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры, совместно со взрослыми сочинять сказки и истории, это учит выражать ребенка свою тревогу и страх.
3) снятие мышечного напряжения - упражнения на релаксацию, массаж, техника глубокого дыхания.
Правила работы с тревожными детьми:
1) избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих время.
2) не сравнивайте ребенка с окружающими.
3) избегайте чаще используйте телесные контакты, упражнения на релаксацию
4) способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
5) чаще обращайтесь к нему по имени.
6) демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7) не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
8) будьте последовательны в воспитании ребенка.
9) старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
10) используйте наказание в крайних случаях.
11) не унижайте ребенка наказывая его.