Локальные правовые акты, обычаи, кодексы профессиональной этики как источники предпринимательского права




Смена общественных отношений, начавшаяся в 80-90х годах прошлого века в нашей стране, привела к существенному изменению в развитии правового регулирования хозяйственной деятельности.

Командно-административная система, основой которой было огосударствление экономики и ограничение самостоятельности участников имущественных отношений, в настоящее время уступает свои позиции рыночным регуляторам. В этой связи заметно повышается роль частноправового регулирования общественных отношений. [4, с.2]

В связи с этим в научной правовой литературе идет серьезная дискуссия, как о самом понятии «предпринимательское право», его месте в общей системе права, соотношении данного понятия с понятиями «хозяйственное право», «коммерческое право». Многие вопросы и по сей день остаются до конца не решенными в силу «юности» нашей страны в рамках рыночных отношений.

Тем не менее, не вызывает сомнения факт что к источнику предпринимательского права относят права юридические формы закрепления норм права, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.[5, с.18]

На ряду с законами, подзаконными актами, которые устанавливают общие, обязательные к исполнению, всеми сторонами правил предпринимательской (хозяйственной) деятельности в последнее время особая роль отводится локальным правовым актам, обычаям, кодексам профессиональной этики.

От части, это связано с децентрализацией управления и передачи больше прав и обязанностей хозяйствующим субъектам, с другой стороны многие отношения, возникающие в ходе хозяйственной деятельности предпринимателей (предпринимательских структур), обусловлены спецификой отрасли, в которой они разрабатывают и принимают управленческие решения.

Локальные правовые нормы представляют собой одну из разновидностей правовых норм. Они разрабатываются органами управления корпорации и адресуются ее членам (учредителям, акционерам, служащим и т.д.). Локальные правовые нормы регулируют наиболее важные отношения, складывающиеся на предприятии, и поэтому они весьма значимы. В качестве правовых норм локальные правовые нормы характеризуются общими и особыми признаками.

К общим признакам локальных правовых норм можно отнести следующие:

- Локальные правовые нормы, регулирующие не отдельный случай или конкретное правоотношение, а типичные ситуации или вид отношений, имеющих место на предприятии, в частности в акционерном обществе. Эта типичность относится, как правило, к имеющимся отношениям, но может касаться и новых социальных связей, повторяемость которых в будущем предполагается со значительной степенью вероятности.

- Локальные правовые нормы рассчитанные на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, они начинают действовать вновь, если возникает аналогичный случай.

- Локальные правовые нормы имеющие общий характер, то есть рассчитанные не на одного или нескольких человек, а сразу на многих лиц, поименно не указанных. Неперсонифицированность, то есть отсутствие указания на конкретный адрес - один из признаков этих норм. [6. c.46]

По субъекту локальные нормы отличаются от централизованных норм тем, что они имеют точную количественную определенность. Локальные нормы, так же, как и централизованные, не персонифицированы. Но если круг субъектов общегосударственной нормы права не определен ни количественно, ни качественно или персонально, то субъект локальной нормы всегда имеет точную количественную характеристику: например, состав участников акционерного общества ограничен количеством акционеров. Качественные характеристики коллективного образования могут меняться; например, состав акционеров акционерного общества изменяется вследствие совершения сделок купли-продажи акций, заключения договоров их мены или выхода из акционерного общества.

Термином «локальный нормативный акт» обозначают акты органов местного самоуправления, а также его используют для обозначения корпоративных документов, т.е. актов управления, принимаемых на предприятиях и в других организациях.

Локальные акты закрепляют индивидуально-правовой статус предпринимателя, они принимаются органами управления коммерческой организации и обязательны к исполнению в данной коммерческой организации. В данном случае имеются в виду уставы юридических лиц, положения о структурных подразделениях юридического лица, правила внутреннего трудового распорядка и многие другие акты, действующие в коммерческих организациях. По существу названные акты являются локальными нормативно-правовыми актами, используемыми органами управления коммерческой организации в регулировании локальных (внутрипроизводственных) отношений. Их не следует смешивать с индивидуально-правовыми локальными актами, например, с приказами руководителя коммерческой организации об увольнении кого-либо с работы. В коммерческой организации могут быть приняты любые решения, в том числе общенормативного характера, если они не противоречат нормативным актам централизованного регулирования.

Органы управления коммерческой организации относительно свободны в определении содержания локальных актов, но они должны учитывать:

а) императивные требования нормативных актов централизованного регулирования, которые действуют независимо от того, включены они в тексты локальных актов или нет (например, требование о формировании уставного капитала акционерного общества – ст. 99 ГК);

б) распределение нормотворческой компетенции между органами управления коммерческой организации, если их несколько (например, в акционерном обществе – ст. 103 ГК).

В разработке локальных нормативных актов большую помощь призваны оказывать примерные уставы, положения, правила, договоры, разрабатываемые различными методическими центрами и являющиеся источниками коммерческого права рекомендательного характера.

Названные примерные (рекомендательные) акты не следует смешивать с типовыми договорами, положениями и т.п., которые в случаях, предусмотренных законом, может издавать Правительство РФ и которые являются обязательными для участников коммерческих отношений (п. 4 ст. 426 ГК)[1].

Локальная система права как структурно-функциональная совокупность нормативных актов необходима для выявления и обеспечения внутренней целостности локальных источников права.

Анализируя практику финансово-хозяйственной деятельности предпринимательских структур сегодня можно отметить такой важный локальный нормативный акт, как «Учетная политика организации». Данный документ формируется по требованию законодательства в части закона «О бухгалтерском учете»[2].

Учетная политика организации разрабатывается всеми юридическими лицами и включает вопросы, организации и ведения бухгалтерского и налогового учета (методы оценки активов и обязательств, порядок их признания для целей налогообложения, порядок формирования внутренней и внешней отчетности компании) правила документооборота в организации, систему первичных и сводных документов и другие моменты учетно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений.

Одним из факультативных источников предпринимательского права является обычай делового оборота, которым в соответствии с п. 1 ст. 5 ГК РФ признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, незавᴎϲимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются (п. 2 ст. 5 ГК РФ).

Обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в письменном документе, хотя нередко они имеются и являются желательными, так как наличие таких документов вносит определенность в отношения сторон. Письменным подтверждением обычая делового оборота могут быть условия публикуемых примерных договоров, что допускается п. 2 ст. 427 ГК РФ.

Существование обычая или, напротив, его отсутствие в иных случаях сторона вправе доказывать, используя любые допускаемые правом доказательства. Обычай делового оборота имеет факультативное значение, что подтверждается ст. 309 ГК РФ - обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Данная норма получила дальнейшее развитие в статьях ГК РФ (311, 315, 474, 478, 508, 510, 513, 848, 863, 874 и др.).

Применение обычаев предусматривается и иными нормативными правовыми актами, в частности ст. 134, 135, 138 Кодекса торгового мореплавания РФ, и может вытекать из положений международных договоров, заключенных Российской Федерацией. Например, согласно ст. 138 Кодекса торгового мореплавания РФ ("Палубный груз") перевозчик имеет право перевозить груз на палубе только в соответствии с соглашением между перевозчиком и отправителем, законом или иными правовыми актами РФ либо обычаями делового оборота. Поскольку обычай делового оборота признается источником права, его применение следует считать возможным и при отсутствии в правовых нормах прямой отсылки к обычаю, если существует пробел в законодательстве, а также в условиях заключенного между сторонами договора. В ряде статей ГК РФ используется термин "обычно предъявляемые требования", который в одних случаях дополняет отсылку к обычаям делового оборота (ст. 309, 478, 992 ГК РФ), а в других используется как самостоятельный термин (ст. 484, 485, 721 ГК РФ).

В научной литературе "обычай делового оборота" рассматривается как разновидность "обычно предъявляемых требований", что представляется дискуссионным, так как обычай делового оборота - это дополнительный источник права, что прямо следует из ст. 5 ГК РФ. Обычно предъявляемые требования таким статусом не обладают. Вопрос о применении и содержании таких требований должен решаться в судебном порядке с учетом широкого круга факторов. На основе обычно предъявляемых требований могут складываться обычаи делового оборота при наличии признаков, содержащихся в ст. 5 ГК РФ, и подтверждения широкой практикой их применения. В законодательстве Российской Федерации используется и другой термин - "торговый обычай" (п. 3 ст. 28 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-I "О международном коммерческом арбитраже"). [3]

В научной литературе торговый обычай характеризуется как правило поведения, сложившееся в сфере международной торговли в результате неоднократного воспроизведения одних и тех же действий.

В настоящее время действует редакция Инкотермс-2017. Обычно их положения применяются, если в договоре сделана прямая отсылка, а в условиях договора не предусмотрено иное. ГК РФ (п. 6 ст. 1211) исходит из презумпции, согласно которой, при отсутствии в договоре иных указаний, когда в нем использованы принятые в международном обороте торговые термины, считается, что сторонами согласовано применение к возникшим отношениям обычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами. В то же время постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 28 июня 2001 г. N 117-13 (п. 4) предыдущая редакция (Инкотермс-2000) признаны в России торговым обычаем.

Инкотермс предназначены для единообразного понимания и применения торговых терминов, используемых в международном коммерческом обороте. Торговые термины Инкотермс содержат указания на важные вопросы, касающиеся исполнения договоров купли-продажи: по заключению договоров перевозки и страхования, выполнению погрузочно-разгрузочных работ, оплате таможенных расходов и др. Инкотермс фиксирует момент исполнения продавцом своих обязанностей по договору, а также момент перехода риска случайной гибели (повреждения) товара с продавца на покупателя. Ссылка в договоре на Инкотермс делает их условиями договора. Не исключается возможность установления обычая на основе доказательств, предъявляемых заинтересованными сторонами.

Национальные торгово-промышленные палаты (федеральные и региональные) также изучают существующие обычаи и публикуют их для сведения заинтересованных лиц (например, обычаи морских портов и обычаи в области внешней торговли). Согласно ст. 15 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-I "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ). ТПП свидетельствует торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации, и, следовательно, может давать заключения по этому вопросу.

На основе обобщения банковской практики в области международных аккредитивных расчетов и систематизации сложившихся в банковской сфере обычаев и обыкновений МТП были разработаны Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (Uniform Custom and Practice for Documentary Credits - UCP).

В настоящее время действует редакция 1993 г. (публикация МТП N 500 – UСР-500).

Подобно Инкотермс, UCP-500 не являются нормативным актом и применяются при наличии ссылки на них в договоре между клиентом и банком. Особенностью UCP является то, что, выступая отражением международной банковской практики, данные правила могут применяться и при отсутствии ссылки на них в договоре. Унифицированные правила являются составной частью практически каждого документарного аккредитива, на что указывает включаемая в текст аккредитива стандартная оговорка: "настоящий аккредитив подчиняется Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов, редакция 1993 года, публикация МТП N 500". К актам, отражающим содержание международных торговых обычаев, относятся и Принципы международных коммерческих договоров (принципы УНИДРУА). Принципы УНИДРУА не являются международным договором и носят рекомендательный характер. В то же время значение их велико, поскольку суды, в том числе третейские, могут применять нормы Принципов к отношениям сторон по сделке, если в применимом праве и в самой сделке нельзя найти ответ на какой-либо спорный вопрос. Согласно указаниям, содержащимся в Принципах, для их применения к конкретному договору необходимо соглашение об этом его сторон. Основанием для применения Принципов может служить и соглашение сторон о регулировании их договора "общими принципами права", "обычаями и обыкновениями международной торговли или аналогичными положениями". Предусмотрено применение Принципов и в некоторых других случаях (при невозможности установления соответствующей нормы применимого права; для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов; в качестве модели для разработчиков национального и международного законодательства).[7]

По мнению Лаптевой В.А., предпринимательские обычаи В России, в силу их «молодости», занимают особое место в системе источников предпринимательского права. Несмотря на их субсидиарный характер, наряду с законодательством, правовые обычаи являются необходимой формой права, вырабатываемой самими субъектами предпринимательства. В этой связи видится целесообразным постоянно изучать и систематизировать данные нормы права и учитывать их содержание в нормотворческой деятельности, с учетом положений которых станет возможным говорить о справедливом предпринимательском правопорядке[8].

Наряду с нормативными актами, деловыми обычаями есть еще один источник предпринимательского права - это этические кодексы.

Не секрет, что переход к рыночным отношениям в нашей стране, породил определенный тип мышления предпринимателя, взять прибыль любой ценой иногда не взирая, на этические, общественные нормы, которые доминировали в силу слабой экономической и правовой подготовки граждан, так и несовершенством законодательства на тот момент.

Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями.

Правовые нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения свободы. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства является не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой культуры.

Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности.

В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие. Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.

На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.

Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.

Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Таким образом, профессиональная этика - это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.).[10]

Кодекс этики профессионального поведения существует главным образом для профессий, имеющих особую ответственность перед обществом: государственных служащих, судей, врачей, профессиональных бухгалтеров, аудиторов.

В силу развивающейся профессионализации перед специалистами различных направлений все чаще возникают нравственные коллизии, решить которые, опираясь только на профессиональные знания, невозможно.

Поэтому основной задачей разработчиков этических кодексов является формулирование и внедрение в профессиональную среду принципов и норм корпоративной этики, которые направлены на разрешение нравственно-этических проблем и спорных ситуаций, предотвращение злоупотреблений в различных сферах профессиональной деятельности.[10]

Процессы интеграции, а под час и конъюгации нашего бизнеса в международную среду заставляет наши предпринимательские структуры разрабатывать корпоративные кодексы, которые за рубежных компаниях являются обязательной чертой.

Так крупные транснациональные фирмы, имеющие деловые школы, школы бизнеса, внедряют для обучения студентов программы этики менеджмента, Этики деловых отношений, этики бизнеса, этики речевого воздействия.

Опыт деятельности ряда известных фирм США, Франции, Японии и других стран показывает, что строгое соблюдение установленных правил и проведение соответствующей работы с персоналом обеспечивает им значительную прибыль. В США половина существующих кодексов принята до 1955 г., четыре пятых от их числа – до 1970 г. Только за последние два десятилетия в США опубликованы сотни монографий, 25 учебников по деловой этике, издаются два специализированных журнала. В качестве обязательной дисциплины этика входит в учебные планы многих университетов. В Вашингтоне с 1977 г. действует «Центр этических проблем», который помогает фирмам и организациям создавать и перерабатывать этические кодексы, поддерживать высокий нравственный уровень рабочей атмосферы, а работникам – разбираться в законах этики и безболезненно гасить нравственные конфликты. В японских компаниях разрабатываются карты этики – набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого ее работника. Они содержат также имя и телефон консультанта организации по этическим вопросам.[11]

В нашей стране процесс формирования этических норм предпринимателей находится в стадии становления. Внимание к этим вопросам может показаться преждевременным при наличии множества иных проблем, рисков и непредсказуемости, с которыми приходится сталкиваться при ведении бизнеса

в России.

В ущерб ускорению развития бизнеса российские компании вынужденно расходуют значительные ресурсы на защиту от криминальных вымогателей и недобросовестных конкурентов, на вынужденное «кормление» государственной и деловой коррупции-подкупа, на дополнительные проверки качества работ и посильное контролирование партнеров по бизнесу и своих собственных сотрудников. Здравомыслящие российские предприниматели откровенно устали от «игры без правил» и поэтому коллегиально склоняются к «цивилизованному бизнесу», основанному на международных и лучших российских стандартах деловой этики.

Иностранные предприниматели и инвесторы, приходящие на российский рынок, также бывают откровенно обескуражены неэтичным и даже криминальным поведением конкурирующих участников бизнеса. Вне России наиболее известны её проблемы бюрократизации, коррупции, связей бизнеса с

мафией, вымогательства, похищения предпринимателей или даже убийства как способа устранения конкурентов. Ясно, что такой инвестиционный климат – неприемлем для иностранного капитала в силу запредельных рисков и угрозы даже физическому благополучию предпринимателей.

Таким образом, деловая этика для современной России – это основополагающие «правила игры» в бизнесе, без которых он остается проблемным, рисковым и непредсказуемым. Поэтому здесь ширится осознание выгоды соблюдения принципов деловой этики – порядочность, надежность и честность в деловых отношениях становятся вровень с иными экономическими категориями бизнеса.[12]

В настоящее время в нашей стране сформированы и утверждены следующие нормативные акты:

1. Российский Кодекс предпринимательской этики «12 принципов ведения дел в России» (1998, Торгово-промышленная палата России).

2. Хартия корпоративной деловой этики (2003, Российский союз предпринимателей и

промышленников).

3. Кодекс корпоративного поведения (2002, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг).

4. Кодекс независимого директора (2003, Ассоциация Независимых Директоров).

5. Декларация принципов Профессионального сообщества корпоративных директоров (2003,

Российский институт директоров).

Отдельно на наш взгляд, следует выделить «12 принципов ведения дел в России принятая Торгово-промышленной палатой России:

Стремясь возродить и приумножить былую славу российского предпринимательства в России и мире, желая оставить в памяти будущих поколений благородный образ российского предпринимательства эпохи его постсоветского возрождения, союзы предпринимателей, различные их объединения призывают российских предпринимателей к утверждению следующих принципов ведения дел, основанных на историческом опыте России и современной практике международного делового сообщества.

1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.

2. Уважай участников общего дела – это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств.

3. Воздерживайся от насилия или угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.

4. Всегда веди дело сообразно средствам.

5. Оправдывай доверие, в нем – основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.

6. Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер — тот, который тоже выигрывает от сделки.

7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.

8. Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов.

9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания.

10. При создании и ведении дел как минимум не наноси ущерба природе.

11. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодны всем.

12. Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они не хуже и не лучше нас, они – просто другие.

Очевидно, что все принципы имеют благородный посыл, но судя по новостям, а также судебной практике, наша бизнес-среда, а так же ее представители (предпринимательское сообщество) еще далеки от тех идеалов, которые описаны выше.

Как источник предпринимательского права кодексы этики пока внедряются в крупных компаниях с иностранным участием, а также в государственных учреждениях.

 

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ. Часть первая // Собрание законодательства РФ от 05.12.1994.

2. О бухгалтерском учете: федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017) - СПС «Консультант Плюс».

3. О международном коммерческом арбитраже: Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-I- СПС «Консультант Плюс».

4. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография / В. С. Белых. - М.: Проспект, 2005 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 430 с.; 22 см.; ISBN 5-482-00229-2 (в пер.)

5. Вайпан В.А. Источники предпринимательского права: учебно-методический комплекс (учебное пособие в рамках дисциплины «Предпринимательское право Российской Федерации») / В.А. Вайпан - М.: Юстицинформ, 2017. - 84 с.

6. Забиров И.Б. Локальные нормативные акты в системе права. / Забиров И. Б. // Вестник ТИСБИ. - 2006. - №2. С. 45-47.

7. Обычай делового оборота как источник предпринимательского права [электронный ресурс]. Режим доступа: https://referatwork.ru/predrinimatelskoe_pravo/section-12.html (дата обращения 24.12.2017)

8. Российские правовые обычаи в предпринимательстве [электронный ресурс]. Режим допуска: https://отрасли-права.рф/article/16297 (дата обращения 24.12.2017)

9. Предпринимательская этика [электронный ресурс]. Режим допуска: https://studopedia.ru/2_20090_predprinimatelskaya-etika.html (дата обращения 24.12.2017)

10. Кодексы профессиональной этики [электронный ресурс]. Режим доступа: https://studme.org/59914/etika_i_estetika/kodeksy_professionalnoy_etiki (дата обращения 24.12.2017)

11. 11. Кодекс этики [электронный ресурс]. Режим допуска: https://center-yf.ru/data/stat/kodeks-

12. etiki.php (дата обращения 24.12.2017)

13. Деловая этика. Методические рекомендации АНД-РИД для Российских компаний. [электронный ресурс]. Режим допуска: https://elitclub.ru›download/167 (дата обращения 24.12.2017)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: