Архитектура стен и башен Белого города




Белый город

 


План:

Введение

  • 1 История
  • 2 Архитектура стен и башен Белого города
  • 3 Происхождение названия
  • 4 Монастыри Белого города
  • 5 Церкви Белого города
  • 6 Часовни Белого города

Примечания
Литература


Введение

Координаты: 55°45′04″ с. ш. 37°37′42″ в. д. / 55.751111° с. ш. 37.628333° в. д. (G) (O)

Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7701818000объект № 7701818000

Белый город — историческая местность Москвы внутри несохранившихся стен Белого города (а ныне бульваров), но вне Китай-города и Кремля.
В летописных источниках Белым городом называлась и сама крепостная стена. Это третья (после стен Кремля и Китай-города) крепостная стена Москвы.

Памятник археологии с региональной категорией охраны — «Белый город (зона древнего поселения)».[1]


История

Памятник зодчему Фёдору Савельевичу Коню в Смоленске.
Скульптор — Олег Комов

Семиверхая башня, Всехсвятские и Чертольские (Пречистенские) ворота на плане 1610 г.

Территория Белого города была защищена крепостной стеной в царствование Фёдора Иоанновича, построенной в 1585—1591 известным русским зодчим Фёдором Савельевичем Конём на месте деревянных укреплений на земляном валу, сгоревших в 1571 году при набеге Давлет-Гирея.

В документах XVI—XVII вв. встречается и другие даты окончания строительства: ранняя — 1589, поздняя — 1593 (возможно она отражает окончание ремонта крепости после набега Казы-Гирея).

В летописных источниках Белым городом называется и сама крепостная стена.

Соловецкий летописец начала XVII века пишет:

В лето 7097 (то есть 1589. — П. П.). Того же году совершен бысть на Москве Белый город каменной и нарекли Царёв город, а заложен в 93 году. [2]

Созданная за очень короткий срок стена сильно пострадала в Смутное время и видимо претерпела некоторые изменения к концу XVII века.

К середине XVIII эта стена уже потеряла свое фортификационное значение. Ворота Белого города больше не запирались на ночь, как в старину, и не охранялись. А кирпичи из обветшавшей стены москвичи растаскивали на свои нужды. С 1760-х годов камни и кирпичи Белого города с разрешения городских властей и вовсе пошли на постройку казенных зданий: Воспитательного дома и дома генерал-губернатора на Тверской. В результате часть стены Белого города однажды обрушилась и задавила несколько прохожих. После этого происшествия было окончательно решено снести средневековое сооружение.
Созданный специально для этого в июне 1774 года Каменный приказ под главенством генерал-губернатора Москвы князя М. Н. Волконского получил предписание: разрушить крепостные стены, а на их месте посадить деревья. Так и было создано бульварное кольцо. История не сохранила автора идеи, но приписывают ее Баженову, Растрелли или Старову.[3]

Директором Каменного приказа был зодчий П. Н. Кожин. В ведение Каменного приказа были переданы все казённые и частные кирпичные и черепичные заводы, все рабочие-каменщики. Каменный приказ следил за соответствием застройки плану 1775, согласно которому в Китай-городе и Белом городе можно было строить только каменные дома, а в Земляном городе — деревянные на каменном фундаменте. Кожин составил проект перепланировки Москвы, который определил пути развития города в конце XVIII — первой половине XIX вв.

Арбатские ворота были снесены последними — в июле 1792 г; впрочем, еще в 1805 г. существовал фрагмент стены на берегу Неглинной с проемом для реки — так называемая «Труба».

В Белом городе располагались, в частности, Пушечный двор, Колымажный двор.


Архитектура стен и башен Белого города

Стена Белого города с одной стороны начиналась от Водовзводной башни Кремля, а другим концом подходила к угловой башне стены Китай-города.

Документы, по которым можно представить себе облик стены Белого города, противоречивы.
На аксонометрических планах указано разное число башен и ворот, да и сами они изображены по-разному. Эти изображения дополняют описания стены, сделанные разными иностранными путешественниками. Кроме того, в Смоленске сохранись крепостные стены, построенные Фёдором Конём уже после стены Белого города. Они сохранились и могут послужить аналогом.

Историк Н. И. Фальковский в своей книге «Москва в истории техники» пишет, что Стена Белого города имела 17 глухих башен, покрытых четырёхгранными шатрами, и 10 проездных башен, имевших трёхшатровые завершения (всего 27 башен). Одна из башен была семишатровой (Семиверхая). Семишатровая башня особо выделяется по архитектуре, смоленский зодчий Федор Конь возвел эту угловую башню Белого города названную Семишатровой, за семь остроконечных шатров. Шатры возвышались над шестигранником башни с полукружиями бойниц, откуда выглядывали жерла пушек. Седьмой самый высокий шатер, возвышался в центре башни. Эту башню изобразил в одной из своих картин русский художник и знаток древней Москвы Аполлинарий Васнецов, эта башня также называлась и Алексеевской башней — по стоявшему рядом Алексеевскому монастырю. Семишатровая башня была самая грозная, самая высокая и самая красивая. Ее пушки были нацелены на Крымский брод — наиболее опасную окраину Москвы, откуда часто совершала набеги татарская конница.

Стены Белого города были немного выше стены Китай-города и подобно стенам Кремля увенчаны зубцами с «ласточкиными хвостами». Павел Алеппский отмечает наличие машикулей навесного боя и наклонённость поверхности стены внутрь. Длина стены — 10 км, толщина до 4,5 м.

Яузские, названные по реке Яуза; Покровские, названные так потому, что вели в село Покровское; Мясницкие, названные так потому, что здесь отведено было место под слободу мясников; Сретенские, названные по монастырю Сретенья иконы Божьей Матери; Петровские — по Петровскому монастырю; Тверские — по дороге, ведущей в Тверь; Никитские — по Никитскому монастырю; Арбатские — по улице Арбат; Пречистенские — по улице Пречистенка.[4]

Названия московских площадей сохранили память о разрушенных башнях-воротах: Площадь Пречистенские Ворота, Площадь Арбатские Ворота, Площадь Никитские Ворота, Площадь Сретенские Ворота, Площадь Мясницкие Ворота, Площадь Покровские Ворота, Площадь Яузские Ворота.

Круглая башня на Васильевском лугу. Гравюра П. Пикара, 1707

А.Васнецов. Семиверхая башня Белого города (на месте современного храма Христа Спасителя)

А.Васнецов. Мясницкие ворота Белого города (на месте совр. Тургеневской площади)

А. Васнецов. Лубяной торг на Трубе (на месте совр. Трубной площади)

Фундамент стены Белого города, пробитый металлическими конструкциями. 2007 г.

Фрагмент белокаменного фундамента стены Белого города на Хохловской площади. 2007 г.


Происхождение названия

Бытуют разные объяснения названия Белый город.

П. В. Сытин в своей книге «Из истории московских улиц» объясняет происхождение названия тем,

что в XVI—XVII вв. здесь жили главным образом бояре и дворяне, находившиеся на постоянной царской службе, почему земля, занятая их дворами называлась «белой» — то есть была освобождена от земельных налогов, которыми облагались «чёрные» земли ремесленников, торговцев и землепашцев.

Его слова отчасти подтверждает приведённый выше фрагмент Соловецкой летописи, однако называет эту местность Царёвым городом. По видимости, из-за того, что здесь жили царёвы, государевы люди.

Название Белый город может происходить и от того, что кирпичные стены крепости были выкрашены белой известью.

В этой первой деревянной стене лежит другой город, обнесённый каменной стеной, бело-набело выштукатуренною и украшенною множеством башен и зубцов; жители зовут эту часть города «Царь-Град».[5]


Монастыри Белого города

  • Ивановский монастырь — на холме, между Большой Ивановской улицей и Солянкой
  • Высоко-Петровский монастырь — на Петровке
  • Сретенский монастырь в Москве — на улице Большая Лубянка (до конца XIX века — Сретенке)
  • Рождественский монастырь — на углу улицы Рождественка и Рождественского бульвара, рядом с Трубной площадью
  • Златоустовский монастырь — между Мясницкой и Маросейкой
  • Алексеевский монастырь — на Волхонке (разобран перед строительством Храм Христа Спасителя)
  • Крестовоздвиженский монастырь — на Воздвиженке
  • Никитский монастырь — на Большой Никитской
  • Георгиевский монастырь — между Тверской и Большой Дмитровкой
  • Варсонофьевский монастырь — между Рождественкой и Лубянкой
  • Моисеевский монастырь — находился в северо-западной части современной Манежной площади.

Церкви Белого города

  • Храм Введения в Барашах
  • Храм Святых Апостолов Петра и Павла у Яузских ворот
  • Храм Святого Владимира в Старых Садех
  • Храм Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот
  • Храм Трёх Святителей на Кулишках
  • Храм Христа Спасителя
  • Церковь Всех Святых на Кулишках
  • Церковь Кира и Иоанна (снесена в 1934 году)
  • Церковь Космы и Дамиана на Маросейке
  • Церковь Николая Чудотворца в Клённиках
  • Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях
  • Церковь Николая Чудотворца в Сапожке
  • Церковь Николая Чудотворца в Столпах (снесена в 1938 году)
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках
  • Церковь Спаса Преображения на Глинищах
  • Церковь Троицы Живоначальной в Хохлах
  • Церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке (снесена в 1936 году
  • Московская центральная церковь евангельских христиан-баптистов
  • Лютеранская церковь Святых Петра и Павла

Часовни Белого города

  • Памятник героям Плевны

Примечания

  1. сайт Министерства культуры Российской Федерации. - resursy.mkrf.ru/objekty_kult_naslediya/katalog/catalog_mon.php?id_pam=7701818000
  2. Паламарчук П. Г. — Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 2004, стр. 78
  3. Храм св. Димитрия Солунского - www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/svmos-dimitrijsolunskij.htm
  4. Кондратьев И. К. Седая старина Москвы - testan.rusgor.ru/moscow/book/sedstar/5_01_01.html
  5. Николай Варкоч. XVII в. // Кудрявцев М. П.. «Москва — Третий Рим» стр.83

Части Москвы XVII века


Литература

  • Васькин А. А.. Спасти Пушкинскую площадь. М., 2011.
  • А. Л. Баталов, Л. А. Беляев Сакральное пространство средневековой Москвы - books.google.ru/books?printsec=frontcover&id=RF1ToqZ_T5sC#v=onepage&q&f=false. — М.: Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 400 с. — ISBN 978-5-4284-0001-4
  • Найденов Н. А. — Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. II: Белый город. М., 1882, 6 с, 59 л. - www.temples.ru/main.php?op=bibliofulltext&id=123#jump
  • Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989, 378 с.
  • Паламарчук П. Г. — Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 2004, 744 с, 16 л. ил. — ISBN 5-7119-0013-7 (т.2); ISBN 5-212-00500-0.
  • Сытин П. В. — Из истории московских улиц. — Изд-е 3-е, доп. — М.: Московский рабочий, 1958—843 с., илл. С. 117—124.
  • Кудрявцев М. П. — «Москва — Третий Рим». — М.: Сол Систем, 1994. — ISBN 5-85316-008-7.
  • Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек. — Под общей редакцией доктора искусствоведения Баталова А. Л. — М., 2006. — ISBN 5-91150-014-0.
  • Фальковский Н. И. — Москва в истории техники. — М.: Моск. рабочий, 1950, Белый город С.35—40. - community.livejournal.com/moskov_tsarstvo/128569.html


Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 09.07.11 22:02:15

https://wreferat.baza-referat.ru/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: