Эволюция менеджмента в России и за рубежом
Эволюция развития менеджмента как науки рассматривается с позиции становления научных школ менеджмента.
Школа научной организации труда (1885-1920). Появление школы научного управления связано, прежде всего, с теоретической и практической системой управления Ф. Тейлора (1856-1915), который и является её основателем. Проводя параллель, можно сказать, что как теория А. Смита дала начало всем ветвям политэкономии, так и система Тейлора – всему последующему менеджменту. П. Друкер писал: «Тейлоризм – это скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину». В наши дни Ф.У. Тейлора часто называют «отцом научного менеджмента».
Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.
Представители: Френк и Лилиан Гилбреты, Генри Гантт, Генри Форд.
Административная школа (1920-1950). Основателем классической школы управления считается французский горный инженер Анри Файоль, который разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал некоторые, строго обязательные принципы управления. Кроме того, А. Файоль рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, распорядительства, координации и контроля.
Представители: Гаррингтон Эмерсон, Макс Вебер
Школа человеческих отношений (1930-1950) возникла как реакция на такой недостаток ранних школ менеджмента как малое внимание к человеческому фактору и психологии человека. Основателем школы человеческих отношений является американский психолог Элтон Мэйо (1880-1949).
|
Цель сторонников этой школы состояла в том, чтобы попытаться управлять, воздействуя на систему социально-психологических факторов. Школа человеческих отношений явилась попыткой менеджмента рассматривать каждую организацию как социальную систему.
Представители: Мэри Паркер Фоллетт.
Школа поведенческих наук (1939-по наст. время). Развитие в психологии нового научного направления – бихевиоризма – коснулось и менеджмента. С начала 50-х годов школа человеческих отношений стала трансформироваться в школу поведенческих наук.
Новизна этой школы заключалась в стремлении оказать помощь работнику в осознании его возможностей на основе применения концепций поведенческих наук для построения и управления организациями. Основной целью школы поведенческих наук является повышение эффективности организации за счет повышения эффективности её человеческих ресурсов.
Наиболее заметными представителями данной школы являются Дуглас МакГрегор, Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг, Виктор Врум, Стейси Адамс и др.
Школа количественных методов (1950-по наст. время) возникла в результате бурного развития точных наук – математики, статистики, инженерных наук – и предполагает широкое применение результатов исследований операций и моделей ситуаций. Ключевой характеристикой этой школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.
Данная школа акцентирует свое внимание на принятии решений, экономической эффективности, формальных математических моделях. Весьма сильным толчком к развитию этой школы явилось развитие вычислительной техники и информационных систем управления.
|
Формирование и развитие этой школы связано с такими именами, как Р. Акофф, С. Вир, Д. Форрестер и др.
Основные функции менеджмента предприятий в туриндустрии
Функция менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, соответствующая организация работы, которая осуществляется специальными приемами и способами. Каждая функция имеет специфический характер, особое содержание и может осуществляться самостоятельно. Все функции менеджмента могут быть разделены на общие и конкретные. Общие функции не зависят от сферы деятельности, в которой они реализуются. Конкретные функции выделяются по сфере деятельности. Согласно процессному подходу общие функции образуют взаимосвязанную последовательность, включая такие функции (каждая из которых может рассматриваться как самостоятельный процесс) как планирование, организация, мотивация, контроль и координация.
Планирование – непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов. В узком смысле планирование – это процесс составления планов, определяющих конкретные шаги организации при осуществлении принятых решений. Планирование осуществляется на трех уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. Планы, разработанные на всех трех уровнях, составляют систему, которая объединяется в бизнес-план, определяющий миссию деятельности предприятия сервиса и туризма, его инвестиционные возможности, ожидаемые выгоды и все необходимые действия для достижения конечных целей бизнеса.
|
Функция организации – это функция создания реальных условий для достижения установленных целей. Если планирование готовит некоторую базу для реализации целей, то организация как функция менеджмента создает рабочую структуру, главным компонентом которой выступают люди. Содержание организации как функции менеджмента составляют деление организации на подразделения, делегирование полномочий и организация отношений или упорядочение работ.
Мотивация – это особый вид управленческой деятельности, имеющий целью активизировать людей, работающих в организации, и побуждающий их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Менеджмент предприятия сферы сервиса и туризма в этой функции ориентируется на два аспекта: мотивацию потребителей услуг и мотивацию трудовых отношений. Последняя включает стимулирование, т.е. побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов, и собственно мотивирование, т.е. создание у работников внутреннего побуждения к труду.
Контроль как функция менеджмента – это вид управленческой деятельности, осуществляемый с целью удержания организации на выбранной траектории развития посредством сравнения показателей деятельности с установленными стандартами и принятия мер при отклонениях (П. Шеметов). Контроль – это способ организации обратной связи, благодаря которой орган субъект менеджмента получает информацию о ходе осуществления управленческого воздействия.
Согласованность действий во времени и пространстве органов управления и должностных лиц, а также между системой в целом и внешней средой обеспечивает координация. Цель координации – установление взаимодействия в работе структурных подразделений, руководителей и специалистов. Координация осуществляется путем проведения совещаний, личных контактов, согласования рабочих планов и графиков, внесения в них корректив, увязывания работы между исполнителями.