Введение.
Менеджмент (от англ. management — управление, организация) — система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом. Менеджмент — это комплекс взаимосвязанных действий:
· организация и управление (производством и коллективом);
· постановка и корректировка задач;
· разработка этапов работы;
· принятие решений;
· налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);
· регулирование процессов;
· сбор и обработка информации;
· анализ информации,
· подведение итогов работы.
А главной действующей силой в менеджменте является менеджер.
Менеджер — это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью.
Организации современного производства не может обойтись без менеджера. И АТП не являются исключениями.
Кто такой менеджер?
Менеджер - это член организации, осуществляющий руководство людьми, определяющий цели деятельности и принимающий управленческие решения. Менеджеры являются субъектами управленческой деятельности и играют три группы ролей в организации:
• менеджер выступает в качестве руководителя, который формирует отношения внутри и вне предприятия, мотивирует работников на достижение целей, координирует усилия своих подчиненных и выступает в качестве представителя предприятия. Он должен исполнять роль руководителя, лидера для всех своих подчиненных. Эта роль определяется не только его положением в иерархии управления, но и особым типом отношений с подчиненным, а также стилем руководства;
|
• информационные роли, состоящие в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее в виде фактов и нормативных установок, разъясняет политику и основные цели деятельности предприятия. Быть «преобразователем» информации - вот вторая важная роль менеджера. Она соответствует положению менеджера на предприятии и заключается в сложном творческом процессе преобразования получаемой разнообразной информации;
• роли по выработке и реализации управленческого решения, выражающиеся в том, что менеджер определяет направление и перспективы развития предприятия, решает вопросы распределения имеющихся ресурсов, осуществляет оперативные корректировки планов и т.п.
Таким образом, еще одной ролью менеджера в организации является разработка, принятие и реализация управленческих решений. Выполняя эту роль, он организует работу по выбору необходимых средств достижения установленных целей. В зависимости от позиции менеджеров на предприятии, решаемых ими задач, характера реализуемых функций, данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей мере. Вместе с тем каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает в качестве руководителя по отношению к своим подчиненным.
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:
• организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений предприятия;
• руководителю предприятия в целом и его подразделений;
|
• руководителю по отношению к подчиненным.
К менеджеру АТП предъявляются следующие требования:
• наличие общих знаний в области управления предприятием;
• компетентность в вопросах экономики и технологии производства;
• умение владеть ситуацией, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы предприятия в наиболее эффективных сферах деятельности;
• разработка, принятие и реализация обоснованных и эффективных управленческих решений на основе согласования с нижестоящими менеджерами и подчиненными;
• наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на предприятиях;
• умение анализировать деятельность и действия предприятий-конкурентов.
И все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение руководить людьми. Это умение включает:
• знание своих непосредственных подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;
• знание условий, связывающих предприятие и работников, защита интересов тех и других на справедливой основе;
• устранение неспособных работников для сохранения единства и четкости функционирования предприятия.
Успешность работы менеджера во многом зависит от его способностей, личностно-деловых качеств и опыта.
Эффективность управленческой деятельности менеджера определяется некоторой интегральной характеристикой, называемой общей способностью к управленческой деятельности (ОСУД).
Сильного менеджера можно отличать от слабого по степени разнородности используемых приемов и методов управления. Важным следствием ОСУД является умение менеджера решать нестандартные проблемы и успешно разрешать конфликтные ситуации. О наличии ОСУД свидетельствует умение масштабно мыслить, рационально решать кадровые проблемы, разрабатывать, принимать и реализовывать эффективные управленческие решения.
|
Следует отметить, что знающий и уверенный в своих силах менеджер обычно подбирает себе способных и перспективных подчиненных. В то же время менеджер, не очень уверенный в своих силах и поэтому боящийся конкуренции, старается подбирать себе менее квалифицированных подчиненных. В этом просматривается двойной вред для предприятия, где работает такой специалист: невысока отдача от самого менеджера и крайне низка эффективность управленческой деятельности подобранных им работников.
Еще одним важным аспектом ОСУД можно назвать умение четко и объективно оценивать деятельность своих подчиненных, перераспределять функции и отдельные задания между ними, делегировать подчиненным отдельные свои полномочия.
Под личностно-деловыми качествами менеджера понимают устойчивые характеристики, оказывающие важнейшее влияние на управленческую деятельность. Эти качества определяются способностями и знаниями менеджера, психологической структурой личности, ее направленностью, особенностями характера, темпераментом, накопленным опытом работы.
Проведенные исследования и изучение деятельности эффективно работающих менеджеров машиностроительных предприятий позволяют утверждать, что важнейшими из названных качеств являются:
• компетентность,
• коммуникабельность,
• стрессоустойчивость,
• нравственность,
• способность творчески решать проблемы,
• смелость в принятии решений.
Компетентность подразумевает наличие у менеджера специального образования, широкой эрудиции в различных областях, постоянное повышение им своей профессиональной квалификации. К обязательным условиям компетентности следует отнести системность мышления менеджера и наличие у него соответствующих организаторских способностей.
Коммуникабельность зависит от темперамента (наилучшей коммуникабельностью обладают сангвиники), направленности активности, адаптивных качеств, поведения в экстремальных ситуациях. Важным проявлением коммуникабельности менеджера считается умение выслушать собеседника и установить с ним деловые, а иногда и дружеские контакты.
Под стрессоустойчивостью понимают способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психологическую напряженность. К сожалению, стрессы являются неизбежным злом в деятельности всех менеджеров. Стрессоустойчивость зависит от индивидуальных особенностей человека и, в частности, от его темперамента. В то же время надо помнить о том, что стрессоустойчивость можно развивать при помощи аутогенной тренировки, используя методы психологической саморегуляции, а также психотерапевтическое воздействие.
К нравственным (морально-этическим) качествам менеджера в первую очередь следует отнести честность, порядочность, принципиальность. Наряду с этими качествами менеджер должен быть справедливым, обязательным, доброжелательным, приветливым, сдержанным, уравновешенным. Морально-этические качества наряду с деловыми в значительной степени определяют стиль руководства менеджера.
Способность менеджера творчески решать проблемы позволяет ему эффективно работать в ситуациях неопределенности, которые довольно часто возникают в современных условиях на производственных предприятиях.
Смелость в принятии решений является еще одним важным профессиональным качеством менеджера. В процессе принятия решений ему необходимо четко уяснить возникшую проблему, ясно сформулировать соответствующую цель, всесторонне рассмотреть альтернативные возможности и, наконец, выбрать наиболее эффективный вариант решения.
Наряду с личностно-деловыми качествами успешность работы менеджера в значительной мере зависит от его опыта, под которым понимают управленческие знания, умения и навыки. Профессиональное мастерство менеджера растет, как правило, вместе со стажем его работы. Однако это утверждение справедливо лишь в том случае, когда в процессе практической деятельности менеджеру приходится решать новые задачи, т.е. работать творчески.
Поскольку менеджер стремится управлять действиями и поведением других людей, он должен знать образ мышления сотрудников его организации и предвидеть их реакцию на свою деятельность.
Менеджер АТП должен учитывать влияние на производственную деятельность так называемых факторов личного характера, к числу которых относятся:
• стремление к улучшению служебного положения;
• желание увеличить свои доходы;
• риск того, что в результате участия в процессе перемен человек может понести убытки или в самом крайнем случае даже лишиться работы;
• отрицательное отношение к изменениям, если, по мнению того или иного лица, в результате возникают структуры с привилегированным статусом;
• боязнь принять неправильное решение;
• нежелание брать на себя ответственность и проявлять инициативу.
Труд менеджера имеет много специфических особенностей, связанных с характером самого труда, его результатом, а также оценками этого труда. Решаемые в процессе труда менеджера задачи предопределяют умственный, творческий характер этого труда.
Главный смысл и содержание деятельности менеджера заключается в постановке целей, разработке способов и приемов их достижения, а также организации и стимулировании совместной работы подчиненных. Менеджер очень много работает с информацией, преобразуя которую он принимает решения. Поэтому в качестве орудий труда менеджеров в настоящее время выступают, прежде всего, средства работы с информацией.
Результат деятельности менеджера чаще всего оценивается по достижению поставленных целей.
В настоящее время предъявляются серьезные требования к профессиональной компетенции менеджеров, важнейшими из которых являются:
• понимание природы управленческого труда и процесса менеджмента;
• профессиональная компетентность;
• знание должностных обязанностей;
• умение собирать, анализировать и перерабатывать информацию;
• организаторские способности;
• творческое мышление;
• высокие нравственные качества;
• непрерывное повышение квалификации;
• способность к объективной самооценке.
Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и уметь использовать их в повседневной работе.
Требования к профессиональной компетенции менеджеров можно условно разделить на две группы.
В первую группу входят знания и умение выполнять свою работу:
• высокая информированность по профессиональным вопросам;
• умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
• знакомство с передовым отечественным и зарубежным опытом менеджмента;
• способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владеть способами повышения эффективности управления;
• умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.
Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджеров включает способность работать с людьми и управлять собственными эмоциями.
В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц - подчиненными, коллегами, руководителями, акционерами, заказчиками, другими людьми и организациями, прямо и косвенно связанными с деятельностью того предприятия, где работает менеджер.
Чтобы работать с людьми, столь резко различающимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны обладать многими специфическими личностными качествами, усиливающими доверие и уважение со стороны тех лиц, с кем они вступают в контакт.
От ошибок и просчетов в работе не застрахованы самые опытные и квалифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают в себе способность сохранять при этом спокойствие, ясность мышления, работать над исправлением существующего на предприятии положения.
Профессиональная деятельность менеджера значительно различается в зависимости оттого, на какой ступени иерархии он работает. Одна из форм разделения труда менеджера носит горизонтальный характер и предопределяет расстановку конкретных менеджеров во главе отдельных подразделений машиностроительного предприятия. Следует отметить, что все эти менеджеры работают на одной и той же иерархической ступени управления. Помимо них на предприятиях есть менеджеры, которые координируют работу этих менеджеров и руководят их работой. Таким образом, помимо горизонтального разделения труда менеджеров существует еще и вертикальное разделение их труда, предусматривающее разный иерархический уровень.
Различают менеджеров низового, среднего и высшего звеньев.
Менеджеры низового звена представляют организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими. Примером менеджера низового звена является мастер участка в цехе. Работа менеджеров низового звена является оперативной, она наполнена разнообразными действиями и предусматривает систематический и длительный контакт с подчиненными.
Работа менеджеров низового звена координируется и контролируется менеджерами среднего звена. Эти руководители обычно возглавляют цех АТП.
Менеджеры высшего звена осуществляют руководство предприятием в целом, они наделены большими правами и должны нести всю полноту ответственности за результаты работы.
Менеджеры принимают непосредственное участие в организации производства АТП. Рассмотрим некоторые виды и способы организации.
Виды и способы организации производства АТП.
Существует несколько видов организации производства в АТП.
1. Метод комплексных бригад.
При этом методе весь производственно-технический персонал распределяется по бригадам, каждая их которых выполняет все работы по ТО и ТР. Бригада состоит из рабочих всех специальностей или рабочих универсалов.
2. Метод специализированных бригад.
При этом методе весь производственно-технический персонал распределяется по бригадам, каждая их которых выполняет или ТО или ТР на автомобилях.
3. Агрегатно-участковый метод.
При этом методе весь производственно-технический персонал распределяется по участкам, на каждом из которых выполняются работы ТО и ТР.
4. Метод производственных комплексов
На АТП, где производится ТО и ТР 200 и более автомобилей, подразделения, выполняющие однородные технологические воздействия, для устройства управления объединяются в производственный комплексы производящие или ТО или ТР. Как наиболее перспективный и современный берём метод производственных комплексов.
Анализ производственной деятельности многих АТП показывает, что потери рабочего времени у ремонтных рабочих достигает 30-45%, простой автомобилей в ТР превышает 10% о всех простоев в технических воздействиях, а сокращение простоев лишь организационными методами позволяют направить на линию до 25% автомобилей, простоявших в ремонте. Такое положение привело к необходимости радикального решения вопросов, связанных с организацией управления всей деятельностью технической службы предприятия, как следствие и создание системы централизованного управления техническим обслуживанием ремонтом подвижного состава на АТП.
Централизованное управление ТО и ремонтом подвижного состава требует сосредоточения функций управления в одном органе - ЦУПе на базе использования двусторонней диспетчерской связи и различных комплексов технических средств с применением ЭВМ для планирования учёта и контроля деятельности подразделений технической службы и её отдельных исполнителей. Создание самостоятельно действующих производственных комплексов по принципу технологической специализации, включающий в себя определённый состав производственной зоны, участков, отделений, которые являются основными подразделениями технической службы.
Организация самостоятельного производственного подразделения - комплекса подготовки производства (КПП), обеспечивающего подготовку производства ТО и ремонта. Создание расширенной системы учёта и анализа действительности технической службы АТП. Широкого применения средств связи и информатики для обмена необходимой производственной информации между ЦУПом и всеми подразделениями технической службы АТП. Во главе отдела (центра) управления производством системы ЦУП стоит начальник ЦУПа, которому оперативно подчинены три комплексных участка (ТО, ТР, РУ) и административный персонал групп оперативного управления, обработки и анализа информации, а также комплекс подготовки производства. Комплексный участок ТО производит ЕО, TO-1, TO-2 и сопутствующий ТР комплексный участок ТР производит работы по текущему ремонту в зоне ТР. Комплексный участок РУ производит ремонт агрегатов, узлов и деталей, снятых с автомобиля, а также изготовление новых деталей. Цель специализации производственных подразделений по видам технических воздействий - повысить ответственность руководителей и непосредственных исполнителей за простой автомобилей в производственном комплексе в целом или в конкретном его структурном подразделении. На комплекс подготовки производства (КПП) возможно выполнение следующих работ:
-комплектование обратного фонда агрегатов, узлов и деталей;
-подбор необходимой номенклатуры запасных частей и доставка их на рабочие места;
- транспортировка снятых с автомобиля для ремонта агрегатов, узлов и деталей, организация их мойки;
-организация перегона автомобилей по зонам и постам ТО и ТР, диагностирование;
-подготовка ремонтного фонда для отправки на ремонтные предприятия;
- организация работы промежуточного склада по обеспечению хранения оборотного фонда обеспечению нормативного фонда исправных агрегатов, узлов и деталей;
- обеспечение хранения, выдачи инструмента;
- комплектование узлов и деталей для проведения Т02 и ТР на основании заранее выявленных при диагностике неисправностей.
Для выполнения указанных работ комплекс подготовки производства включает в себя участок комплектации, промежуточный склад, моечный, инструментальный и транспортный участки.
Создание самостоятельного подразделения по подготовке производства освобождает основных ремонтных рабочих от выполнения вспомогательных работ, таких как доставка запасных частей на рабочие места соответствующих зон. сдача агрегатов, узлов в ремонтный цех, на склад, перегон автомобилей и другие работы, что значительно сокращает потери их рабочего времени. Группа обработки и анализа информации разрабатывает график ТО и поэлементной диагностики, ведёт учёт и анализ выполнения плана по ТО, анализирует случаи ТР, количество и причины их возникновения. Централизация функции учёта и анализа в ЦУПе заметно освобождает руководителей комплексов от ведения документации и позволяет им заниматься непосредственно руководством и организацией производства своих подразделений. Кроме того сосредоточение большого объёма информации в ЦУПе даёт возможность применять высокопроизводительные ЭВМ.
Для того, чтобы скоординировать и централизовать процесс организации производства, открывают вакансию менеджера по организации производства АТП. Ему выдают должностную инструкцию, приведённую ниже.