Анализ реализации продукции.




Основные задачи:

1. Определение уровня выполнения плана по реализации продукции.

2. Выявление и измерение факторов, влияющих на изменение объема реализации.

3. Оценка выполнения договорных обязательств.

Анализ выполнения плана по реализации продукции осуществляется медом сравнения. Оценивается влияние цен и физического объема реализации на динамику выручки от реализации.

При анализе факторов, влияющих на изменение объема реализации исследуется структура реализованной продукции. Определяется удельный вес основной (профильной) продукции предприятия, продукции непромышленных хозяйств. Если доля основной продукции невысока, это свидетельствует о необходимости перехода на выпуск новой продукции, перепрофилирования предприятия.

Оценка влияния факторов на изменение объема реализации по сравнению с планом или с иным периодом осуществляется с использованием метода балансовой увязки. При этом прирост реализованной продукции представляется в виде функции следующих факторов:

D РП= D ТП+(D ГПн-D ГПк)+(D ТÎн -D ТÎк),

где D ТП - изменение производства товарной продукции, грн.;

D ГПн,к - изменение остатков готовой продукции на складе соответственно на начало и конец анализируемого периода, грн.;

ТÎн,к - изменение остатков продукции отгруженной, но неоплаченной (дебиторской задолженности) соответственно на начало и конец анализируемого периода, грн.;

Для сопоставления все факторы модели пересчитываются в отпускных ценах. Так как в бухгалтерском учете готовая (товарная) и отгруженная продукция, показываются по себестоимости, для их перевода в базовые цены используется коэффициент пересчета - КПЕР, рассчитываемый как отношение выручки от реализации продукции в отпускных ценах к себестоимости реализованной продукции.

После определения приращения вышеперечисленных факторов эксперт должен определить причины, вызвавшие динамику этих факторов. При этом рассмотривается, по крайней мере три группы причин:

а) связанные с производством (определяют D ТП);

б) связанные со сбытом (определяют D ГП);

в) связанные с платежеспособным спросом (определяют D ТО).

Оценка выполнения договорных обязательств осуществляется посредством расчета индекса выполнения планового задания по номенклатуре. Для расчета используется объем реализованной продукции в отпускных ценах.

Причины невыполнения договорных обязательств классифицируются на:

1. зависящие от предприятия (несоответствие объема выпуска объему поставок, низкая ритмичность производства и т.д.)

2. не зависящие от предприятия (срыв поставок материально-технических ресурсов, сбои в транспортом обеспечении и т.д.)

Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема. Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции.

Анализ факторов изменения объема реализации продукции

Показатель Сумма в плановых ценах, млн. руб.
план факт +, -
1. Остаток готовой продукции на начало года    
2. Выпуск товарной продукции     +4800
3. Остаток готовой продукции на конец года     +1345
4. Отгрузка продукции за год (п.1+п.2-п.З)     +3455
5. Остаток товаров, отгруженных покупателям: 5.1. на начало года 5.2. на конец года     4500 7155   +50 +2155
6. Реализация продукции (п.4+п.5.1-п.5.2)     +1350

 

Из таблицы видно, что план реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

 

 


 

3.Осуществить комплексную оценку хозяйственной деятельности предприятия с помощью метода расстояний от эталона. Сделать выводы по результатам анализа, используя следующие данные.

  № предприятия Темпы роста (%)
Товарной продукции Прибыли Продуктивности труда
  101.3 104.1 88.1
  100.9 97.3 99.6
  107.6 101.5 104.3
  101.8 102.6 101.8

 

Метод расстояния от эталона наиболее широко используется. Его суть заключается в следующем: находят коэффициенты отклонения от эталона, затем их обобщают и взвешивают на коэффициент значимости.

В данном примере по каждому показателю найдем найлучший показатель-эталон, который принимаем за 1. В первом столбце таким показателем будет 107.6 по третьему предприятию. Далее находим координаты от эталона по другим предприятиям. По первому предприятию это значение =101.3/107.6=0.941, по второму –100.9/107.6=0.937, по четвертому =101.8/107.6=0.946.

Таким же образом находим и по другим показателям.

  № предприятия Темпы роста (%)
Товарной продукции Прибыли Продуктивности труда
  0.941 1.000 0.844
  0.937 0.934 0.954
  1.000 0.975 1.000
  0.946 0.985 0.976

 

Определяем значение рейтинговой оценки для каждого предприятия по формуле среднеквадратичного отклонения:

 

R1=V(1-0.941)2+ (1-1)2+ (1-0.844)2= 0.166

R2=V(1-0.937)2+ (1-0.934)2+ (1-0.954)2= 0.102

R3=V(1-1)2+ (1-0.975)2+ (1-1)2= 0.025

R4=V(1-0.946)2+ (1-0.985)2+ (1-0.976)2= 0.060

Получаем ряд рейтинговых оценок по всем сравниваемым предприятиям.

 

На основании этих значений производим их ранжирование. Оно осуществляется в порядке убывания рейтинговой оценки. Начинается рейтинговый ряд с предприятия, имеющего самое высокое значение Rn, что характеризует финансово-экономическое состояние исследуемого объекта как худшее из всех анализируемых производственных единиц. И замыкает ранжируемый ряд предприятие с минимальным значением сравнительной оценки. Финансово-экономическое состояние такого предприятия считается наиболее благополучным.

 

Полученная величина оценки 1 предприятие 2 предприятие 4 предприятие 3 предприятие
Ранижирование 0.166 0.102 0.060 0.025

 

Этот метод используется для сравнения нескольких предприятий одной отрасли или разных сфер хозяйственной деятельности как на конкретный период времени, так и в динамике за ряд периодов.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.Ивахненко В.М. Курс экономического анализа: Учеб.пособие.-К:Знання-Прес, 2000.-207с.-(Вища освіта XXI століття).

2.Сафонов А.А., “Теория экономического анализа” Учебное пособие.

3.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.- М. Финансы и статистика, 1997

4.Экономика предприятия №2, апрель 2000 (Теоретический и научно-практический журнал) Анализ производства и реализации продукции Юшина М.А. Лапенков В.И. Лютер Е.В.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: