ЛИРИКА ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ




ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА

Пути становления русской литературы 18 века и формирование ее национального своеобразия. Русская литература 18 века прошла большой и сложный путь развития. Для всей русской культуры 18 века характерен дух обновления и это проявилось и в русской литературе. Литература 18 века проявляла интерес к важнейшим вопросам своего времени. Все чаще звучит мысль о том, что человек - член общества, он должен приносить пользу государству. Русскую литературу 18 века можно назвать творческой лабораторией. Экспериментаторское начало особенно сильно проявлялось в литературе первых десятилетий 18 века. Еще не было литературных направлений, литература развивалась стихийно. Литература 18 века была подготовлена всей предшествующей историей литературы. Она связана с лучшими традициями фольклора и древнерусской литературы. Реформаторская деятельность Петра, обновление России, превращение страны в сильную мировую державу при крепостнической системе - все это нашло отражение в литературе 18 века. В литературе 18 века вырабатываются основы русского языка и русского стихосложения. На смену силлабическому стихотворству пришла силлабо-тоническая система.

В 18 веке не было еще профессии писателя. Как и в древнерусской литературе многие произведения издавались анонимно. В течение века развивалось представление об авторстве. Читатель хотел знать, кто написал данное произведение, а писатель хотел, чтобы читатель знал о нем. Читатели хотели знать биографию писателя, ему присущие взгляды, его миропонимание, его индивидуальный стиль повествования. Многие писатели этого века уже сообщали читателю важные сведения о себе, знакомили со своей биографией. Писатели 18 века были еще и философами, теоретиками, общественными деятелями.

В целом в истории литературы 18 века можно выделить следующие периоды:

Первый период. 1700-ые - 1730 ые годы. Традиционно эти годы называются “Петровское время”. Это период замены религиозной литературы литературой светской. Литература нового времени решительно выходила из-под церковного влияния. Идейный пафос тех лет - защита петровских реформ, отсюда публицистичность произведений; для художественного сознания характерна жажда новизны и одновременно тяготение к вековым традициям, отсутствие единой эстетической системы, единого литературного направления. Конец периода определяется появлением произведений, созданных уже в четких границах эстетики классицизма – это первые сатиры А.Д.Кантемира.

Второй период. Конец 1730-х – по 70-ые годы. Это период классицизма. Основное содержание и пафос второго периода - формирование классицизма. Начало периода связано с появлением в 1747 году двух эпистол А.П.Сумарокова “О русском языке” и “О стихотворстве”, в которых изложен эстетический кодекс русского классицизма. Это период формирования жанровой системы. Созданы жанровые каноны русской торжественной оды, трагедии, героической эпопеи, стихотворной басни, сатиры и др.; эти жанры были заимствованы из европейской литературы, но претерпели существенные изменения в русском варианте.

Третий период. 1780 - 1800-ые годы.В эти годы утверждается сентиментализм. Основной пафос литературы этих лет - исповедальность, обращение к внутреннему миру личности. Появляются новые жанры: дружеские послания, элегии, повествовательная проза.

ЛИТЕРАТУРА ПЕТРОВСКОГО ПЕРИОДА

Россия в начале 18 века - отсталая в экономическом отношении страна. Это следствие монголо-татарского ига. Нужны были решительные преобразования, осуществлять которые начал Петр1. Этот период вошел в историю как период “эпохи петровских преобразований.” Петр многое сделал для сближения русской культуры с европейской. А.С.Пушкин позже отметит: “Россия вошла в Европу, как спущенный корабль при стуке топора и громе пушек.” При Петре1 Россия от монархии старого типа т.е. монархии с боярской думой пришла к мощному государству нового европейского типа, к монархии “просвещенной”, к дворянской монархии. Петр окончательно преобразовал московское царство в Российскую империю. Русь при нем стала Россией: многонациональной державой. В России укрепляется концепция просвещенного абсолютизма. Это учение пришло в Россию с запада. Эта теория утверждала, что только просвещенный монарх может осуществить необходимые обществу преобразования. Русский писатель, усвоивший концепцию просвещенного абсолютизма, выступал в роли гражданина, учителя. Ломоносов учил Елизавету, Фонвизин - Екатерину 2, Карамзин - Александра 1, Пушкин - Николая. Все писатели 18 века призывали очередного монарха продолжить дело, начатое Петром. В России это учение стало популярным т.к. у власти в лице Петра был такой монарх-реформатор. Он делал все, чтобы преодолеть отсталось России. Просветительская идеология проникает и в русскую литературу.

Одна из главных тем Петровской эпохи - это проблема человеческой личности. Человек воспринимался как активно действующая личность. Ценятся не богатство и не знатность рода, а общественная польза, ум и храбрость: именно они в новых условиях могут возвести человека на одну из самых высоких ступеней общественной лестницы. В 1722г. появляется “Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных”, открывающая людям недворянского звания возможность получить его за заслуги перед государством. Все должности в государстве были разделены на 14 разрядов. Дворяне могли получить чины только за службу, за заслуги.

В петровское время в России складывается совершенно новое мировоззрение. Проявляется интерес к наукам, утверждается вера в силу человеческого разума. Разум постепенно оттесняет на второй план многие религиозные представления. Государство подчиняет себе церковь. Служение государству становится критерием ценности человека, его нравственных качеств. Для управления церковью, было создано специальное учреждение - Синод. Во главе церкви был поставлен царский чиновник. Эта реформа способствовала просвещению. До Петра делом образования занималась церковь. Изучались в основном богословские предметы. При Петре внимание уделяется естественным наукам. Для осуществления всех реформ требовались новые кадры. Для этого открывались школы - военные, навигационные, Московско-греко-латинское училище преобразовано в Академия. В этих школах могли учиться люди недворянского происхождения. Петр смело выдвигал на крупные должности людей простых, но способных. При Петре была создана новая армия, победившая шведскую, которая считалась сильнейшей армией в Европе. Был организован военно-морской флот, обеспечивший выход к Балтийскому морю. Россия не имела морских границ, а оторванность от морских торговых путей мешала ее развитию. При Петре открывались библиотеки, был создан общедоступный театр. В 1703г. основана новая столица - Санкт-Петербург. Утверждались новые манеры, новый стиль общения. Петр выезжает в Европу. Впервые русский монарх покинул пределы Отечества. Путешествие по Западной Европе открыло Петру 1 глаза на отсталось его отечества.

Вернувшись на родину, царь взялся за нововведение, и первым стало уничтожение того, что его больше всего раздражало, - он принялся брить бороды боярам. В глазах царя борода была символом отсталости и суеверий. Он собственноручно отрезал бороды нескольким влиятельным боярам. Бороду могли носить только крестьяне и духовные лица. По приказу царя бояре одели “немецкое платье.” Устанавливаются новые нормы общения. Издаются книги, которые знакомили русского обывателя с правилами хорошего тона. Так, в 1717г. издается книга “Юности честное зерцало”. Книга подготовлена по указанию Петра 1. Авторы неизвестны. Книга состоит из двух отдельных частей. В первой части были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из священного писания. Вторая часть - это собственно “зерцало”, то есть правила поведения для “младых отроков” и девушек дворянского сословия. Это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендовалось учиться иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость, целомудрие. Сочинение регламентировало все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Книга призвана была формировать стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости и придерживающегося европейских светских манер. Приводились примеры этих манер: не следует ходить по улицам, вешая голову, раскланиваясь со знакомыми, надо за три шага снять шляпу, сидя за столом, руками не опираться, ножом зубов не чистить, первым из блюда не хватать, во время еды не сопеть, не резать хлеба, приложа к груди. Сенаторам книга советовала не орать в сенате, как бабы на базаре. “Зерцало” не жаловало слуг, считало их грубыми невежами. Дворянин не должен быть похож на мужика.

"Юности честное зерцало” на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. Популярность издания у современников была так велика, что в том же 1717г. книга вышла уже четвертым изданием, и неоднократно переиздавалась вновь вплоть до 19 века. В 1708 г. была издана книга “Приклады како пишутся комплименты разные”, которая учила как писать деловые и галантные письма. Это первый русский письмовник, содержащий образцы разнообразных писем, в том числе “пригласительных”, “благодарственных”, “утешительных”. “Приклады” впервые вводили обращение к адресату на “Вы”, содержали образцы писем, специально адресованных “женскому полу”. Стиль писем - официальный. Эти письма свидетельствовали о новых культурных отношениях и резко отличались от допетровской переписки. Книга переведена с немецкого языка. Была очень популярна до 1725 г. и переиздавалась несколько раз.

В петровский период большое внимание уделяется книгопечатанию. Важным новшеством в русском книгопечатании было введение в 1708 г. гражданского шрифта. Буквы стали выглядеть проще. Этот шрифт с небольшими изменениями сохранился до наших дней. Было издано 600 книг. Столько книг не было издано за два предыдущих столетия. Церковную литературу печатали старым шрифтом. Благодаря новому шрифту светские книги отличались от церковной литературы. Печатали учебники по географии, истории, военному делу, архитектуре. Издавалась художественная литература. Это переводы из античной литературы: басни Эзопа, стихи Овидия.

Одним из многочисленных нововведений царя-реформатора стало издание первой русской печатной газеты. С декабря 1702г. стала выходить газета “Ведомости.” До этой газеты существовала рукописная газета “Куранты” /1621г./, которая была предназначена для царя и его окружения. Петровская газета была рассчитана на широкий круг читателя. Она разъясняла политику Петра, пропагандировала его реформы, освещались события международной жизни. Большое внимание уделялось военной информации. Интересно сообщение о Полтавской битве, сделанное Петром. Он отмечает храбрость русских солдат, одержавших победу в Северной войне. Петр1 был автором многих “реляций”, отбирал материал, который следовало опубликовать в газете, собственноручно правил некоторые статьи, следил за внешним оформлением. В газете помещались материалы по военному делу, по вопросам техники и промышленности, строительства флота. Много публикаций посвящалось победам русской армии, особенно в крупных сражениях. На страницах газеты нашли также отражение проблемы гражданской жизни и культуры. Печатались сообщения о народных восстаниях, о деятельности раскольников-старообрядцев. Газета отражала международную жизнь. Такие сообщения начинались словами: “Из Берлина пишут…”, “Из Лондона пишут…”. В скором времени газета превратилась в рупор правительственных идей, и если сначала в ней преобладала хроника, событийные заметки, то постепенно их сменили политические фельетоны, аналитические статьи и репортажи. Основной жанр газеты - информация, но в “Ведомостях” есть и истоки газетного репортажа, корреспонденции. Петр1 стремился сделать газету понятной и доступной широкому кругу читателей. Особое место придавалось языку “Ведомостей”. Язык газеты - деловой, точный, почти без церковнославянских и иностранных слов.

Тираж колебался от двух до четырех тысяч экземпляров. Рекордным /4 тысячи/стал выпуск, когда родила Екатерина Петру наследника. Чаще же он состоял 100-200 экземпляров. Подписки на “Ведомости” не было. Газету обычно продавали по цене 1-2- деньги, иногда 3-4 деньги /монета достоинством в полкопейки/. Но надо было как-то приобщить простой ляд к чтению газеты. И тогда, по распоряжению Петра, в трактиры стали передавать номера бесплатно, а в порядке поощрения первых читателей угощали чаем. Объем газеты также был неустойчив и колебался от 2 до 22 страниц.

До 1715г. газета печаталась на Печатном дворе в Москве. Потом несколько лет печаталась и в Москве и в Петербурге. Иногда материалы московских и петербургских “Ведомостей” совпадают, иногда отличаются друг от друга. С 1719г. газета издается только в Петербурге. Первым редактором “Ведомостей” был переводчик и стихотворец Федор Поликарпов. В 1727г. издание газеты перешло в ведение Академии наук и получила название “Санктпетербургские ведомости” и выходила в течение всего 18 века.

ЛИРИКА ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ

Петровская эпоха с ее жизнерадостным началом, с утверждением права человека на земное счастье способствовала расцвету стихотворства. Русский стих связан с народным творчеством и силлабическим стихотворством. Силлабика пришла на Русь со стихами монаха и придворного педагога Симеона Полоцкого. Мастерами этого стихотворства были Сильвестр Медведев, Карион Истомин. Силлабика была основана не на чередовании ударений, не на их ритме, а на равном количестве слогов в каждой стихотворной строке. Силлабика противоречила природе русского языка, путая его с польским или французским. Русский язык, с присущим ему непостоянным, беглым ударением требовал силлаботонической системы, т.е. чередование ударных и безударных слогов. Решительный перелом в русской поэзии произойдет в 30-ые годы 18 века. А пока господствует силлабика. Силлабики с легкостью сочиняли целые трактаты в стихах, учебники, богослужебные книги.

Силлабическая поэзия петровского времени развивалась в формах виршей /от латинского - стих/ и книжных песен. Вирши – говорные стихи, предназначавшиеся для чтения, а книжные песни - напевные стихи, предназначавшиеся и для чтения и для пения. Вирши писались в честь военных побед, вельмож, царствующих особ. Вирши - один из видов стиха духовного, а затем светского содержания. Писались учеными монахами - в большинстве случаев воспитанники Киево-Могилянской академии или Московско-славяно-греко-латинской академии. Этот жанр вначале развивается в Польше, на Украине, в Белоруссии. С переездом украинских ученых монахов в Москву, этот жанр становится популярным и в России. Интересными представителями панегирических виршей явились три крупнейших духовных деятеля Петровской эпохи: Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Димитрий Ростовский, все трое выходцы из Украины. Они воспевали реформы Петра и осуждали его противников. Так, Яворский в своих виршах проклинает Мазепу как изменника, предавшего и Украину и Россию и великого Петра1.

Торжественная лирика особенно культивировалась в Московской славяно-греко-латинской академии. Писали вирши на латинском и русском языках, и, как всегда бывало, на латинском лучше, чем на русском. В виршах прославляли Петра. Особенно популярны были две анонимные приветственные вирши, посвященные Петру1. Они написаны по случаю посещения им Москвы в 1721 г., после Нишгадтского мира, и в 1722г., по возвращении из Персидского похода. Обе были тогда же опубликованы.

Среди виршей особо выделяется “поэзия для глаз”, культивировалась зрительная выразительность в лирике, большое внимание уделялось графическому виду стихотворения. Такие стихи можно воспринимать только глазами. Особым шрифтом выделяли заглавные буквы. Стихи сочинялись в форме креста, сердца, домика, звезды, бокала. Эти стихи назывались фигурными. Популярны были акростихи. В них начальные буквы читались сверху вниз и снизу вверх. Писали стихи-оборотни, которые читались слева направо и наоборот: “ А роза упала на лапу Азора”, у Булгакова: “Аргентина манит негра”. Эта стихотворная забава развивала гибкость поэтического языка.

Ведущая роль в развитии русской поэзии 18в. принадлежала кантам /от латинского - пение./ Канты исполнялись без музыкального сопровождения. Сначала, с середины 17 века возникают канты духовного содержания. Первым кантом духовно-нравственного характера явилась “Псалтырь рифмованная “/1680г./ Симеона Полоцкого. Светские канты - любовные, застольные, сатирические, панегирические - появляются с конца 17в. и в Петровскую эпоху достигают расцвета, постепенно вытесняя духовные.

Наибольший интерес представляет стих “Кант на победу светлейшего императора”. Основная мысль канта - противопоставление шведского короля Петру. Шведский король побежден Петром1. Король - мрак, Петр - свет:

Кто может сие от века сказати,

Может ли свету мрак одолевати;

Мрак - швед темный,

Свет - царь денный

Побеждает

Всяк вещает:

“Днесь виват!”

Очень любопытен один кант, где намекается на то, что Карл был ранен в ногу во время Полтавского боя - он назван безногим львом, бегущим от орла т.е. Петра. Канты предшествовали торжественной оде.

Наиболее распространенными в первой трети 18в. были лирические книжные песни любовного содержания, поскольку в новой русской литературе произошла “эмансипация любовной темы,” запрещенной официальной церковью. В значительной мере этому способствовали перемены в дворянском быту / изменение отношения к женщине, мода на любовнуя переписку и галантность поведения, поездки россиян за границу. /В поисках соответствующей формы, в создании поэтического языка любви русская любовная лирика обращалась к различным источникам, что послужило причиной эклектичности поэтики:

Фортуна злая злости представляет,

. Благо во злое всегда пременяет,

Радости в печаль обращает…

На ранней своей стадии русская книжная любовная поэзия носила подражательный характер из-за отсутствия собственного опыта в передаче земных человеческих переживаний: тоски, разлуки, муки неразделенной любви, зарождения и проявления страсти. Любовная лирика все более приближается к западной любовной поэзии. До сих пор любовная лирика существовала только в форме народной песне. Теперь рядом с нею появляется поэтическое изображение высокой любви. Любовные стихи пишут мужчины, женщины, студенты, офицеры, дворяне, которые стремятся изъяснить свои нежные чувства стихами. Любовь в стихах возвеличивается, поэтизируется, выражены чувства людей петровской эпохи. Эти стихи открывали новую страницу русской поэзии, уже не придворной или церковной, а просто человеческой. Поэт почитает свою возлюбленную как “богиню”, “звезду. “ Он оплакивает свое сердце, простреленное “стрелою Купидона”. Этот образ очень привился к русской любовной лирике 18 века, так же как и другой: любовь – пламя, которое нельзя самому потушить. И в том и другом случае влюбленному грозит смерть. Только ответная любовь может залечить раны и предотвратить опасности пожара. Нравилось изображение любви как страсти, ведущей к гибели. Популярна была тема самоубийства от неудачной любви. “ Я не в своей мочи огонь утушить. Сердцем я болея, да чем пособить.” Стихи окрашены в чувствительные,, сентиментальные тона. Влюбленные проливают “реки слез”. Мотивы радости встречаются редко. В стихах выражена печаль, тоска, скорбь. В большинстве своем любовные стихи анонимны. Любовная лирика становится все популярней. С любовных стихотворений свой творческий путь начинали Кантемир, Ломоносов, Тредиаковский.

В 20-30г. издаются первые сборники стихов: “Свете мой ясный”, “Цветочик красны и благоуханнейши.” Литературная поэзия этого времени, слабая в художественном отношении, но важна в историко-литературном смысле. Она открывала русскому искусству новую, неизвестную область человеческой жизни - сферу личных переживаний. Стихотворство Петровской эпохи - было этапом, способствующим развитию русской поэзии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: