Принципы подбора репертуара в детском хоре




Самым наглядным показателем работы детского хора является его выступление на публике — концерт. Успех концерта зависит от многих причин — и главных и второстепенных, постоянно действующих и разовых, одномоментных. Тут и достигнутый хором исполнительский уровень, и настрой коллектива, степень подготовки к данному концерту, и акустика зала, состав аудитории, ее реакция и так далее. Едва ли не главную роль в успехе концерта играет его программа. А программа определяется репертуаром хора, его «золотым» фондом. «Репертуар – лицо хора, его визитная карточка. Ещё не слышно хора, но зная его репертуар, можно в определённой мере точно судить о творческом лице коллектива, его эстетических и нравственных позициях, его исполнительских возможностях».

С самых первых шагов знакомства с музыкой, песенный репертуар служит путеводителем для ребенка в мире музыкального искусства. Репертуар хора формирует и воспитывает музыкально-эстетический вкус маленьких певцов и их понимание музыкальной культуры в целом. На протяжении всего цикла обучения дети знакомятся с большим многообразием жанров и стилей отечественной и зарубежной музыки. Лично участвуя в воспроизведении хоровой музыки, они учатся воспринимать, чувствовать и исполнять музыкальные произведения, ориентироваться в различных направлениях, жанрах и стилях классической и современной музыкальных культур.

Конечно, значение репертуара не исчерпывается необходимостью показа достижений коллектива. Не менее важную роль он играет в музыкальном образовании и в эстетическом воспитании его участников, в повышении их вокально-хорового мастерства, в развитии музыкального вкуса исполнителей и аудитории. А.В. Свешников сказал: «Пение в хоре является как бы народной общедоступной музыкальной школой, в которой музыка, познается не отвлечённо, без связи с окружающей жизнью, а идет с ней, украшает, обогащает её»

Подбирая программный репертуар, следует руководствоваться следующими принципами:

1. художественная ценность т.е. глубина его содержания и совершенство музыкальной формы; Через осмысление музыкальных образов у детей воспитывается мировоззрение, расширяется их жизненный и исполнительский опыт,

2. воспитательное значение;

3. доступность музыкального и литературного текста;

Рассмотрим главные компоненты этого понятия. Репертуар должен быть доступен детям по уровню их художественного восприятия. Иногда руководители хоров убивают в детях интерес и желание петь только тем, что включают в репертуар произведения, руководствуясь не объективным уровнем детского мышления, вкуса и задачами их развития, а только своим желанием. Однако нередко бывает и так, что отобранный репертуар доступен детям, понятна логика образов и событий, несложен музыкальный язык, но песни не вызывают у детей душевного отклика и настойчивая работа над ними превращается в бедствие для хора. Следовательно, намечаемый репертуар по строю эмоций должен быть близок детям, способен вызвать у них соответствующие чувства. Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чем они поют.

4. принцип доступности по уровню вокальных возможностей хористов

Это прямо связано с их возрастом и степенью владения.Репертуар должен соответствовать уровню технической подготовленности; определяется степенью музыкальной грамотности певцов и качеством приобретенных технических навыков. При составлении репертуара необходимо учитывать технические возможности коллектива, а также влияние выбранных произведений на весь учебновоспитательный процесс, т.к. на их базе накапливаются теоретические знания и отрабатываются вокально-хоровые навыки юных хористов.. Произведение должно быть доступным для исполнения с учетом возрастных особенностей детского диапазона, чисто вокальных возможностей, здесь важно помнить об охране детских голосов. Опираясь на знание особенностей звучания детского певческого голоса, при выборе хоровых сочинений необходимо представить себе, в какой мере могут повлиять на характер звучания хора такие элементы, как его тесситура, мелодический и ритмический рисунок, динамические оттенки, штрихи. Как бы ни была заманчивой перспектива успеха и желание работать над сложной программой, педагогическая практика показывает, что не следует забывать о физиологических особенностях детских голосов. Вокально-хоровая работа с детьми только тогда будет эффективна, когда она сообразуется с их истинными возможностями, то есть будет педагогически целесообразной.

5. каждое произведение должно двигать хор вперёд.

Основные принципы репертуарной политики в целом:

-являясь основой учебно-воспитательной и исполнительской работы, репертуар должен способствовать расширению музыкального кругозора детей в области хоровой литературы;

-так как любая ограниченность ведет к обеднению исполнительских возможностей коллектива и к снижению интереса детей, репертуар детского хора должен быть разнообразным;

- исходя из главного критерия отбора - художественной ценности произведения, репертуар должен воспитывать вкус детей и духовно обогащать их;

- репертуар должен быть направлен на достижение определенных исполнительских навыков и расширение выразительных возможностей детей;

- как репертуар именно детского хора, обусловленный его особенностями, в нем обязательно должен соблюдаться баланс между количеством сложных и простых сочинений.

В репертуаре детского хора должны найти место русская и зарубежная классика, народная песня, произведения современных композиторов и старинная музыка, кроме этого, нужно помнить о главной задаче подбора репертуара – развивать и совершенствовать музыкально – образное мышление участников хора, их эстетический вкус и творческую активность, обогащать слушательский опыт, музыкальную память.

Полноценными и эффективными по своей воспитательной роли можно считать четыре группы пластов репертуара в широком понимании слова:

1. Сочинения композиторов русской классической школы.

2. Сочинение зарубежных композиторов – классиков.

3. Народные песни разных народов.

4. Произведения современных русских и зарубежных композиторов.

Выбор репертуара — очень ответственное дело. Здесь необходимо помнить об охране детского голоса. Правильный выбор репертуара в сочетании с распеванием, с хоровым сольфеджио может по-настоящему помочь развитию голоса ребенка. В то же время ошибки в выборе репертуара приводят к торможению развития голоса, а в самом худшем варианте — к пагубным последствиям для голоса и, естественно, для здоровья. Особое значение имеет высоко художественность репертуара, который осваивается в определённой системе и последовательности. Успех работы зависит от умений учителя, знаний и учёта возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей.

Основную часть программы руководитель хора подбирает по собственному желанию в соответствии с заявленной учебной программой. Кроме того, какая-то часть программы может рекомендоваться руководством для проведения каких-либо совместных общешкольных или городских мероприятий. Также какая-то инициатива, особенно на начальных стадиях работы хормейстера, может исходить от самих ребят, участников хора.

Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, безинтересность к делу которым он занимается, в некоторых случаях даже отчуждение от хорового пения вообще (зависит от характера) ребёнка. Доступность репертуара предполагает также восприятие детьми образного строя произведений. Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чем они поют. Здесь наряду с музыкальной формой произведения огромное значение имеет его текст. Очень важно, задевает ли он струны детских сердец или поется равнодушно, без особого вникания в красоту слова, смысл фраз. К сожалению, часто можно встретить песни с «дежурными» словами, которые не могут увлечь, заинтересовать детей. Бывает еще обидней, когда в подобных песнях красивая мелодия. Встречаются произведения, в которых текст плохо сочетается с музыкой.

Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений должны быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост.

Надо ввести в школьный репертуар песни, удовлетворяющие запросам ребят, и лучшие из песен, что они поют сами. Проложить мост между песней школьного хора и песней, звучащей вне его.

Кроме внесения в репертуар хора качественных эстрадных песен, можно так же ввести и произведения с элементами джаза. Здесь выбор целиком зависит от опыта, музыкального вкуса руководителя хора, умения чувствовать и понимать желания и вкусы детей, и грамотно их направлять.

Репертуар хора должны составлять и произведения «a cappela». Начинать лучше с произведений с малым и умеренным диапазоном. Это будет способствовать выработке навыков пения в унисон. Именно раннее пение небольших хоров «a cappela» может привести детский хоровой коллектив к исполнению сложных произведений без сопровождения.

Практика включения канонов в репертуар хоров показывает, что должным образом подобранные каноны обеспечивают значительные продвижение учащихся в развитие их гармонического слуха. Канон вносит в работу хора элементы игры, соревнования (чья партия споёт лучше).
Хоры младшего детского возраста имеют в репертуаре одно двухголосное произведение. На этом начальном этапе и закладывается необходимые профессиональные навыки - точное интонирование, ансамбль, элементы вокальной техники. Подбирая песенный репертуар, необходимо учитывать физиологические особенности голосового аппарата (диапазон, регистр, степень владения дыхательным аппаратом и др. физические свойства). Как было сказано выше произведение должно соответствовать возрастному уровню по тематике. И если это не так, исполнение как правило бывает неудачным.

Для хора среднего возраста исполнительские возможности значительнее, в репертуаре таких хоров, несложная полифония. Отдельные хоры среднего школьного возраста справляются и с 3х и 4х голосными партитурами.

В репертуаре старших хоров – сложные произведения. У девочек заканчиваться формирование голоса, у мальчиков мутация (в хоре редко участвуют). А’cappella «Как за речкою», «А кто у нас моден» обработка Лядова. «Веники» обработка Ф. Рубцова в переложение для детского хора Ю. Васильева.

В репертуарах хоров народные песни занимают особое место. Русские народные песни учат основам вокально – хоровой профессиональной школы пения. Для которой характерна широта дыхания, вокально – интонационная устойчивость, яркая и выразительная подача слов, задушевность, радость, печаль, через богатство нюансов вокальной речи. Песни других народов открывают нам новые народные традиции, познание песенной культуры других народов.

Русская духовная музыка – по словам известного музыковеда Б. Доброхотова – «вырабатывала замечательно ровное, мягкое и согласованное звучание, необычайную чистоту строя, выразительное, глубоко осмысленное интонирование, наконец, глубокую, живую и в то же время точную динамику». Духовные песнопения построены на средних звуках диапазона, исполняемые без сопровождения, вырабатывают у хористов определённо вокальный навык. Петь в характере русскую духовную музыку большое мастерство.

Подводя итог всему выше изложенному, можно сказать следующее: подбор репертуара и последующее его разучивание – это кропотливый труд, требующий от руководителя предельного внимания, знаний и опыта. В выборе произведений для детского хора нужно помнить, что главная задача репертуара состоит в том, чтобы привить школьникам интерес и любовь к музыке и к хоровым занятиям, а так же развить их музыкальные способности, музыкальный вкус, расширить музыкальный кругозор.

 

Одним из первых русских композиторов, кто стал писать хоровую музыку для детей, был Александр Гречанинов. Исследователи творчества композитора справедливо указывают, что в этой области он успешно продолжил начинания многих русских композиторов. Известны примеры обращения к этому своеобразному жанру Антона Аренского. Из его сборника «Шесть детских песен» почти все приемлемы для младших школьников и в тоже время они могут быть интересны и старшим. Специальные детские сборники имеются у А. Лядова; это его три тетради по шесть детских песен на народные тексты. Оттуда можно сделать хороший выбор для младших детей. Много писал для детей Ц.Кюи. У него есть три сборника по 17 детских песен с названием: «17 детских песен», «Еще 17 детских песен» и «Последние 17 детских песен». Кроме этого у него есть «13 музыкальных картинок», «13 хоров для детских или женских голосов» и еще небольшие тетради песен без аккомпанемента под названием «7 небольших хориков». Наибольшей известностью в исполнительской практике пользуются «Шесть 1 однородный хор – хор, состоящий только из мужских, только из женских, только из детских голосов, в отличие от смешанного хора, объединяющего эти голоса 5 хоров для женских или детских голосов» (ор.15), созданные С.Рахманиновым в ранний период его творчества. Составляющие этот сборник пьесы написаны композитором в течение 1895-1896 годов и по мере появления публиковались в литературном журнале «Детское чтение», издававшемся Д. Тихомировым. В обширном хоровом наследии П.Чеснокова так же есть вокально-хоровая музыка для детей. Она представлена двумя сборниками: «Детские песни» (1909-1910), и «Галины песни» (1912). Все они предназначены для исполнения в сопровождении с фортепиано.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: