Все лето в один день. Инсценировка
Действующие лица:
Марго
Марк
Энди
Нора
Пол
Мэри
Рой
Уильям
Лия
1. Прогулка
Дети в чёрной и серой одежде, кроме Марка и Марго, с бейджиками, на которых их имена, в синих(зелёных) и жёлтых плащах-дождевиках.
Фонограмма: Шум дождя с музыкой, удары грома 2 раза. «Крякающая сирена».
Текст: «Прогулка окончена. Всем вернуться под купол».
Дети выстраиваются парами у входа и шагают под купол.
Свет гаснет и через 3 секунды включается. Дети сидят у окна.
2. У окна
Фонограмма: Шум дождя, удары грома (1раз).
После удара грома дети уходят вешать плащи, надежды увидеть солнце – нет!
Пока они отряхивают, «проветривают», рассматривают (нет ли дырок) и развешивают свои плащи («Это моя вешалка» – «Нет, это моя! Твоя вот там» и т.д., т.е. «гур-гур-гур») и затем садятся под плащами, идет диалог:
Энди: что-то сегодня дождь особенно припустил!
Нора: да уж, просто водопад какой-то… озверелый
Пол: ты хотела сказать «озверевший»
Мэри: «энциклопедия», отдохни!
Рой: Ага, такой сильнючий, теперь голове больно… прямо кап-кап-кап!.. (показывает, как)
Пол(важно): Согласно Галактической энциклопедии, здесь, на Венере, дождь прекращается на один день раз в семь лет…
Лия: А сегодня точно этот день?
Пол: Согласно прогнозам ученых солнце сегодня покажется после обеда на два часа…
Фонограмма.Учительница: Дети, время играть. Повторяю, время играть.
Дети немного шевельнулись, но не встают.
Уильям: Вообще-то, нам сказали «играть»
Все начинают играть в «путаницу»: И когда они завернулись в «клубок», то несколько человек говорят о жизни на Венере, о своем дне, о бесконечном дожде. Многие подавлены, но есть и защитники «отечества».
Лия: Сегодня у нас был урок солнцеведения, мы изучали, когда и по каким дням солнце приходит. Моя мама не любит этот урок и не хочет, чтобы я им занималась. Она не верит, что солнце придет.
Рой: А после урока мы пошли на завтрак и в честь солнца нам давали световые шары, которые, как считают ученые, похожи на солнце.
Энди: После уроков мы пошли гулять. Мы пели песни, посвященные солнцу, рисовали солнце…в общем, день прошел хорошо!
Пол: Сегодня я снова проснулся в темноте, чистил зубы в темноте, одевался в темноте, шел в школу в темноте!.. в темноте, в темноте, в темноте!.. ну, как это можно – в темноте…
Лия: Как обычно в школу меня отвезла газалейка. Я зашла в круглое висящее огромное здание. Там было пусто. Вдруг я увидела свет! Я подумала, что это солнце! Я начала кружиться, я была счастлива, но оказалось, что это испытывали искусственное солнце…
Нора: В школе у нас каждый урок длится пять минут, но какие пять минут! За одну минуту мы проходим пять тем! Про планеты солнечной системы, про нашу Венеру, про Марс. А после уроков мы идем кататься на солнцевжиках!
Марк: После уроков нас с сестрой домой обычно отвозит газалейка. Мы смотрим через стекло на стены дождя и нам представляется большой шар, наполненный человеческими слезами, который, еще чуть-чуть…, и лопнет…
Уильям и Пол.
Уильям: Что-то ты кислый?
Пол: Да ты не лучше.
Уильям: Ты что, из-за солнца?
Пол: Да
Уильям: Смотри на мир позитивнее! Еще каких-нибудь семь лет, и ты снова увидишь свое солнце.
Пол: Солнце – это прекрасно!
Уильям: Это наш мир, мир дождя. Нам солнце не нужно.
Пол: Ты ничего не понимаешь!
Уильям: Я все отлично понимаю. Мне и без солнца хорошо.
Мэри: Сегодня я просыпаюсь и как обычно бегу к окну. Я волнуюсь, мне становится страшно, я выглядываю в окно: за окном снова дождь, дождь, дождь… на Венере так много грязи, что мне кажется, что она въелась в дома, дороги, деревья и даже небо сделалось серым… так невозможно жить!
Марго: Никто из нашего класса никогда не видел солнца. И нас с братом презирают за то, что мы верим, что оно придет. Мы каждый день подходим к окну и зовём его.
Фонограмма: Шум дождя.
3. «Разговор о Солнце»
Фонограмма: Шум дождя продолжается
Марго и Марк сидят у окна (слева от зрителей). Справа подсаживаются сначала Нора, потом Пол.
Нора: Оно, наверное, не появится… его и нет вовсе.
Пол: Да, такие тучи разве можно пробить?
Марго: Нет, оно обязательно придет
Уильям: А ты-то откуда знаешь?
Марк: Мы просто очень по нему соскучились.
А в это время все сложили слово «Солнце» и отошли полюбоваться им.
И все вдохновились, любуются этим словом, как солнцем, обсуждают…
Энди: А я стихотворение придумал!
ВСЕ: Читай!
Энди:
Солнце что-то странное, что-то иностранное.
Может быть и белое, а может быть и серое,
Может быть из вафель, а может из конфет!
ВСЕ: Солнце, Солнце, приди, приди! Солнце, Солнце, приди, приди!
Лия: Я тоже придумала!
ВСЕ: Давай!
Лия:
Солнце – это большой и желтый шар.
От него идет чуть мутный теплый пар.
И его не надо нам бояться,
Но чуть-чуть все ж надо опасаться.
ВСЕ: Солнце, Солнце, приди, приди! Солнце, Солнце, приди, приди!
Мэри: Ну, тогда я тоже прочитаю.
Солнце, Солнышко мое! Ты игриво, ты тепло.
И конечно все на свете, даже жизнь вся на планете,
Все зависит от тебя! Говорю тебе, любя!
ВСЕ: Солнце, Солнце, приди, приди! Солнце, Солнце, приди, приди!
Мэри достаёт пластиковый пакет с конвертиком, в котором кепка от солнца, очки солнцезащитные, крем от загара.
Мэри: А посмотрите, что мне купили родители, вот смотрите!
Дети рассматривают кепку, крем от загара, очки. Мэри дает всем понемногу крема и показывает, как правильно это делать (как стюардесса в самолете). Диалог идет на «растирании крема»: кто-то растирает руки, кто-то прикладывает ладошки к лицу.
Рой: Эти очки круче!
Энди: Это не то, что нам дают в солярии!
Нора: А я больше всех загорала в солярии, поэтому не обгорю!
Пол: А вот и неизвестно, потому что Солнце – это огромный раскаленный шар, температура которого…
Мэри и Лия: Энциклопедия, отдохни!
Марго: А нам можно?
ВСЕ: что можно?
Марго: Мы тоже сочинили стихи.
Молчание. Потом Лия, Мэри, Рой приободрили Марго
ВСЕ: Ну, давай, посмотрим.
Марго и Марк читают стихотворение.
Марго:
Чудесен солнца первый луч
Он как улитка милых глаз
Сквозь тихий бал безумных туч
Тепло и свет несет для нас.
Марк:
Два ангела, что берегут
Тот тихий нежный свет во тьме
Кому-то в дом его несут
А может быть тебе и мне…
Марго:
Однажды глянешь ты в окно,
А там так тихо, чуть дыша,
Марк:
Плетут медовое сукно
Два златокудрых малыша.
Уильям: Это вы не сами придумали!
Марго: Нет, сами, правда, сами!
Уильям: Врете вы все!
Мэри: Ах, оставьте их. (пренебрежительно), Их Высочества прилетели к нам с самой Земли!
Энди: (насмешливо) Они видели Солнце!!!
Все зашумели, мнения разделились. Взволнованные дети встают.
Эту ссору прервал голос по радио.
Фонограмма.Учительница: Всем пройти на репетицию ко дню встречи Солнца. Репетиция проходит в секторе 1563. Повторяю, сектор 1563.
Марго и Марк смотрят на свой цветок и тихонько, шепотом Марк поёт или разговаривает со своим цветком. Что он может ему сказать? К ним подходит Нора.
Меняется мизансцена. Дети постепенно возвращаются с репетиции, подходят…
Нора: А о чем ты с ним разговариваешь?
Марк: Просто вспоминаю Землю…
Лия: А таких на Земле было много?
Марго: Да, у нас их было очень много, они росли у нас в саду.
Подбирается Мэри. Затем – все мальчики: Рой, Энди, Пол. Последний – Уильям.
Энди: Я точно знаю, что Солнце есть! Я видел его когда-то во сне. Оно такое, такое большое!
Мэри: Да, оно такое большое и еще у него есть отростки или ну, эти…
Уильям: Когти что ли?
Лия: Такие длинные…
Рой: Усы?
Пол: Вы что, с Марса упали? Какие усы, какие когти! Лучи! Лучи у него есть! Солнце – это огромный раскаленный шар, который в 50, нет, в сто раз больше нашей Венеры! И вообще, Солнце – это звезда!
Наступила тишина осмысления.
Пол: Если сейчас кто-нибудь скажет что-нибудь про энциклопедию!…
Уильям: Не, не скажет! Рассказывай дальше, энциклопедия…
Рой: А я слышал, что звезды падают с неба…а вдруг оно тоже… БАЦ! И по голове!
Мэри (обращаясь к Марго): А как это, когда солнце всходит?
Марго: Ну, облака расходятся, начинают петь птицы, кузнечики трещат просто без умолку, тебе хочется бегать, кружиться, пока не станет плохо. И дышать сложно…задыхаешься…
Нора: Что, правда?
Марк: Ну, да, потому что ты счастлив.
Фонограмма: Их прерывает сирена (просто сирена, как предупреждение, что скоро обед).
Мэри: Кто сегодня дежурный в обеденном боксе?
Рой: Сегодня-я.
Идет перестановка: Мэри, Марго, Лия и Уильям из-за кулис выносят мольберты, кисти, бумагу.
4.«Марго и Марк запираются в чулан»
Трое (Мэри, Лия и Марго) рисуют солнце на мольбертах. Они с кистями и красками, в заляпанных фартуках. Вокруг них толкается народ: Нора, Марк, Пол. Энди, Рой смотрят, как рисует Уильям. Его рисунок лежит на полу.
Фонограмма: Опять звучит сирена (Вызов дежурного в обеденную зону).
Мэри: Рой, тебе пора в обеденный бокс. Рой уходит.
Нора: А ученые все правильно посчитали, это правда будет сегодня?
Энди: Ну, должно быть…
Лия: А во сколько?
Уильям: В 12 часов 15 минут, плюс-минус пару секунд.
Мэри: Интересно, как это будет?
Уильям: Ну, наверно, как в прошлый раз…
Пол: А как было в прошлый раз?
Уильям: Ну, откуда мне знать, я был всего лишь двухлетним ребенком.
Нора: А я боюсь почему-то, немножко…
Лия: И я тоже…
Энди: Да чего вы все боитесь! В прошлый раз ведь ничего не случилось, правильно? Мы ведь все еще здесь, правильно?
К этому моменту вокруг Марго и Марка собралось несколько человек. Они удивлены красотой рисунка Марго, говорят об этом. Пол вынес рисунок на середину – все вокруг…
Пол: А что, это и правда вот так выглядит?
Марго: Я пыталась изобразить это так, как это выглядело, когда я жила на Земле в Огайо. Там всегда было солнце, мне кажется, что я до сих пор все это вижу, просто мне не хватает слов, чтобы хорошо рассказать…
Уильям подходит и смотрит, после чего за спиной сминает свой рисунок.
Марк: Я расскажу…Вы просто забыли, какое оно, солнце. Оно доброе, и теплое… А я помню… (выходит на авансцену) Помню тепло… Когда вспыхивает лицо и все тело и тепло охватывает тебя всего. Я помню солнце в объятиях белоснежных облаков. Оно не просто восходит, оно проникает в каждый уголок планеты и переполняет весь мир! Солнце огромное и желтое-прежелтое. И оно везде - на руках, на лице, на волосах. Оно горячее-горячее, но доброе. И оно кажется совсем близким. Оно как золотой мяч - желтое и круглое.
Марго: Мне кажется, солнце - это цветок, Цветёт оно только один часок.
Вдруг вбегает Рой.
Рой: Ребята, там уже!…уже скоро!… Это, ну, вот это! (показывает руками Солнце)
Все: Да что?
Рой: Да ну вас!
Все быстро уносят все со сцены в разные кулисы, должно быть ощущение беспокойной птичьей стаи. Выстроились у выхода из классов.
Мэри: Перестает, дождь перестает! Всматриваясь в окно (в даль).
Лия: И, правда, перестает! Всматриваясь в окно.
Уильям: А вы что здесь делаете?
Марго: Как? Ведь сегодня…ученые предсказали… солнце сегодня…
Уильям: Ничего не будет, мы Вас разыграли!
Все ошеломлены, но после настойчивого повторения Уильяма: «мы тебя разыграли, ведь, правда, ребята, сегодня ничего не будет! Ведь правда?» Сначала подхватывает Пол, потом Макс, потом Тим, далее потихоньку все. Последняя – Лия.
Уильям: Разыграли, разыграли!
Все: Разыграли! Разыграли!
Марго: Но ведь… сегодня тот самый день… ученые не могут ошибаться…
На этом «Разыграли» Уильям движется вокруг Марго как акула, потихоньку сужая круг. Все стоят в стороне редкой толпой, почти кругом. Кому-то азартно, что затевается какой-то скандал, кто-то растерян, хотя и вопит «разыграли», кто-то настроен агрессивно, дескать, пусть не хвастает, что с Земли.
Уильям: А вот сейчас мы вас запрем в чулан… эй, ребята, давайте запрем их в чулан!
Все: в чулан! Разыграли! Правильно, пусть не выпендриваются!
Фонограмма: « Чулан»
Уильям выхватывает у Марка его любимый цветок, а Мэри забирает мягкую игрушку у Марго.
И начинается злая и очень быстрая игра «ну-ка, отними». Цветок Уильям кидает сперва Полу, Пол – Мэри, Мэри – Рою и т.д. Марк пытается спасти цветок:
Марк: пожалуйста, отдайте… цветок… он может разбиться…не надо!…
Марго пытается вернуть свою игрушку, падает, ее подхватывают и волокут в чулан вместе с Марком.
Только дети вышли из чулана, звучит сирена
Фонограмма: звучит сирена к выходу из-под купола.
Все опрометью несутся к выходу из-под купола, теснятся, протискиваются, перемещаются. Лица и тревожные, и радостные, и нетерпение захлестывает.
Энди: Ох, сейчас как забледнеется!..
Пол: Оно не может бледнеться, это раскаленный шар…
Мэри, Лия: Да тише вы, а то все пропустим!
Фонограмма: « Видим солнце»
Сцена «Видим солнце» начинается с яркого света. Дети щурятся, закрываются сначала от яркого света. Потом идет пластическая сцена, где каждый индивидуально живёт в наступившем лете. Потом все это переходит в танец-ликование.
Вдруг появляется Мэри с огромным букетом цветов. Все столпились вокруг этого чуда. Но закапал дождь… раскаты грома… кто-то притащил плащ, дети спасают букет, уходят в классы и Уильям грозит в бессильной ярости ненавистным тучам кулаком.
Фонограмма: дождь, гром
Садятся у окна. Потихоньку, бережно, Мэри раздает ветки цветов всем-всем. Эта мысль не заготовлена заранее, она появляется здесь. Далее – каждый со своим цветком – это сокровище и память о солнце на следующие 7 лет…
Нора: И так будет опять целых семь лет?
Пол: Да, семь лет…
Мэри: А Марго! Мы ведь ее заперли, она так и сидит в чулане.
Все застыли, переглянулись и отвели глаза
Лия: Ну что же мы? … пойдем
Все идут к чулану.
Включается Фонограмма: «Марго выходит из чулана»
Толпа медленно расступается и медленно идут Марго и Марк. Идут к окну, все собираются вокруг них, всеми движет желание извиниться, загладить свой проступок. Кто-то решает отдать свой цветок Марго, все подхватывают эту идею. Марго и Марк сидят с огромным букетом. Все вокруг них. Лия выносит из-за кулис цветок Марго и ставит перед всеми. Мы видим святое семейство. Дети обнимают и поддерживают друг друга: переплетенье рук, склоненные друг к другу головы, лица красивые.
Свет медленно гаснет.
Все:
С неба смотрит солнце
-Миллионы лет.
-Льет на землю солнце
-И тепло и свет.
-Но посветит солнце
-И уходит прочь,
-А живое сердце
-Греет день и ночь.
-Значит, сердце лучше
-Солнца самого.
-Никакие тучи
-Не затмят его!