Для обеспечения НИР необходимы:
- технические средства обучения: аудио-видео визуальные средства, компьютер для просмотра презентаций;
- учебно-наглядные пособия: демонстрационный и раздаточный дидактический материал; компьютерные презентации, облегчающие восприятие материала;
- аудитории, кабинеты;
- библиотека, читальный зал, выставки новых поступлений;
- наличие у студентов и преподавателя доступа к сети Интернет.
Приложение 5
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования[8]
Общеинститутская кафедра психологии образования[9]
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
К.М.05.05(П) ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ[10]
Направление подготовки /специальность
44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль) образовательной программы
ДОШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Москва
1. Вид практики [11]педагогическая
2. Цели педагогической[12] практики: приобретение опыта практической деятельности в организациипсихолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.[13]
3. Задачи педагогической[14] практики:
- Закрепить основные понятия, сформированные в процессе изучения теоретической части дисциплин модуля.
- Сформировать у обучающихся установку на активный поиск средств и методов решения воспитательно-образовательных задач по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников.
- Познакомиться с практикой организации психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками.
|
- Отработать умения в разработке программ психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками.
Способствовать развитию педагогической наблюдательности.[15]
4. Место педагогической [16] практики в структуре программы магистратуры[17]
5. Способы и формы проведения педагогической практики: непрерывная, путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для реализации задач практики [18]
6. Компетенции, необходимые для прохождения практики:[19]
ПК-23 Готовностью использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной деятельности
ПК-24 Способностью использовать и разрабатывать методы психолого-педагогической диагностики для выявления возможностей, интересов, способностей и склонностей обучающихся, особенностей освоения образовательных программ
ПК-26 способностью разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде
ПК-27 готовностью использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем обучающегося в образовательной деятельности
ПК-28 Способностью проектировать и реализовывать образовательные и оздоровительные программы развития детей младшего возраста для организаций, осуществляющих образовательную деятельность
ПК-29 Способность совместно с психологом разрабатывать и оказывать помощь в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на обучающихся, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми
|
ПК-30 Способностью проводить анализ и обобщение образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
ПК-31 Способность к конструктивному взаимодействию с участниками образовательных отношений, для решения проблем воспитания, обучения и развития обучающихся
ПК-32 Способностью проводить экспертную оценку образовательной среды и методического обеспечения учебно-воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и разрабатывать рекомендации по повышению их качества
ПК-35 способностью критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы
ПК-36 готовностью использовать современные научные методы для решения научных исследовательских проблем
ПК-37 способностью разработать и представить обоснованный перспективный план научной исследовательской деятельности
ПК-38 способностью организовать взаимодействие специалистов для достижения цели научного исследования
ПК-39 Способностью выстроить менеджмент социализации результатов научных исследований
ПК-40 Способностью представлять научному сообществу научные исследовательские достижения в виде научных статей, докладов, мультимедийных презентаций в соответствии с принятыми стандартами и форматами профессионального сообщества
ПК-41 Способностью выделять научную исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения
|
ПК-42 Способностью обеспечивать трансляцию передового профессионального опыта в коллективе
ПК-44Способностью применять и пополнять имеющиеся знания в процессе структурирования материалов, обеспечивающих образовательную деятельность
ПК-45 Готовностью осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения
ПК-47 Готовностью к содержательному взаимодействию с педагогическими работниками по вопросам обучения и воспитания
ПК-48 Способностью восполнить дефициты информационного и методического оснащения образовательной деятельности
ПК-49 Умением организовывать рефлексию профессионального опыта (собственного и других специалистов)
ПК-51 Способностью превращать результаты анализа и экспертизы профессиональной деятельности в учебно-методические рекомендации
7. Планируемые результаты обучения при прохождении практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения программы магистратуры[20]
Наименование трудового действия[21] | Код, наименование компетенции | Наименование вида работ[22] | Количество недель/зачетных единиц |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | ПК-23 Готовностью использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной деятельности | - психолого-педагогическая характеристика дошкольника | |
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | ПК-24 Способностью использовать и разрабатывать методы психолого-педагогической диагностики для выявления возможностей, интересов, способностей и склонностей обучающихся, особенностей освоения образовательных программ | - психолого-педагогическая характеристика дошкольника | |
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения | ПК-26 способностью разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде | программа психолого-педагогического сопровождения дошкольника | |
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | ПК-27 готовностью использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем обучающегося в образовательной деятельности | материалы наблюдений | |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | ПК-28 Способностью проектировать и реализовывать образовательные и оздоровительные программы развития детей младшего возраста для организаций, осуществляющих образовательную деятельность | материалы наблюдений | |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | ПК-29 Способность совместно с психологом разрабатывать и оказывать помощь в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на обучающихся, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми | аналитический отчет | |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | ПК-30 Способностью проводить анализ и обобщение образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность | материалы наблюдений | |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | ПК-31 Способность к конструктивному взаимодействию с участниками образовательных отношений, для решения проблем воспитания, обучения и развития обучающихся | аналитический отчет | |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | ПК-32 Способностью проводить экспертную оценку образовательной среды и методического обеспечения учебно-воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и разрабатывать рекомендации по повышению их качества | - психолого-педагогическая характеристика дошкольника | |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | ПК-35 способностью критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы | аналитический отчет | |
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу | ПК-36 готовностью использовать современные научные методы для решения научных исследовательских проблем | аналитический отчет | |
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения | ПК-37 способностью разработать и представить обоснованный перспективный план научной исследовательской деятельности | программа психолого-педагогического сопровождения дошкольника | |
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка | ПК-38 способностью организовать взаимодействие специалистов для достижения цели научного исследования | аналитический отчет | |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | ПК-39 Способностью выстроить менеджмент социализации результатов научных исследований | программа психолого-педагогического сопровождения дошкольника | |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | ПК-40 Способностью представлять научному сообществу научные исследовательские достижения в виде научных статей, докладов, мультимедийных презентаций в соответствии с принятыми стандартами и форматами профессионального сообщества | аналитический отчет | |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | ПК-41 Способностью выделять научную исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения | - психолого-педагогическая характеристика дошкольника | |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | ПК-42 Способностью обеспечивать трансляцию передового профессионального опыта в коллективе | аналитический отчет | |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | ПК-44Способностью применять и пополнять имеющиеся знания в процессе структурирования материалов, обеспечивающих образовательную деятельность | - психолого-педагогическая характеристика дошкольника | |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | ПК-45 Готовностью осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения | программа психолого-педагогического сопровождения дошкольника | |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | ПК-47 Готовностью к содержательному взаимодействию с педагогическими работниками по вопросам обучения и воспитания | материалы наблюдений | |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | ПК-48 Способностью восполнить дефициты информационного и методического оснащения образовательной деятельности | аналитический отчет | |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | ПК-49 Умением организовывать рефлексию профессионального опыта (собственного и других специалистов) | аналитический отчет | |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | ПК-51 Способностью превращать результаты анализа и экспертизы профессиональной деятельности в учебно-методические рекомендации | программа психолого-педагогического сопровождения дошкольника |
8. Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях [23]4 недели
9. Содержание педагогической[24] практики [25]:
- материалы наблюдений, которые анализируются на практических занятиях в вузе, и формулируют учебные задачи, решение которой будет проходить в процессе теоретического обучения,
- психолого-педагогическая характеристика дошкольника.
- аналитический отчет (с комплектом эмпирического материала) об организации и содержании деятельности образовательной организации по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;
- программа психолого-педагогического сопровождения дошкольника.
10. Формы отчетности обучающихся по педагогической [26] практике
По окончании прохождения педагогической[27] практики обучающиеся составляют дневник практики в соответствии с требованиями программы практики, который заполняется им в ходе ее прохождения. Дневник практики ведется с целью учета отработанного времени и представляется на подпись руководителю практики от образовательной организации и профильной организации (базы практики).
Структура и требования к составлению дневника практики
Структура дневника практики должна включать следующие разделы:
- Титульный лист
- Содержание (оглавление)
- Введение
- Основная часть
- Предложения и замечания
Во введении необходимо определить цели и задачи практики, сформулировать основные положения, выносимые на защиту практики.
В основной части необходимо проанализировать выполненные практические задания, провести перечень проведенных мероприятий. Сделать выводы о приобретении в процессе прохождения практики знаний, умений, навыков (опыта практической деятельности) и проанализировать сложности, возникшие при выполнении заданий.
В заключении содержатся выводы обучающегося о сформированности профессиональных умений и приобретенного опыта профессиональной деятельности.
В приложения целесообразно выносить вспомогательные материалы, содержащие исходные данные, которые использовались.
Отчетная документация по практике включает в себя дневник практики, отчет по практике от профильной организации с подписью и печатью и характеристику-отзыв о результатах прохождения практики обучающимся с подписью и печатью профильной организации.
11. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по педагогической [28] практике
Контроль качества прохождения практики включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Промежуточная аттестация обучающихся по практике проводится в форме зачета (дифференцированного зачета).
Конкретный перечень типовых заданий и иных материалов для оценки результатов прохождения практики, а также описание показателей и критериев оценивания компетенций приведен в фонде оценочных средств по практике (Приложение 7).