Экспериментально-психологическое исследование




Охотно принимает участие в исследовании, с готовностью выполняя любые предлагаемые задания. Однако истинной заинтересованности в результатах не проявляет, отношение к эксперименту скорее формальное, снисходительное.

В исследовании познавательной психической деятельности выявляется ускоренный в начале исследования и неустойчивый при продолжительных функциональных нагрузках темп психомоторных реакций. Продуктивность произвольного внимания и кратковременной механической памяти также характеризуется неустойчивостью, признаками повышенной истощаемости. Характер «кривых» запоминания и работоспособности соответствует гиперстеническому варианту астении: начало выполнения задания в быстром темпе и с хорошими результатами, затем появляются колебания этих показателей и дальнейший нарастающий спад. Показатели опосредованного и логического запоминания отличаются большей стабильностью и соответствуют средне-нормативным данным.

Мыслительная деятельность характеризуется определенными изменениями, не являющимися патогномоничными для какого-либо нервно-психического заболевания, но свидетельствующими об участии когнитивных искажений в формировании клинической картины заболевания. Со стороны динамики мышление характеризуется своеобразным сочетанием высоко темпа и лабильности ассоциаций с проявлениями инертности – детализированностью, обстоятельностью, вниманием к частностям и деталям (особенно в личностно значимых темах). Качественное своеобразие заключается в рассогласовании формально-логического и мотивационно-личностного компонента мышления. При использовании патопсихологических методик, теста интеллекта Векслера и проективных методик отчетливо выявляются, с одной стороны, хорошие способности к оперированию формализованным, схематизированным материалом как на словесно-логическом (обобщение, классификация, арифметические задания), так и на пространственно-конструкторском уровне (сложение фигур из частей, кубиков, воспроизведение геометрических фигур). С другой стороны, испытуемая обнаруживает значительные затруднения при иссследовании «социального интеллекта» и изменение (искажение) эмоциональной составляющей мыслительной деятельности. Так, больная не справляется с заданиями, требующими понимания, интуиции и предвидения в ситуациях социального взаимодействия, легко фрустрируется при необходимости анализа логики социальных отношений, проявляет беспомощность в ситуациях, требующих ответственности. Ответы больной в субтесте "Понятливость" имеют выраженный, доходящий до примитивности эгоцентрический характер, отражают требовательное, потребительское отношение к окружающим, а также снижение самоконтроля и критичности мышления (рефлексии) и личности в целом.

При предъявлении эмоционально наполненных сюжетов и понятий (проективные методики ТАТ, «Пиктограммы») обнаруживается неспособность к сопереживанию и проекции собственных чувст, к продуцированию сюжетов, имеющих определенный смысловой и эмоциональный стержень, бедность воображения. Легко рационализирует подобную несостоятельность: «Я реалистка». При анализе спонтанной мыслительной продукции (в беседе) также создается впечатление о эмоциональной бедности и поверхностности чувств – в жалобах больной просматривается больше демонстративности и стремления подчеркнуть тяжесть и необычность симптоматики, чем собственно переживания страдания.

Отмеченные особенности характеризуют дисгармоничную структуру интеллекта с хорошим развитием механических и формально-логических способностей и снижением тонких когнитивных характеристик, ответственных за коммуникативную деятельность, межличностное общение, социальную адаптацию в целом.

Анализ результатов исследования, касающихся аффективно-личностной сферы, позволяет предположить, что преморбидно в условиях гиперпротективного воспитания сформирован сложный тип личности с ведущим истероидным (гипертимно-истероидным) радикалом (эгоцентризм, демонстративность, незрелость эмоционального реагирования, снижение самоконтроля и самокритичности, манипулятивность в соц. отношениях), сочетающийся с чертами мнительности, аффективной лабильности и импульсивности. В настоящее время можно говорить об определенной шизоидности (эмоциональная холодность, избирательная сензитивность, коммуникативные нарушения), а также ригидности личности.

При использовании клинического личностного опросника ММРI получены недостоверные результаты в силу выраженного (неадекватного) стремления испытуемой утрировать имеющуюся симптоматику и проблемы. Тем не менее следует отметить, что в полученном «профиле личности» резко повышены аффективные шкалы («Депрессии», «Тревоги» и одновременно «Гипомании»), психотические шкалы («Шизофрении», «Паранойи»), а также шкалы «Психопатии», «Истероидности», «Ипохондрии». Полученные данные кроме установочного отношения к исследованию отражают общую неудовлетворенность, психологический дискомфорт, отсутствие внутреннего равновесия; настроение может характеризоваться неустойчивостью, поведение – неуравновешенностью.

В психогенезе заболевания (отдельные элементы которого хорошо осознаются больной), по данным проективных методов, можно выделить:

· симбиотический характер отношений с родительской семьей, обусловливающий сложный комплекс переживаний, амбивалентность чувст и поступков в отношении родителей. Так, сформированная в детстве потребность в опеке, поддержке сочетается с реакциями протеста, раздражения в адрес родителей и последующим самообвинением.; в настоящее время наиболее отчетливо выступает отвержение родительского контроля и декларирование независимости в сочетании с выраженной потребностью в их принятии болезни и поддержке ее в роли больной;

· сложные, не удовлетворяющие глубинные личностные потребности больной взаимоотношения с мужем;

· нереализованные личностные возможности и социальные притязания (г.о. в профессиональной сфере);

· отсутствие осознания противоречивости собственных интересов и потребностей, а также механизмов «бегства в болезнь» и «удержания болезни» как патологического средства их удовлетворения.

Отмеченная внутри- и межличностная проблематика может стать объектом психотерапевтической работы, однако следует иметь в виду, что психопатический радикал личности, ригидные установки, эмоциональные и когнитивные нарушения в значительной степени определяют психотерапевтическую резистентность больной.

Заключение. По данным психологического исследования, познавательная деятельность характеризуется некоторой истощаемостью, инертностью, дисгармоничным интеллектом, в структуре которого наиболее измененными являются функции, ответственные за регулирование коммуникаций, социального взаимодействия.

Эмоциональный статус характеризуется неустойчивостью настроения, возможностью депрессивных реакций, ипохондрической сосредоточенностью на симптомах, «используемых» как средство манипулирования окружающими и разрешение внутри-и межличностной проблематики.

В структуре личности выявляется сочетание черт, по степени выраженности доходящих до психопатического уровня – истероидности, шизоидности, ригидности.

Отчетливо просматривается психодинамический аспект формирования и поддержания болезненной симптоматики. Однако, в силу личностных и когнитивных изменений коррекция патологических установок больной значительно затруднена.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: