Силлабус
Дисциплина: Социология и политология
Код дисциплины: SР1101
Специальность: 5В130100 «Общая медицина»
Объем учебных часов /кредитов: 135 (3 кредита)
Курс: 1
Семестр: 2
2018-2019 учебный год
Силлабус разработан в соответствии с типовой учебной программой, утвержденной приказом министра образования и науки РК от 31 октябя 2018 г. приказ №603 и утвержден на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Протокол № _____от «_____»______ 2019 г.
И.о. заведующего кафедрой, к.и.н: _______ Аширов Ш.А.
7. Сведения о преподавателях:
1. Ертаев Мухамедкарим Абдукаримович – к.соц.наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, автор научных работ: 32 научных статей, 3 учебного пособия, лекций, методических разработок. Приоритетные научные интересы: Процессы современной социологии, читает лекции и проводит практические занятия на казахском и русском языках.
2. Таскымбаева С.М. – ст. преподаватель, автор научных работ: 35 научных статей, 2 учебного пособия, лекций, методических разработок. Приоритетные научные интересы: Проблемы экономической интеграции Казахстана в мирову экономику в условиях глобализации, читает лекции и проводит практические занятия на казахском и русском языках.
8. Контактная информация:
Южно-Казахстанская медицинская академия, кафедра социально-гуманитарных дисциплин,
пл. Аль – Фараби 1 (садик), 2 этаж, аудитория 207, 208, 212. Телефон (АТС): 40-82-22 (226)
9. Политика дисциплины:
1.Ознакомиться с темами лекции и контрольными вопросами для самоподготовки согласно «Программе обучения» (силлабус).
2.Студент должен стремиться освоить навыки новой технологии и готовить
|
презентацию отдельных тем.
3.Активно участвовать в учебном процессе, посещать все занятия; не опаздывать на занятия.
4.Не пропускать занятия, в случае отсутствия по болезни, предоставить справку, пропущенные занятия отрабатывать в определенное преподавателем время.
5.Быть пунктуальным и обязательным, выполнять все задания соответственно программе, в случае невыполнения снижаются итоговые оценки.
6.Подготовка к занятиям, своевременно выполнять и сдать СРС.
7.Быть терпимым, открытым и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям.
8.Бережно относиться к имуществу кафедры.
9.Поддерживать конструктивный диалог в ходе учебного процесса; быть доброжелательным с преподавателем, с сотрудниками и сокурсниками.
2. Программа:
Введение
Социология как составляющая междисциплинарного модуля социально-политических знаний способствует формированию критического понимания системы межличностных отношений в социуме, осознания природы социума, системы его групп, институтов. Политология формирует знания о законах и закономерностях мировой политики и современных политических процессов. Понимание внутренних и внешних связей и отношений, основных тенденций и закономерностей, действующих в различных политических системах, объективных критериев социального измерения политики способствует формированию национальной и гражданской идентичности.
2. Цель дисциплины:
Цель преподавания дисциплины «Социология и политология » состоит формирование социально-гуманитарного мировоззрения обучающихся в контексте решения задач модернизации общественного сознания, определенных государственной программой «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
|
3. Задачи обучения:
• освоение основных социальных, политических и гуманитарных понятий, теорий и подходов к изучению общества и его подсистем;
• формирование представлений об основных принципах функционирования современного общества и его социальных институтов;
• выработка навыков описания и анализа актуальных проблем современного общества, сущности социальных процессов и отношений;
• объяснять природу ситуаций в различных сферах социальной коммуникации на основе содержания теорий и идей научных сфер изучаемых дисциплин;
• привитие навыков использования знаний, полученных в процессе усвоения социологии, политологии, культурологии и психологии в профессиональной деятельности.
• формирование навыков критического мышления и способности применения его на практике.
4. Конечные результаты обучения, согласованные с ДД:
1) Знание и понимание:
- объяснять и интерпретировать предметное знание (понятия, идеи, теории) во всех областях наук, формирующих учебные дисциплины модуля (социологии, политологии, культурологии, психологии);
- объяснять социально-этические ценности общества как продукт интеграционных процессов в системах базового знания дисциплин социально-политического модуля;
- алгоритмизированно представлять использование научных методов и приемов исследования в контексте конкретной учебной дисциплины и в процедурах взаимодействия дисциплин модуля;
|
- объяснять природу ситуаций в различных сферах социальной коммуникации на основе содержания теорий и идей научных сфер изучаемых дисциплин;
2) Применение знаний и пониманий:
-аргументированно и обоснованно представлять информацию о различных этапах развития казахского общества, политических программ, культуры, языка, социальных и межличностных отношений;
- анализировать особенности социальных, политических, культурных, психологических институтов в контексте их роли в модернизации казахстанского общества;
3) Формирование суждений:
- анализировать различные ситуации в разных сферах коммуникации с позиций соотнесенности с системой ценностей, общественными, деловыми, культурными, правовыми и этическими нормами казахстанского общества;
- различать стратегии разных типов исследований общества и обосновывать выбор методологии для анализа конкретных проблем;
- оценивать конкретную ситуацию отношений в обществе с позиций той или иной науки социально-гуманитарного типа, проектировать перспективы её развития с учетом возможных рисков;
4) Коммуникативные способности:
- разрабатывать программы решения конфликтных ситуаций в обществе, в том числе в профессиональном социуме;
- осуществлять исследовательскую проектную деятельность в разных сферах коммуникации, генерировать общественно ценное знание, презентовать его;
- корректно выражать и аргументированно отстаивать собственное мнение по вопросам, имеющим социальную значимость.
5) Навыки обучения или способности к учебе:
- Обрабатывает и анализирует текущие проблемы философии, социологии и политики;
- Представляет личные суждения в виде доклада, реферата, презентаций и представить на семинарских занятиях, на студенческих научных конференциях по проблемам философии, социологии и политологии;
- Владеет навыками оказания информационно-консультативной помощи по социально-значимым вопросам медицины и здравоохранения, образования, культуры, семьи.
Пререквизиты: Человек и общество (школьный курс).
Постреквизиты: Общественное здравоохранение и этика в здравоохранении, доказательная медицина
5. Краткое содержание дисциплины
Социология в понимании социального мира. Социологические исследования. Социальная структура и стратификация общества. Семья и современность. Девиация, преступность и социальный контроль. Религия, культура и общество. Образование и социальное неравенство. Экономика, глобализация и труд. Здоровье и медицина. Политология как наука и учебная дисциплина. Основные этапы становления и развития политической науки. Политика в системе общественной жизни. Политическая власть: сущность и механизм осуществления. Политика в системе общественной жизни. Политическая власть: сущность и механизм осуществления. Политические конфликты и кризисы. Мировая политика и современные международные отношения.
6. Тематический план
Тематический план лекций
№ | Темы | Краткое содержание | Форма проведения | Кол-во часов |
Социология в понимании социального мира. Введение в теории социологии | Приглашение в социологию. Индивид и общество. Социальные отношения и социальные институты. Социологическая теория. Макро- и микроуровни. Развитие отдельных школ и направлений (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер). Структурный функциона-лизм. Конфликтологические теории. Символический интеракционизм. Теории ролей. | Информационная | ||
Социологические исследования. Социальная структура и стратификация общества | Методы сбора информации. Качественные и количественные. Анализ данных. Общество, равенство и неравенство. Открытое и закрытое общество. Стратификация как структурированное неравенство между различными группами. Краткий обзор теорий социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер). Формы социальной стратификации (П. Сорокин). Социальная мобильность. Горизонтальная и вертикальная мобильность. | Проблемная | ||
Социализация и идентичность. Семья и современность | Отношение между индивидом и обществом. Теории социализации и идентичности (Т. Парсонс, Г.Х. Мид). Этапы социализации. Гендерная социализа-ция. Роли и статусы. Семья в кросскультурной и исторической перспективе. Типология семьи. Социальные функции семьи. Изменение в семейных отношениях. Сравнительные исследования семьи и семейных отношений. | Обзорная | ||
Девиация, преступность и социальный контроль | Девиация и социальный контроль. Краткий обзор теоретических подходов к девиации (социологичес-кий, биологический, психологический, экономичес-кий и культурологический). Аномия и общество. Делинквентность и преступность. | Информационная | ||
Религия, культура и общество. | Религия: основные понятия. Социологический анализ религии. Религия и социальное неравенство. Элементы культуры. Культура и цивилизация: соотношений понятий и значений. Социология культуры. Ценности, традиции и обычаи. Национальная идентичность и культура. | Лекция-беседа | ||
Социология этничности и нация | Социально-этнические общности.Этнос, народ, нация. Этническая идентичность. Национальная идентичность. Нация-государство. Этнические группы и их сосуществование. Этнические интересы и межэтническое общение. Межэтническое и межконфессиональное согласие. Ассамблея народа Казахстана.Этносоциологическое изучение общества. | Обзорная | ||
Образование и социальное неравенство Масс-медиа, технологии и общество | Образование как социальный институт. Функции формального образования. Образование: социальный класс, пол и этнические различия. Социологические перспективы образования. Образование и культ знания. Массовая информация и массовые коммуникации в социальных системах. Функции масс-медиа. Массовое сознание и цифровизация. Современные технологии. | Проблемная | ||
Экономика, глобализация и труд | Экономическое развитие в исторической перспекти-ве. Рынок труда и структура занятости. Основные сектора экономики. Изменение роли труда в глобальном обществе. Глобальное разделение труда. Казахстан в глобальной социально-экономической системе. | Информационная | ||
Здоровье и медицина | Социологический подход к изучению здоровья и медицины. Здоровье и общество (в исторической перспективе). Здравоохранение в международной перспективе. Социально значимые заболевания. Экономические и социальные аспекты здравоохранения. Доступность системы здравоохранения. Научная медицина. Старение населения. | Обзорная | ||
Население, урбанизация и общественные движения. Социальное изменение: новейшие социологические дискуссии | Модернизация и урбанизация. Источники социальных изменений. Современные исследования населения. Миграция. Глобальная урбанизация. Жизнь в сельской местности. Источники и типы общественных движений. Микро- и макро- факторы, влияющие на общественные движения. Жизненный цикл общественных движений. Социальное изменение. Социологические перспективы к изучению социальных изменений. Основные составляющие социальных изменений. | Лекция-беседа | ||
Политология как наука и учебная дисциплина. | Место политической науки в системе современного знания, становление и развитие политологии, ее основные категории, предмет и объект политологии. Методы исследования политической действительности. Научно-познавательные, методологические и прикладные функции политической науки. | Обзорная | ||
Основные этапы становления и развития политической науки | Периодизация истории становления и развития политической мысли. Элементы политологии в учениях древности (Конфуций, Платон, Аристотель). Политические идеи средневековья (Августин, Аквинский, Аль-Фараби). Развитие политических идей в эпоху Возрождения и Реформации. Трактовка Макиавелли сущности политики. Идеальный общественный строй в идеях утопического социализма. (Т.Мор, Т.Кампанелла). Теории естественного права и общественного договора как основные политические доктрины эпохи Просвещения (Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк). Радикальный демократизм Ж.-Ж.Руссо. Теория государства и гражданского общества в концепциях И.Канта и Г.Гегеля. Политические взгляды казахских просветителей. Формирование концепций консерватизма, либерализма, марксизма. Основные направления современной политической науки. | Информационная | ||
Политика в системе общественной жизни Политическая власть: сущность и механизм осуществления | Понятие и функции политики. Взаимодействие политики с другими сферами жизни общества. Социальные основы политики, субъекты и объекты политики. Основные виды и направления политической деятельности. Политика Республики Казахстан на этапе модернизации общества. Сущность политической власти, различные подходы к ее определению (бихевиористский, телеологичес-кий, системный, релятивистский). Функции власти. Объект и субъекты, источники, основания и ресурсы политической власти. Уровни власти. Формы и методы осуществления власти. Политическая и государственная власть. Легитимность политичес-кой власти и ее источники. Государственная власть в суверенном Казахстане. | Проблемная | ||
Политическая система общества. Политические режимы | Понятие, структура и элементы политической системы. Функции политической системы. Основные теории политической системы (Т.Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд). Типология политических систем. Политическая система Республики Казахстан. Понятие и типы политического режима. Тоталитаризм как исторический и политический феномен и его особенности. Авторитарный политический режим и его формы. Основные теории и модели демократии. Современные формы демократии. Политический режим в Казахстане, его эволюция. | Обзорная | ||
Политическое развитие и модернизация | Политическое развитие и его критерии. Понятие, цели политической модернизации, ее основные черты. Этапы и факторы политической модернизации. Политическая модернизация в Республике Казахстан. План нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ. 5 президентских реформ: формирование современного государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, индустриализация и экономический рост, нация единого будущего, транспарентное подотчетное государство. Стратегия 2050 как политический курс Республики Казахстан. Сильное государство и вхождение Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира. | Информационная | ||
Политические конфликты и кризисы Мировая политика и современные международные отношения | Конфликт как социальное явление. Политические конфликты, их сущность, конструктивные и деструктивные функции. Типология политических конфликтов и кризисов. Мировая политика и мировой политический процесс. Понятие и основные субъекты международных отношений. Основные тенденции развития современных международных отношений. Глобализация мировых политических процессов и глобальные вызовы современности. Казахстан в системе современных международных отношений. Приоритетные направления внешней политики Казахстана - продвижение национальных интересов и укрепление региональной и глобальной безопасности. | Лекция-беседа | ||
Общее количество часов: |
Тематический план практических занятий
№ | Темы | Краткое содержание | Форма Проведения | Кол-во часов |
Социология: введение в науку и концептуализа-цию понятий Анализ этапов развития социологических теорий | Приглашение в социологию. Индивид и общество. Социальные отношения и социальные институты. Социологическая теория. Макро- и микроуровни. Развитие отдельных школ и направлений (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер). Структурный функционализм. Конфликтологические теории. Символический интеракционизм. Теории ролей. | Устный опрос, составление схем-таблиц, кроссворда | ||
Организация и проведение социологического исследования. Оценка равенства и неравенства в современном обществе | Методы сбора информации. Качественные и количественные. Анализ данных. Общество, равенство и неравенство. Открытое и закрытое общество. Стратификация как структурированное неравенство между различными группами. Краткий обзор теорий социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер). Формы социальной стратификации (П. Сорокин). Социальная мобильность. Горизонтальная и вертикальная мобильность. | Обсуждение вопросов темы занятия, сравнительный анализ, презентация, тестовые задания | ||
Социализация в течение жизни: институты и процессы. Семья: типология, функции, перспективы | Отношение между индивидом и обществом. Теории социализации и идентичности (Т. Парсонс, Г.Х. Мид). Этапы социализации. Гендерная социализация. Роли и статусы. Семья в кросскультурной и исторической перспективе. Типология семьи. Социальные функции семьи. Изменение в семейных отношениях. Сравнительные исследования семьи и семейных отношений. | Дискуссия, задачи и упражнения | ||
Социологические конструкты девиантности и преступности | Девиация и социальный контроль. Краткий обзор теоретических подходов к девиации (социологичес-кий, биологический, психологический, экономичес-кий и культурологический). Аномия и общество. Делинквентность и преступность. | Устный опрос видеоматериал, обсуждение | ||
Феномен религии: культурная и социологическая перспектива | Религия: основные понятия. Социологический анализ религии. Религия и социальное неравенство. Элементы культуры. Культура и цивилизация: соотношений понятий и значений. Социология культуры. Ценности, традиции и обычаи. Национальная идентичность и культура. | Беседа, работа с карточками, анализ | ||
Этнические группы в обществе: социологические исследования | Социально-этнические общности. Этнос, народ, нация. Этническая идентичность. Национальная идентичность. Нация-государство. Этнические группы и их сосуществование. Этнические интересы и межэтническое общение. Межэтническое и межконфессиональное согласие. Ассамблея народа Казахстана. Этносоциологическое изучение общества. | Устный опрос, кейс-стади, решение проблемных задач | ||
Образование в социологическом дискурсе. Цифровые технологии и социальное взаимодействие | Образование как социальный институт. Функции формального образования. Образование: социальный класс, пол и этнические различия. Социологические перспективы образования. Образование и культ знания. Массовая информация и массовые коммуникации в социальных системах. Функции масс-медиа. Массовое сознание и цифровизация. Современные технологии. | Работа в малых группах, работа с карточками | ||
Глобальная экономика и разделение труда: социологический анализ | Экономическое развитие в исторической перспективе. Рынок труда и структура занятости. Основные сектора экономики. Изменение роли труда в глобальном обществе. Глобальное разделение труда. Казахстан в глобальной социально-экономической системе. | Обсуждение вопросов темы занятия, ситуационные задачи, составление схем-таблиц, глоссарий | ||
Рубежный контроль 1 | Тестовые задания. Контрольнаяработа в письменной форме. Собеседование | |||
Здоровье и медицина | Социологический подход к изучению здоровья и медицины. Здоровье и общество (в исторической перспективе). Здравоохранение в международной перспективе. Социально значимые заболевания. Экономические и социальные аспекты здравоохранения. Доступность системы здравоохранения. Научная медицина. Старение населения. | Диспут, работа с карточками, презентация | ||
Общественные движения, протест и мышление людей: современное состояние. Изменения и понимание социального мира: социологические дискуссии | Модернизация и урбанизация. Источники социальных изменений. Современные исследования населения. Миграция. Глобальная урбанизация. Жизнь в сельской местности. Источники и типы общественных движений. Микро- и макро- факторы, влияющие на общественные движения. Жизненный цикл общественных движений. Социальное изменение. Социологические перспективы к изучению социальных изменений. Основные составляющие социальных изменений. | Устный опрос, составление кроссворда, вопросов викторины, анализ | ||
Политология в системе профессиональ-ной подготовки специалиста. История развития политической мысли Казахстана | Место политической науки в системе современного знания, становление и развитие политологии, ее основные категории, предмет и объект политологии. Методы исследования политической действитель-ности. Научно-познавательные, методологические и прикладные функции политической науки. Периодизация истории становления и развития политической мысли. Элементы политологии в учениях древности (Конфуций, Платон, Аристо-тель). Политические идеи средневековья (Августин, Аквинский, Аль-Фараби). Развитие политических идей в эпоху Возрождения и Реформации. Трактовка Макиавелли сущности политики. Идеальный общественный строй в идеях утопического социализма. (Т.Мор, Т.Кампанелла). Теории естественного права и общественного договора как основные политические доктрины эпохи Просвеще-ния (Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк). Радикальный демократизм Ж.-Ж.Руссо. Теория государства и гражданского общества в концепциях И.Канта и Г.Гегеля. Политические взгляды казахских просветителей. Формирование концепций консерватизма, либерализма, марксизма. Основные направления современной политической науки. | Устный опрос, составление схем-таблиц, кроссворда | ||
Природа политики: форма, содержание, процесс. Институты политической власти Республики Казахстан | Понятие и функции политики. Взаимодействие политики с другими сферами жизни общества. Социальные основы политики, субъекты и объекты политики. Основные виды и направления политической деятельности. Политика Республики Казахстан на этапе модернизации общества. Сущность политической власти, различные подходы к ее определению (бихевиористский, телеологичес-кий, системный, релятивистский). Функции власти. Объект и субъекты, источники, основания и ресурсы политической власти. Уровни власти. Формы и методы осуществления власти. Политическая и государственная власть. Легитимность политичес-кой власти и ее источники. Государственная власть в суверенном Казахстане. | Обсуждение вопросов темы занятия, сравнительный анализ, презентация, тестовые задания | ||
Механизм функционирования политической системы Политические режимы современного мира и их связь с политической системой государства | Понятие, структура и элементы политической системы. Функции политической системы. Основные теории политической системы (Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд). Типология политических систем. Политическая система Республики Казахстан. Понятие и типы политического режима. Тоталитаризм как исторический и политический феномен и его особенности. Авторитарный политический режим и его формы. Основные теории и модели демократии. Современные формы демократии. Политический режим в Казахстане, его эволюция. | Дискуссия, задачи и упражнения | ||
Разработка новой модели сознания и мышления: основные стратегии и направления их реализации в Республике Казахстан | Политическое сознание: понятие, функции, формы и уровни. Происхождение, место и роль идеологии в обществе и политике. Различные подходы к определению политической идеологии. Сущность и назначение политической идеологии. Основные политические идеологии современности: либерализм, консерватизм, марксистская традиция и международная социал-демократия. Стратегия новой модели сознания и мышления в Республике Казахстан, модернизация общественного сознания. Сохранение национального духа и создание национальной модели будущего развития Республики Казахстан. | Обсуждение вопросов темы занятия, сравнительный анализ | ||
Стратегии и программы модернизации, обеспечивающие устойчивое развитие Республики Казахстан | Политическое развитие и его критерии. Понятие, цели политической модернизации, ее основные черты. Этапы и факторы политической модерниза-ции. Политическая модернизация в Республике Казахстан. План нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ. 5 президентских реформ: формирование современного государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, индустриализация и экономический рост, нация единого будущего, транспарентное подотчетное государство. Стратегия 2050 как политический курс Республики Казахстан. Сильное государство и вхождение Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира. | Устный опрос видеоматериал, обсуждение | ||
Сущность, виды и способы разрешения политических конфликтов и кризисов. Глобализация и глобальные вызовы современности | Конфликт как социальное явление. Политические конфликты, их сущность, конструктивные и деструктивные функции. Типология политических конфликтов и кризисов. Мировая политика и мировой политический процесс. Понятие и основные субъекты международных отношений. Основные тенденции развития современных международных отношений. Глобализация мировых политических процессов и глобальные вызовы современности. Казахстан в системе современных международных отношений. Приоритетные направления внешней политики Казахстана - продвижение национальных интересов и укрепление региональной и глобальной безопасности. | Беседа, работа с карточками, анализ | ||
Рубежный контроль2 | Тестовые задания. Контрольная работа в письменной форме. Собеседование | |||
Общее количество часов: |
Тематический план СРС, график выполнения и сдачи заданий СРС