Экспериментально-психологическое исследование




Клинико-психологическое исследование

Дополнение к анамнезу (беседа с матерью ). Воспитывался в условиях жесткой регламентации пищевого поведения в связи с выраженной аллергией. В связи с хроническим соматическим заболеванием часто бывал изолирован от сверстников, сконцентрирован на своем состоянии; воспитывался в условиях гиперопеки.

С раннего детства проявлял признаки повышенной эмоциональной возбудимости и неуправляемости, рос капризным, упрямым. В школе проявлял хорошие способности к математике, однако учился неровно, не укладывался в режим, не подчинялся требованиям школы. В 4 классе по инициативе учителей консультирован психиатром; состояние расценивалось в рамках патохарактерологии. В 3 года, 11, 12 и 16 лет перенес черепно-мозговые травмы. Наблюдался у невропатолога.

С 6 лет воспитывался в неполной семье (матерью). С 15 лет – в семье отчим. Отношение к отчиму в первые годы неустойчивое, ревнивое, сопровождавшееся демонстративными протестными реакциями. В настоящее время – отношение безразличное; живет преимущественно вне дома.

С 12 лет мать отмечает усиление эмоциональной возбудимости и неустойчивости; поведение – еще более вызывающее, неуправляемое. Во время аффективных вспышек портил вещи. Склонен ко лжи, манипулятивности; необязателен, безответственен. В социальных отношениях проявляет холодность; эмоциональных привязанностей, близких друзей не имеет; легко заводит широкие, поверхностные, нестойкие контакты. После окончания 9 классов (15 лет) до настоящего времени не учился, работал эпизодически. Мотивация к полезной деятельности всегда была низкой или неустойчивой. На последнем месте работы был замешан в криминальной ситуации; усилия по ее разрешению полностью переложил на мать. Не испытывает чувства вины.

Беседа с испытуемым. Легко вступает в контакт, понятлив. Задания выполняет с легкостью, ответы спонтанные, без задержки для обдумывания, без эмоциональной реакции. Удовлетворен своим состоянием (настроение «хорошее, приподнятое»), личностными качествами, уровнем социальной адаптации. Критики к поведению нет. Легко находит рациональное объяснение любым неправильным поступкам и реакциям. В беседе инфантилен, весел, беззаботен до пуэрильности. Сообщает о планах быстро заработать много денег и «погулять по миру».

 

Экспериментально-психологическое исследование

Познавательная деятельность. При использовании корректурных заданий (исследование произвольного внимания и уровня работоспособности), а также заданий на кратковременную механическую память и динамику запоминания выявляется: неустойчивый уровень умственной работоспособности с незначительной тенденцией к снижению (нерезкие признаки повышенной психической истощаемости); затруднения удержания волевого усилия в течение необходимого времени.

Долговременная, логическая память сохранны. Из особенностей мнестической деятельности следует отметить незначительное ослабление оперативной памяти (требующей повышенной концентрации внимания и волевого усилия), а также максимальную успешность зрительной ретенции (воспроизведение серии геометрических фигур). Выявленный хороший уровень стерео-мышления и конструктивного праксиса соответствует отмеченным особенностям памяти (субтест методики Векслера «Кубики Коса»).

Понятийное мышление характеризуется высокими формальными показателями способности к обобщению, установлению логических связей и отношений (субтест «Сходство», патопсихологические пробы). Отмечаются хорошие показатели исследования общей осведомленности, запаса слов, способности к вербализации и способности к оперированию абстрактно-символическим материалом, цифрами.

Наряду с этим отмечается относительное снижение показателей, отражающих состояние «социального интеллекта», способность к правильному пониманию социальных отношений, интериоризации социальных нормативов поведения. Так, ответы в субтесте «Понятливость» инфантильны, поверхностны, эгоцентричны, отражают низкий уровень социализации, недостаточную способность к анализу собственного поведения в социальной среде, межличностных отношений.

Таким образом, основной особенностью познавательной деятельности испытуемого является относительное снижение мотивационно-волевой составляющей и социально-регулирующей функции интеллекта на фоне сохранных формально-логических способностей.

Эмоционально-личностная сфера. В соответствии с данными клинико-психологического исследования (анамнез) и экспериментального исследования интеллекта при использовании личностных методик на первый план выступает снижение социальной адаптации испытуемого. Так, «профиль личности», построенный по данным MMPI, имеет выраженный дезадаптивный характер. Ведущие шкалы «профиля», выходящие за пределы нормативных значений – шкалы «Фрустрации», «Шизоидности», «Гипомании».

Шизоидный радикал личности, по данным методики, представлен своеобразием мотивов поведения и непредсказуемостью поступков, определенной «оторванностью» от реальных проблем, склонностью к фантазированию и псевдологии. В сочетании с гипоманиакальными тенденциями этот радикал может обусловливать повышенную, но плохо организованноную активность, внутреннюю неуравновешенность и дискомфорт, легкость смены интересов и привязанностей, беспечность, эмоциональную незрелость и холодность. В «профиле» выходят за пределы нормативных значений также шкалы «Аффективной ригидности» и «Ипохондрии», отражающие труднокорригируемый характер эгоцентрических установок.

По данным «Патохарактерологического диагностического опросника для подростков» (ПДО – компьютерная версия), определяется преимущественный истероидный характер личностных девиаций, а также «склонность к делинквентности» и высокий «риск социальной дезадаптации».

Проективные тесты (методика Розенцвейга, «Незаконченные предложения») подтверждают приведенные выше данные об ускоренном и поверхностном характере ассоциаций, отсутствии достаточного эмоционального отклика и глубины переживаний, эмоциональной незрелости, отсутствии чувства вины и тревоги в связи с неправильным поведением, повышенной самооценке и самоудовлетворенности, сочетании непоследовательности и легкости изменения интересов с упорством при реализации эгоцентрических целей.

Следует отметить, что плохо организованная и неадекватно мотивированная активность, эмоционально-волевое снижение и ригидность могут в значительной степени затруднять психокоррекционную работу с испытуемым, а также определять прогноз психологической декомпенсации и социальной дезадаптации в условиях повышенных нагрузок и требований.

Заключение. В клинико- и экспериментально-психологическом исследовании, направленном на уточнение характера личностных девиаций выявляются выраженные психопатоподобные изменения, определяющие значительное снижение социальной адаптации испытуемого.

Ведущими являются нарушения в эмоционально-волевой сфере: повышенная эмоциональная возбудимость и неуравновешенность в сочетании с нивелированностью эмоционального отклика; ослабление регуляторно-волевых, мотивационных компонентов личности, самоконтроля. В социальных отношениях – незрелость, эгоцентризм, некритичность, демонстративность.

Типологически отмеченные особенности соответствуют шизоидно-истероидному складу личности с чертами эмоциональной неустойчивости, гипертимности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: