Бельгийские общества составляли – на 1900 год - почти 3/5 действовавших в России иностранных компаний. Однако послекризиса их стало значительно меньше.




Германия

· Предприниматели Германии, решившиеся на прямое инвестирование, в известной мере считались «еретиками», ибо на протяжении многих лет в германских правительственных кругах господствовала концепция, согласно которой германское инвестирование за границей должно было проводиться по соображениям политическим и военно-стратегическим.

 

· В Россию Германия посылала не только капитал в денежной форме, а импортировала людей, приносивших с собою часто капиталы, но всегда — предпринимательский дух, энергию, инициативу, опыт... Можно ли говорить то же самое в отношении других стран-инвесторов? ДА, БЕЗУСЛОВНО! Но для кайзеровской Германии – это проявляется в гораздо большей степени.

 

 

· Из немецких рук предприятия почти не уходят, то есть там не меняют владельцев. Американские, английские и французские фирмы, выходившие на иностранный рынок, пользовались покровительством своих внешнеполитических служб и прежде всего консульств, то иначе обстояло дело с немцами.

· Отрасли:

· 1) Электропромышленность и электрический транспорт (телеграф Сименса),

· 2 ) химическая промышленность - производство красителей и лекарств,

· 3) машиностроение («Русский дизель» и патентное охранительное право),

· 4) горнорудная промышленность (В 1913 году на долю Германии приходилось 38,6% вывоза кавказской руды за границу).

· 5) Банковское дело - сила германской промышленности заключается в том, что банки находятся в услужении у нее, а не наоборот. Такое положение вещей имело место и на русской почве.

· Немецкие предприятия извлекали меньше прибыли и вывозили меньше денег из страны.

Франция

 

До конца 80-х гг. XIX в. Россия и Франция были слабо связаны экономически. (!!!)

· В числе иностранных подданных, являвшихся, по данным на 1896 г., членами правлений российских акционерных обществ, французы составляли около 17%.

Отрасли

Парфюмерия («Бокар и К»)

Мыловарение («Ралле и К»)

· «Московские французы» отнюдь не представляли в России интересы французского промышленного или банковского капитала.

· Главными объектами французских инвестиций были каменноугольная промышленность, металлургия и машиностроение, добыча и переработка нефти, производство цемента.

· Банки и регионы (группа Боннарделя, французский банк Ротшильдов; нефтяной район г. Батуми – скупка керосина, Царство Польское, Урал – строительство железных дорог).

· Всего с 1888 по 1900 г. в России открыли действия 33 французских общества

Французский капитал в российских акционерных обществах.

На долю обществ, учрежденных во Франции, приходилась 1/3 всей суммы французского капитала, вложенного в действующие в России акционерные предприятия.

Характерно уклонения от крупных долгосрочных вложений со стороны французских банков в российские промышленные предприятия, но с другой стороны наблюдается предпочтения небольшого участия во многих компаниях дореволюционной России.

БЕЛЬГИЯ

Площадь Брукера. В конце XIX и начале XX веков она считалась одним из символов обновлённого Брюсселя.

· Только в 1896—1900 гг. в России открыли действия свыше 100 (!) бельгийских компаний. Они строили здесь заводы и фабрики, создавали шахты и рудники, сооружали электростанции и городские железные дороги.

· К середине 70-х годов XIX в. Бельгия являлась самой индустриализованной страной на Европейском континенте.

Причины: Запасы тогдашнего основного энергетического сырья – каменного угля. В результате журнал «Русское экономическое обозрение» писал в 1897 г.: «Страна уже совершенно покрыта заводами, мастерскими и фабриками, для капитала осталось очень мало пищи».

 

Отрасли:

· Производство строительных материалов

· Добыча угля

· Медеплавильная (Жорж Шодуар)

· Металлургия (фирма «Коккрилл», Русско-Бельгийское металлургическое общество)

· Сооружение и эксплуатация городских конно-железных дорог:

Варшаве (с 1884 г),

Одессе (с 1885 г.),

Харькове (с 1888 г.),

Москве (с 1888 г.),

Тифлисе (с 1888 г.),

Ростове-на-Дону (с1889 г.),

Казани (с 1894 г.).

· Городской транспорт - «Чисто бельгийская» отрасль предпринимательства. Накануне мировой войны из 55 российских городов, имевших трамваи или конки, в 25 городах они эксплуатировались бельгийскими предприятиями.

общая картина бельгийского участия в акционерных капиталах предприятий промышленности и городского хозяйства в России к 1917 г. выглядит следующим образом:

Млн. руб.

Бельгийские общества составляли – на 1900 год - почти 3/5 действовавших в России иностранных компаний. Однако послекризиса их стало значительно меньше.

Особенности - Большая часть бельгийских обществ, действовавших в российской промышленности, представляла собой дочерние предприятия существовавших в Бельгии промышленных фирм.

БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: