Развитие умения находить изобразительные и выразительные средства




Класс

Тема: Нормативное употребление слов и фразеологизмов. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.

Задачи:

1) образовательные: актуализировать знания учащихся при работе с языковым материалом, расширить представление о лексических средствах;

2) развивающие: развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом, совершенствовать навыки грамотного письма;

3) воспитательные: способствовать воспитанию культуры речи учащихся, формированию потребности говорить правильно и красиво.

 

Ход урока:

Вопросы классу:

- На какие группы делятся изобразительно-выразительные средства языка? (тропы, стилистические фигуры, лексические средства выразительности).

- Что такое тропы? Для чего они используются? (Тропы помогают ярко и образно описать предметы и явления действительности).

«Мозговой штурм».

- Кто быстрее? О каком понятии идет речь? Приведите примеры.

1. Перенос значения с одного явления на другое по смежности (метонимия).

2. Сильное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета (литота).

3. Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений (метафора).

4. Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты (парафраза).

5. Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки (ирония).

- Какова роль стилистических фигур? («Усиливают выразительность высказывания особой организацией языкового материала, в первую очередь специальным синтаксисом» Розенталь Д.Э.).

1.Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Что это? (градация).

2. Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации (эллипсис).

3. Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда

(эпифора).

4. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи (параллелизм).

5. Усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов (антитеза).

Развитие умения находить изобразительные и выразительные средства

Работа с текстами. (Приложение 1)

Просмотр видеофрагмента фильма «Двенадцать стульев» (диалог Эллочки Людоедки с мужем).

Беседа с учащимися.

- Узнали ли вы героев? Кто они?

- Сколькими словами пользовалась Эллочка Щукина?

Обратимся к тексту фрагменту из сатирического романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». (Приложение 2)

Эллочка - один из самых ярких персонажей романа. Ее отличительной особенностью является то, что она в своем разговоре обходилась тридцатью выражениями. Какой прием использовали авторы? (гипербола). Какова роль такого преувеличения?

- А сколько слов нужно для общения вам? (В повседневном общении достаточно 3-4 тысячи слов, но для выразительной речи этого, конечно, недостаточно. А. С. Пушкин в своих произведениях употребил более 21 тысячи слов)

4. Повторение понятий. Целевая установка: сегодня мы повторим сведения о важных лексических понятиях, чтобы наша речь была грамотной и красивой.

Викторина «Узнай меня!»

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность.

Не всегда нужна поспешность,

Потому не торопись.

Ты до смысла доберись.

Смысл запрятан в серединке,

Наподобие начинки.

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу далеки.

(омонимы).

 

Мы всегда близки по смыслу

Разнимся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна.

Как много в них священного для нас!

(синонимы)

 

Минус – плюс, огонь – вода, дерзкий – осторожный.

По значенью мы всегда противоположны. (антонимы).

 

С буквой ф помогает,

Без ф - торжественно шагает.

Что это за глаголы?

(Паронимы. Шефствовать - оказывать помощь. Шествовать - идти, двигаться торжественно, важно).

 

5. Закрепление.

 

1) Орфографическая пятиминутка. Подобрать проверочные слова к омоформам. Вставить пропущенные буквы.

Ст..рожил нашего города – ст..рожил склад, вышк..лить ребенка – вышк..лить сосуд, ум..лять о пощаде – ум..лять значение, флаг разв..вается – ребенок разв..вается, удариться оз..мь – взошла оз..мь.

2)Вставить подходящие синонимы: любознательный, пытливый, любопытный.

А) Около подъезда толпились … прохожие.

Б) Моя сестра обладает … умом.

В) … ученик постоянно обращается к учителю с вопросами.

3)Редактирование предложений. Исправь ошибки.

А) Олег одел плащ и поспешил на работу.

Б) Через три года мы встретились с Сергеем, но он меня не признал.

В) Книга – источник познания.

Г) Гончий автомобиль едва не перевернулся на дороге.

Д) На нас чуть не обрушилась каменистая глыба.

Подведение итогов урока, оценивание. Информация о домашнем задании (Составить текст на тему «Осенний лес», используя синонимы).

Приложение 1

1) Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»

2) А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. 3) Сейчас перед непогодой их домик - перевернутую корзину без дна, отнесли под навес, накрыли мешковиной. 4) Все там, а этот затерялся. 5) А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.

6) И в чём тут держится душа? 7) Не весит нисколько, глазки чёрные - как бусинки, ножки - воробьиные, чуть-чуть его сжать - и нет. 8) А между тем - тёпленький. 9) И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. 10) И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. 11) И вот даже от братьев отличился характером. 12) А мы - мы на Венеру скоро полетим. 13) Мы теперь, если все дружно возьмёмся,- за двадцать минут целый мир перепашем. 14) Но никогда! - никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать - не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка... (по А.И.Солженицыну)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«В миниатюре «Утенок» красоте, гармонии и неповторимости природы, воплощенной в маленьком утенке, Солженицын противопоставляет мир современной техники, которую воспринимает как что-то уродливое и бездушное, деформирующее в человеке чувство прекрасного. Для подтверждения этой основной идеи текста автор прибегает к _____. Создавая образ утенка, автор использует ___ («тепленький», «брюшко», «бусинки», «клювик» и др.), ____ («невесомого жалкенького жёлтенького утёнка», «глазки чёрные», «ножки воробьиные» и др.). Неприязнь Солженицына к современной технике передается и через ____ (предложение 13)».

Список терминов:

1. противопоставление

2. архаизмы

3. лексический повтор

4. слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

5. анафора

6. эпитеты

7. гипербола

8. риторический вопрос

9. неологизмы

10. метафора

Приложение 2

Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов.

Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:

Хамите.

Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств, иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)

Знаменито.

Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.)

Мрак.

Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча».)

Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)

Не учите меня жить.

Как ребенка. («Я его бью, как ребенка» — при игре в карты. «Я его срезала, как ребенка» — как видно, в разговоре с ответственным съемщиком.)

Кр-р-расота!...

(«Двенадцать стульев»)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: