Стандартизация и законодательство в сфере АПК России во многом определяет конкурентоспособность продукции, а следовательно, развитие производства, его рентабельность и эффективность. В ряду глобальных проблем нашего времени важнейшей является обеспечение людей продуктами питания, являющимися источником энергии и жизнедеятельности человека. В то же время пища может быть источником потенциально опасных для здоровья человека химических и биологических веществ. В связи с этим обеспечение безопасности и качества пищевых продуктов и продовольственного сырья является важнейшей задачей любого государства. Особое место среди процедур контроля безопасности пищевой продукции занимает подтверждение соответствия требованиям нормативных документов по безопасности.
Исходя, из остроты проблемы качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья разработаны перспективные направления стандартизации и технического регулирования продукции пищевой промышленности:
- разработка стандартов, направленных на создание благоприятных условий для производства и реализации пищевой продукции;
- разработка и пересмотр действующих стандартов на методы испытаний, измерений и контроля;
- создание стандартных образцов продукции сырья;
- гармонизация национальных стандартов с международными, создание нормативных документов на термины, методы оценки и идентификации продукции;
- разработка организационно-методической программы по совершенствованию стандартизации и подтверждению соответствия в пищевой промышленности в новых условиях хозяйствования;
- формирование банка нормативных документов на продукты питания и методы их испытаний по группам однородной продукции.
|
Нормативные документы и технические регламенты с обязательными требованиями безопасности в новых экономических условиях становятся одним из основных рычагов государственного воздействия на качество и безопасность пищевых продуктов. Они устанавливают такой уровень показателей, который соответствует современным требованиям санитарии и гигиены, обеспечивает охрану окружающей среды и безопасность людей. В условиях реформирования отечественной экономики эта функция нормативных документов приобретает особо важное значение, так как реализует и гарантирует основные права граждан.
В настоящее время теоретики и практики управления в мире все большее внимание уделяют вопросам разработки, изучения и освоению методов управления качеством продукции, работ, услуг и систем управления. Эти вопросы становятся особенно актуальными для предприятий и организаций в условиях переходной экономики России. Опыт развитых стран показывает, что решение проблем в области качества должно носит всеобщий характер, что предполагает широкомасштабное обучение и профессиональную подготовку специалистов.
Цель реализуемой программы – формирование у специалистов АПК целостного системного представления об управлении качеством как современной концепции управления, а также умений и навыков в области управления качеством продукции, услуг, работ, деятельности отечественных предприятий и организаций. Актуальность изучения дисциплины диктуется потребностями рыночной экономики, в условиях которой успешная деятельность предприятий основывается на конкурентоспособности выпускаемой продукции. Основу конкурентоспособности продукции составляет ее качество, стабильность которого достигается путем внедрения на предприятиях систем качества и подтверждается оценкой соответствия продукции и систем качества.
|
Наименование разделов, тем:
1. Нормативно-правовое обеспечение качества продукции и услуг
2. Стандартизация и оценка соответствия в АПК
3. Международные стандарты в области качества и Кодекс «Алиментариус»
4. Методологические основы управления качеством
5. Современная концепция менеджмента качества
6. Cистемы качества на основе ИСО 9000
7. Процессный подход в управлении качеством
8. Нормативно-документационное обеспечение управления качеством
9. Квалиметрия
10. Статистические методы и инструменты управления качеством
11. Система ХАССП. ИСО 22000 «Система менеджмента безопасности пищевых продуктов»
В процессе реализации программы используются такие формы проведения занятий как лекционные и практические занятия.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ И БЕЗОПАСНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Ключевые слова: качество товара, управление качеством, безопасность товара.
В современных системах управления предприятиями всё более актуальную роль играет управление качеством продукции и безопасность продукции. Это во многом объясняется тем, что качество играет наиболее весомую роль в обеспечении конкурентоспособности продукции, наряду с другими составляющими товара, а также обеспечивает ее безопасность. Актуальность данной темы обусловлена тем, что качество и безопасность продукции являются основной категорией потребительских ценностей и основой развития потребительского рынка.
|
Главное средство развития потребительского рынка состоит в удовлетворении запросов покупателя. Однако в насыщенном конкурентном рынке простая удовлетворенность уже редко может создать устойчивую привязанность потребителя к определенному товару или марке. Поэтому для успешного продвижения на рынке продукта недостаточно провести анализ потребительских предпочтений, необходимо обеспечить соответствие продукта всем требованиям безопасности, предъявляемым к данному виду продуктов, и обеспечить эффективное управление их качеством.
Рассмотрим дефиницию понятий «управление качеством» и «безопасность товара» (табл. 1 и табл. 2).
Таблица 1
Дефиниция понятий управления качеством
Определение | Год | Источник | Недостатки в трактовке |
Управление качеством - действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. | ГОСТ 15467-79 | Недостаточно полно раскрыты цели управления качества. | |
Управление качеством - методы и виды деятельности оперативного характера,используемые для выполнения требований к качеству. | ИСО 8402 | Не учитывает стратегический характер деятельности. | |
Управление качеством – основополагающая функция корпоративного менеджмента, а так же поддержания конкурентоспособности любого предприятия, фирмы, компании. | Куликов А.Б. | Качество рассматривается как функция, а не как действие. |
На наш взгляд, следует уточнить термин, с учетом выявленных недостатков (см. табл.1), управление качеством следует рассматривать, как действия, направленные на выполнение требований качества, для поддержания конкурентоспособности любого предприятия.
Таблица 2
Дефиниция понятий безопасности товара
Определение | Год | Источник | Недостатки в тарктовке |
Безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). | Закон РФ «О защите прав потребителей» | Не оговаривается допустимый риск вреда. | |
Безопасность - состояние,при котором риск вреда или ущерб ограничен допустимым уровнем. | ИСО 8402 | Не затронуты объекты безопасности. | |
Безопасность - процесс потребления товара, который не повлечёт за собой нанесение вреда здоровью. | Аристов O.В. | Безопасность выражается не только в процессе потребления. |
Мы считаем, что термин следует дополнить: тогда «безопасность товара», будет рассматриваться, как состояние, при котором действиевнешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению и нанесению вреда здоровью.
Введение технических регламентов и отмена обязательной сертификации качества продукции ведёт к росту ответственности производителя и ужесточению мер по обеспечению безопасности продукции со стороны государственных органов.
Для успешного принятия решений предприятию необходимо иметь эффективные механизмы управления качеством и безопасностью, а также инструменты, позволяющие быстро отслеживать изменение потребительских предпочтений. В связи с этим, разрабатывать механизмы управления качеством и безопасностью на этапе проектирования продукта и интегрировать различные системы управления качеством представляется весьма перспективным.
Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.
Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация.
Стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности (ИСО).[7;3]
Стандартизацию следует рассматривать как эффективное средство обеспечения качества, совместимости, взаимозаменяемости, унификации, типизации, норм безопасности и экологических требований, единства характеристик и свойств продукции, работ, процессов и услуг.
Основные элементы и категории действующей системы стандартизации представлены на рис. 1. [2;3]
Рис. 1. Основные элементы и категории стандартизации
Опыт стран с успешно развивающейся рыночной экономикой показывает, что именно качество - тот главный критерий, по которому покупатель принимает решение о покупке товара. По нашему мнению, качественные товары предоставляют ряд возможностей, как для покупателя, так и для производителя, которые представлены на рис. 2.
Рис. 2. Преимущества производства качественного товара.
Впоследние годы уровень качества продукции российских предприятий, поступающей навнутренний ивнешний рынок, несколько вырос, новбольшинстве случаев пока еще далек отзападных аналогов.
Говоря о повышении качества продукции, необходимо рассмотреть основные концепции, способствующих росту ее качества.
На сегодняшний день в России существует 4 концепции управления качеством продукции (табл.3).
Таблица 3
Концепции управления качеством в России и их характеристика.
Концепция | Год | Содержание | Преимущества | Недостатки |
Концепция Бездефектного Изготовления Продукции (БИП) | Основана на производстве бездефектной продукции. Воснову положен механизм, стимулирующий рабочихквыявлению иустранению недефектов продукции, аихпричин. | Происходит минимальный выпуск продукции с дефектами. | Необходимо дорогостоящее оборудование, сложность использования. | |
Концепция КАНАРСПИ (Качество, Надежность, Ресурс сПервых Изделий) | Основные принципы: ─ Универсальность. ─ Комплексное обеспечение качества продукции. ─ Маркетинговые исследования, направленные на повышение качества продукции. ─ Организация всестороннего учета качества выпускаемой продукции. ─ Привлечение ксовершенствованию продукции потребителей. | Возрастает надежность, увеличивается ресурс изделий, возможно применение на предприятиях различных отраслей промышленности. | Создание специальных служб на предприятии для сбора и анализа информации. | |
Концепция НОРМ | 1960-е гг. | Закритерий качества был принят один изважнейших технических параметров— ресурс допервого капитального ремонта. | Способствует наиболее оптимальному распределению ресурсов. | Фокусируется только на одном факторе. |
Концепция КСУКП (Комплексная система управления качеством продукции) | 1970-х гг. | Главная цель системы заключалась вобеспечении высоких иустойчивых темпов роста качества продукции, выпускаемой предприятием, на основе обобщения передового опыта в области управления качеством. В настоящее время многие российские товары стремятся выйти на мировой рынок. Так как активное использование собственного и зарубежного опыта в области управления может дать позитивные результаты в самом ближайшем будущем, поэтому многие производители учитывают стандарты ИСО. | Обеспечивает и поддерживает необходимый уровень качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации, осуществляемый путем систематического контроля. | Сложная система управления качеством, требующая повседневного решения большого количества вопросов. |
Наиболее эффективной концепцией является концепция КАНАРСПИ (Качество, Надежность, Ресурс сПервых Изделий), так как в ней содержатся все необходимые составляющие элементы качества продукции. Она позволяет обеспечивать изготовление безопасных и высококачественных изделий уже в процессе проектирования и технологической подготовки производства. Кроме того, система КАНАРСПИ применялась на многих предприятиях различныхотраслейпромышленности, в результате чего значительно сократились сроки доводки новыхизделийдо заданного уровнякачества, возросланадежность, увеличился ресурсизделий
Безопасность продукции (для человека, имущества, окружающей среды) является составляющей ее качества, а также важнейшим показателем качества продукции. Показатели безопасности продукции включают в себя группы экологических показателей, а также группы показателей безопасности труда, характеризующих безопасность и сохранение здоровья человека при использовании данной продукции.
Выполнение количественных требований показателей безопасности нормируется национальными законодательными актами и другими нормативно-техническими документами. Их выполнение является обязательным и проверяется при сертификации продукции. Если продукция не соответствует установленным требованиям или же не прошла сертификацию, то она не допускается на потребительский рынок.
Степень безопасности продукции, соответствующая уровню социально-экономического развития страны, регулируется и гарантируется государством, использующим для этой цели экономические и административные меры воздействия.
Эффективные управленческие решения по регулированию и развитию потребительского рынка должны основываться на производстве качественной продукции, безопасной для потребителя, поэтому важно создавать результативные системы управления качеством товара.
Управление качеством должно осуществляться системно, для этого на предприятии должна функционировать система управления качеством, представляющая собой организационную структуру, четко определяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством. Так как это в большей степени влияет на повышение качества продукции и в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
В Федеральном законе РФ № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» прописывается обязательное требование «в целях обеспечения их качества и безопасности разрабатывает и внедряет системы менеджмента качества в соответствии с требованиями нормативных документов» (статья 17, п. 1) [2]. Из чего следует, что изготовителю пищевой продукции вменяется в обязанность разработка, внедрение и поддержание системы менеджмента качества (СМК).
Основные требования к системе менеджмента качества прописаны в международном стандарте ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования». В области применения данного нормативного документа указана актуальность использования СМК, а именно: «демонстрация способности представлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей», а также «повышение степени удовлетворенности посредством эффективного применения систем менеджмента» [3].
Гастрономические практики выступают маркерами многих социальных процессов. И одно из ключевых мест здесь занимает общественное питание как своеобразный социальный индикатор рыночной экономики: смена традиционного семейного приема пищи культурой перекусов «на ходу», трансформацией гендерных ролей и ослаблением семейных связей [4, 5].
Развитие услуг общественного питания имеет положительную динамику. В этой связи Свердловская область не является исключением. Рост количества предприятий, оказывающих услуги общественного питания, для общедоступной сети составил 26 % и для открытой 38 % (по данным на конец 2014 года). Прирост количества посадочных мест на одну тысячу жителей с 46,9 до 58 мест, при нормируемом показателе согласно стратегическим планам развития услуг питания 52 места, подтверждает возрастание конкуренции в отрасли. В этой связи растет конкуренция на рынке услуг общественного питания, что подтверждает актуальность разработки и внедрения требований системы менеджмента качества в процесс оказания услуг общественного питания [6].
Для формирования эффективной системы менеджмента с точки зрения процессного подхода, система управления предприятиями общественного питания рассматривается как открытая, где постоянно проводят мониторинг и измерение степени удовлетворенности потребителей, определение потребительских предпочтений. Для реализации указанных требований были разработаны международные стандарты:
· ГОСТ Р ИСО 10001-2009 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по правилам поведения для организаций»;
· ГОСТ Р ИСО 10003-2009 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по урегулированию спорных вопросов вне организации.
В указанных стандартах ожидаемый эффект от внедрения обусловлен рядом факторов:
· доверием потребителей к предприятию;
· улучшением имиджа предприятия;
· реализация требований потребителей на всех процессах предприятия при соблюдении законодательных рамок и соответствующих норм.
Согласно СМК руководство предприятия обязано доводить до сведения сотрудников важность ориентации на потребителя. Иными словами, руководство обязано создавать условия с целью идентификации требований потребителей. По мнению ряда авторов, это предусматривает создание системы, в основе которой лежат следующие условия:
· разработка и производство продукции, учитывающей мнения целевого сегмента;
· взаимодействие с потребителями;
· совершенствование всех процессов, направленных на удовлетворение потребителей;
· сравнение потребительских характеристик товаров–субститутов и (или) товаров–конкурентов [7].
Если опираться на требования ГОСТ Р ИСО 10001-2009 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по правилам поведения для организаций», то удовлетворенность потребителя это «восприятие потребителем степени выполнения его требований» [8]. С точки процессного подхода, идеология которого лежит в основе СМК, разработка продукции должна начинаться с определения потребностей и выделения целевого сегмента рынка, а после реализации обязательно проведение мониторинга степени удовлетворенности потребителя. Международный опыт организации работ с потребителем в СМК предусматривает обязательное следование принципам, которые учитываются при разработке, внедрении и актуализации системы менеджмента качества в части ориентации на потребителя (таблица 1).
Таблица 1 – Руководящие принципы системы менеджмента качества, ориентированные на потребителя, согласно ГОСТ Р ИСО 10001-2009
Принципы | Описание требований |
Обязательство | Предприятие берет обязательства по принятию, интеграции и распространению правил и выполнению обещаний |
Возможность | Обеспечение ресурсами для создания правил поведения по удовлетворенности потребителей и для эффективного управления ими |
Видимость | Все заинтересованные стороны должны быть осведомлены о правилах поведения по удовлетворенности потребителей |
Доступность | Обеспечение доступности правил и вспомогательной информации, касающейся правил. Информация должна быть четкой, не допускающей двоякого толкования, подходящей для действующих и потенциальных потребителей |
Способность к реагированию | Характеризуется, как способность определять и прислушиваться к мнению заинтересованной стороны, а также определить финансовые и человеческие ресурсы, связанные с получением входных данных от заинтересованных сторон. |
Точность | Правила и вспомогательная информация должны быть точными, не вводящими в заблуждение, доступными для верификации и валидации. |
Отчетность | Предприятие обязано внедрять и поддерживать отчетность о действиях в отношении правил поведения по удовлетворенности потребителей |
Постоянные улучшения | Повышение эффективности и результативности правил поведения по удовлетворенности потребителей |
Представленные в таблице 1 принципы носят рекомендательный характер в отношении разработки, внедрения и актуализации правил по удовлетворенности потребителей.
Частным случаем удовлетворенности потребителей выступают принципы урегулирования спорных вопросов согласно ГОСТ Р ИСО 10003-2009 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по урегулированию спорных вопросов вне организации». В свете обстоятельств по рассмотрению жалоб и спорных вопросов дополнительно рекомендованы следующие принципы, представленные в таблице 2 [9].
Таблица 2 — Руководящие принципы удовлетворенности потребителей в части рекомендаций по урегулированию спорных вопросов вне организации, согласно ГОСТ Р ИСО 10003-2009
Принципы | Описание требований |
Беспристрастность | Отсутствие предубеждений и объективность при рассмотрении спорных вопросов. |
Компетентность | Предусматривает знание правовых норм касательно спорного вопроса, владение навыками оказания содействия, знание принципов непредвзятости. |
Своевременность | Установление ожидаемых временных рамок, которые предполагают гибкое регулирование в зависимости от сложности спорного вопроса, освещение хода урегулирования и информирование всех заинтересованных сторон. |
Прозрачность | Необходимая информация относительно спорного вопроса должна быть доступна всем заинтересованным сторонам |
Законность | Процедура урегулирования спорного вопроса должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством. |
Практика организации оценки удовлетворенности, выявления ожидания от продукции в предприятии традиционно является маркетинговой функцией управления. Реализация функции маркетинга для внедрения требований систем менеджмента качества на предприятиях питания позволяет решать следующие задачи: формирование постоянного круга посетителей, определение ценовой политики, увеличение объема продаж, стимулирование спроса потребителей, планирование работы предприятия, определение ассортиментной политики.
·. Стандартизация в системе управления качеством
· Сущность процессов стандартизации
Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация – нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документахтипа стандарта, инструкции, методики и требований к разработке продукции, т.е. это комплекс средств, устанавливающих соответствие стандартам.
Стандартизация является одним из важнейших элементов современного механизма управления качеством продукции (работ, услуг). По определению международной организации по стандартизации (ИСО), стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.
Стандарт – это нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс правил, норм, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарты представляются в виде документов, содержащих определенные требования, правила или нормы, обязательные к исполнению. Это также основные единицы измерения или физические константы (например, метр, вольт, ампер, абсолютный нуль по Кельвину и т.д.). К стандартам относятся все предметы для физического сравнения: государственные первичные эталоны единицы длинны, массы, силы и т.д.
Действующая система стандартизации позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии:
единый технический язык;
унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.);
типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);
систему классификаторов технико-экономической информации;
достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.
Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов, услуг, обеспечивая:
· безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
· безопасность хозяйственных субъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
· обороноспособность и мобилизационную готовность страны;
· техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;
· единство измерений;
· качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем науки, техники и технологии;
· экономию всех видов ресурсов.
Современная стандартизация базируется на следующих принципах: системность; повторяемость; вариантность; взаимозаменяемость.
Принцип системности определяет стандарт как элемент системы и обеспечивает создание систем стандартов, взаимосвязанных между собой сущностью конкретных объектов стандартизации. Системность – одно из требований к деятельности по стандартизации, предполагающим обеспечение взаимной согласованности, непротиворечивости, унификации и исключение дублирования требований стандартов.
Принцип повторяемости означает определение круга объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством – повторяемостью во времени или в пространстве.
Принцип вариантности в стандартизации означает создание рационального многообразия (обеспечение минимума рациональных разновидностей) стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект.
Принцип взаимозаменяемости предусматривает (применительно к технике) возможность сборки или замены одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных местах.
Основные требования к разработке фонда стандартов можно сформулировать следующим образом:
стандарты должны быть социально и экономически необходимыми;
стандарты должны иметь определенный круг пользователей и конкретность требований;
стандарты не должны дублировать друг друга;
стандарты должны отражать взаимосогласованные требования комплексности по всем стадиям жизненного цикла продукции (от разработки до утилизации), по всем уровням разукрупнения (от исходных материалов до конечной продукции), по всем аспектам обеспечения качества и уровням управления;
стандарты должны обладать стабильностью требований в течение определенного периода;
стандарты должны своевременно пересматриваться.
Основные закономерности процесса разработки стандартов определяют условия эффективной их реализации и тенденций развития:
1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготовляющих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу);
2. Системностъ стандартизации – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы, предполагает совместимость всех элементов этой сложной системы;
3. .Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления, поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам;
4. Эффективность стандартизации. Применение нормативной документации (НД) должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасной жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект;
5. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг), что достигается путем безусловного соответствия разработок требованиям стандартов, нормам законодательства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов;
6. Гармонизация предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле;
7. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД;
8. Соответсвие законодательству, а также нормам и правилам надзорных органов. При разработке стандартов и других НД необходимо обеспечивать их соответствие нормам законодательства, а также нормам и правилам органов, выполняющих функции государственного контроля;
9. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, поэтому стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество, включая требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость.
Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции:
1. Функция упорядочения – преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов), сводится к упрощению и ограничению;
2. Охранная (социальная функция) – обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации;
3. Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в НД обоснованных ограничений на расходование ресурсов;
4. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству;
5. Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющих качества жизни;
6. Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку, технику и др. сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами-эталонами продукции, каталогами продукции, каталогами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации;
7. Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта (или другого нормативного документа) и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы.
Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации. Основными задачами стандартизации являются:
1. обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);
2. установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
3. установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и т.д.), а также взаимозаменяемости продукции;
4. согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
5. унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных частей изделий;
6. установление метрологических норм, правил, положений и требований;
7. нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
8. установление требований к технологическим процессам в том числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспечения применения малоотходных технологий;
9. создание и внедрение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
10. нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.);
11. создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;
12. содействие реализации законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.
На этапе проектирования (или планирования) с помощью стандартизации осуществляется следующее:
1) устанавливаются требования к качеству готовой продукции на основе комплексной стандартизации качественных характеристик данной продукции, а также сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий с учетом инт