Человек — понятие родовое, выражающее общие черты, присущие всему биологическому виду высших млекопитающих Ьото 5ар1еп5.
Философские споры о человеке имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а человека определяют как биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, высшими психическими функциями, способное создавать орудия труда и пользоваться ими.
Биологическая природа составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств:
• прямая походка, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку;
• цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;
• взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;
• высокоорганизованный мозг и сложная нервная система, дающие возможность развития интеллекта;
• сложный механизм голосовых связок, способствующий развитию речи;
• длительная зависимость детей от родителей, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период социализации;
• устойчивость сексуального влечения (экзогамия), влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.
Человек, как и любое животное, зависит от определенных биологических потребностей. У него имеются пищевой, половой инстинкты и инстинкт самосохранения. Однако удовлетворение только биологических потребностей не обеспечивает полноценную жизнь и развитие человека. Так, если человек воспитывался в сообществе животных, то социальные качества у него не формируются. Фералъные люди — существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. У них отсутствуют сознание, речь, навыки социального поведения и другие важные факторы жизнедеятельности, которые формируются у человека только в обществе.
Социальная сущность человека определяет мотивы и стимулы деятельности, правила и нормы общественного поведения, ценности. Биологические потребности человека контролируются социальным началом, обусловливающим соблюдение нравственных норм.
Отличия человека от животного:
• мышление и речь, позволяющие координировать свои действия с действиями других людей и жить в обществе;
• сознательная целенаправленная деятельность (поведение животного подчинено инстинктам);
• способность изготавливать орудия труда (высокоорганизованные животные используют только естественные орудия);
• способность творчески преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые материальные и духовные блага и ценности (животное лишь приспосабливается к среде).
Антропосоциогенез — это процесс происхождения, становления и эволюции человека в контексте общественного развития, длившийся 3-3,5 млн. лет.
Согласно трудовой теории антропосоциогенеза (Ч. Дарвин, ' К. Маркс, Ф. Энгельс), на определенном этапе эволюции гоминид (человекообразных обезьян) возникли условия, послужившие предпосылками превращения животного в человека: сложная психическая деятельность, инстинктивные формы трудовой деятельности, стадная ''- жизнь. Использование орудий труда способствовало формированию '•'•' сознания, позволяющего осуществлять целенаправленную деятельность и тем самым способствовать выживанию членов сообщества. Для обо-
ком своего места в обществе. Процесс социализации личности связан с освоением социального поведения.
Социальное поведение — система поступков и действий в успешном взаимодействии с другими людьми. Такое поведение требует осознания личностью социального смысла (то есть значимости для людей) своих поступков.
Воспитание — это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта (воспитателя) с целью передачи, привития определенной системы представлений, понятий, норм, ценностей. Воспитание является частью общего процесса социализации, но при этом отличается от нее планомерностью.
Факторы социализации:
• агенты - это конкретные люди, которые способны обучать других культурным нормам: а) агенты первичной социализации — родители, родственники, друзья; б) агенты вторичной социализации — учителя, коллеги, руководители. По отношению к агентам личность является перципиентом — объектом воздействия;
• институты — общественные отношения и учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его (семья, школа, армия, церковь);
• каналы социализации — способы усвоения и передачи культурных норм (игра, обучение, воспитание, подражание).
Социализация включает в себя адаптацию — процесс привыкания и приспособления к новым условиям существования. Она может быть пассивной (восприятие человеком норм, ценностей и установок группы) и активной (стремление изменить, переосмыслить существующие формы социальных отношений).
Разновидность адаптации - конформизм - пассивное усвоение норм социального окружения при внутреннем неприятии их. Причинами конформного поведения могут быть зависимость от мнения группы, непроизвольное подражание, скромность.
Личность может стать субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.
Десоциализация — это утрата или сознательный отказ от усвоения ценностей, норм, образцов поведения, социальных ролей. Десоциализация может происходить в результате деформации или распада, деградации личности (под влиянием психического заболевания, тяжелой болезни, зависимости).
Ресоциализация — восстановление утраченных ценностей и социальных норм, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни.
Социализация личности включает в себя несколько этапов: детство, юность, зрелость, старость.
К особенностям подросткового возраста (12-15 лет) можно отнести следующие:
1) анатомо-физиологическая перестройка организма — для подростков этого возраста характерны изменение артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения, неуравновешенность. Это связано с активизацией гормонов роста и половых гормонов, которые вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие;
2) особенности социальной ситуации развития — подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью, в этот период происходит переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
3) общение со сверстниками становится ведущей деятельностью - происходит переориентация общения с родителей и учителей на сверстников;
4) конформизм (от лат. согиЪгтшз — подобный, сообразный) — склонность подростка к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей;
5) особенности учебной деятельности и познавательное развитие — развивается теоретическое мышление, творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере ведут к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой, в то же время многие подростки испытывают трудности в учебе;
6) отношение подростка к себе как к взрослому — стремление к самостоятельности, желание оградить определенные стороны своей жизни от вмешательства родителей, потребность в самоутверждении.