Биологическое и социальное в человеке




Человек понятие родовое, выражающее общие черты, присущие всему биологическому виду высших млекопитающих Ьото 5ар1еп5.

Философские споры о человеке имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двой­ной), а человека определяют как биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, высшими психическими функция­ми, способное создавать орудия труда и пользоваться ими.

Биологическая природа составляет ту основу, на которой происхо­дит формирование собственно человеческих качеств:

• прямая походка, позволяющая человеку шире охватывать взгля­дом окружающую обстановку;

• цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

• взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий ви­деть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;

• высокоорганизованный мозг и сложная нервная система, даю­щие возможность развития интеллекта;

• сложный механизм голосовых связок, способствующий разви­тию речи;

• длительная зависимость детей от родителей, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период социали­зации;

• устойчивость сексуального влечения (экзогамия), влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.

Человек, как и любое животное, зависит от определенных биологи­ческих потребностей. У него имеются пищевой, половой инстинкты и инстинкт самосохранения. Однако удовлетворение только биологиче­ских потребностей не обеспечивает полноценную жизнь и развитие че­ловека. Так, если человек воспитывался в сообществе животных, то со­циальные качества у него не формируются. Фералъные люди — существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. У них отсутствуют сознание, речь, навыки социального поведения и другие важные факторы жизнедеятельности, которые формируются у человека только в обществе.

Социальная сущность человека определяет мотивы и стимулы дея­тельности, правила и нормы общественного поведения, ценности. Биоло­гические потребности человека контролируются социальным началом, обусловливающим соблюдение нравственных норм.

Отличия человека от животного:

• мышление и речь, позволяющие координировать свои действия с действиями других людей и жить в обществе;

• сознательная целенаправленная деятельность (поведение живот­ного подчинено инстинктам);

• способность изготавливать орудия труда (высокоорганизованные животные используют только естественные орудия);

• способность творчески преобразовывать окружающую действи­тельность, создавать необходимые материальные и духовные блага и ценности (животное лишь приспосабливается к среде).

Антропосоциогенез это процесс происхождения, становления и эволюции человека в контексте общественного развития, длившийся 3-3,5 млн. лет.

Согласно трудовой теории антропосоциогенеза (Ч. Дарвин, ' К. Маркс, Ф. Энгельс), на определенном этапе эволюции гоминид (че­ловекообразных обезьян) возникли условия, послужившие предпосыл­ками превращения животного в человека: сложная психическая дея­тельность, инстинктивные формы трудовой деятельности, стадная ''- жизнь. Использование орудий труда способствовало формированию '•'•' сознания, позволяющего осуществлять целенаправленную деятельность и тем самым способствовать выживанию членов сообщества. Для обо-

ком своего места в обществе. Процесс социализации личности связан с освоением социального поведения.

Социальное поведение система поступков и действий в успешном взаимодействии с другими людьми. Такое поведение требует осознания личностью социального смысла (то есть значимости для людей) своих поступков.

Воспитание это процесс целенаправленного воздействия на чело­века со стороны субъекта (воспитателя) с целью передачи, привития определенной системы представлений, понятий, норм, ценностей. Вос­питание является частью общего процесса социализации, но при этом отличается от нее планомерностью.

Факторы социализации:

• агенты - это конкретные люди, которые способны обучать дру­гих культурным нормам: а) агенты первичной социализации — родители, родственники, друзья; б) агенты вторичной социализации — учителя, коллеги, руководители. По отношению к агентам личность является перципиентом — объектом воздействия;

• институты — общественные отношения и учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его (семья, школа, армия, церковь);

• каналы социализации — способы усвоения и передачи культур­ных норм (игра, обучение, воспитание, подражание).

Социализация включает в себя адаптацию процесс привыкания и приспособления к новым условиям существования. Она может быть пассивной (восприятие человеком норм, ценностей и установок группы) и активной (стремление изменить, переосмыслить существующие фор­мы социальных отношений).

Разновидность адаптации - конформизм - пассивное усвоение норм социального окружения при внутреннем неприятии их. Причинами конформного поведения могут быть зависимость от мнения группы, непроизвольное подражание, скромность.

Личность может стать субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.

Десоциализация это утрата или сознательный отказ от усвоения ценностей, норм, образцов поведения, социальных ролей. Десоциализа­ция может происходить в результате деформации или распада, деграда­ции личности (под влиянием психического заболевания, тяжелой болез­ни, зависимости).

Ресоциализация восстановление утраченных ценностей и соци­альных норм, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни.

Социализация личности включает в себя несколько этапов: детство, юность, зрелость, старость.

К особенностям подросткового возраста (12-15 лет) можно отнести следующие:

1) анатомо-физиологическая перестройка организма — для подро­стков этого возраста характерны изменение артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения, неуравновешенность. Это связано с активизацией гормонов роста и половых гормонов, кото­рые вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие;

2) особенности социальной ситуации развития подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взросло­стью, в этот период происходит переход от зависимого детства к само­стоятельной и ответственной взрослости;

3) общение со сверстниками становится ведущей деятельно­стью - происходит переориентация общения с родителей и учителей на сверстников;

4) конформизм (от лат. согиЪгтшз — подобный, сообразный) — склон­ность подростка к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей;

5) особенности учебной деятельности и познавательное разви­тие развивается теоретическое мышление, творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере ведут к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой, в то же время многие подростки испытывают трудности в учебе;

6) отношение подростка к себе как к взрослому стремление к самостоятельности, желание оградить определенные стороны своей жизни от вмешательства родителей, потребность в самоутверждении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: