На правах рукописи. Шуткова Елена Юрьевна




На правах рукописи

 

Шуткова Елена Юрьевна

 

Советские политические репрессии

В отношении несовершеннолетних

(1917-1953 гг.)

 

Специальность 07.00.02 – отечественная история

 

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание

Ученой степени

Кандидата исторических наук

 

 

Ижевск – 2003

 

 

Работа выполнена в Удмуртском государственном университете

Научный руководитель: кандидат исторических наук,

Профессор Т.Н. Ефремова

Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

Профессор С.А. Красильников

Кандидат исторических наук,

Доцент А.Б. Бучкин

Ведущее учреждение: Вятский государственный педагогический

Университет

Защита состоится “……..” ………….. 2003 г., в ……………… час. на заседании диссертационного совета Д 212 275 01 в Удмуртском государственном

Университете по адресу: 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корпус II, аудитория 412.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

Удмуртского государственного университета

Автореферат разослан “……..” ………………… 2003 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

Кандидат исторических наук, доцент Г.Н. Журавлева


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Политические изменения в конце 1980-х гг. в СССР вызвали большой интерес к проблемам сталинизма, тоталитаризма, насилия в отечественной истории ХХ в., появились информационно-правовые возможности для исследования репрессивно-карательной деятельности советского государства. Однако история политических репрессий в отношении несовершеннолетних нуждается в специальном исследовании.

Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, принятая генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г. определяет: “жертвы” - это лица, которым индивидуально или коллективно был нанесен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, еще не представляющего собой нарушения национальных уголовных законов, но являющегося нарушением международно признанных норм, касающихся прав человека.1 В течение 10-ти лет проведения реабилитации на постсоветском пространстве огромная часть населения российского государства была лишена в полной мере признания их жертвами политических репрессий и полноценной реабилитации, хотя Статья 26 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливает, что все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона.2 В большей степени эта дискриминация относится к несовершеннолетним жертвам советского террора.

На протяжении десятилетия российское государство пыталось решить проблемы, связанные с несовершенствами законодательства РФ по реабилитации. В 2000 г. появилось законное основание отнести к реабилитированным гражданам не только лиц, которые, будучи детьми, находились вместе с родителями в ссылке, высылке, на спецпоселении, но и тех, кто остался без попечения репрессированных родителей и был лишен естественного права на опеку и попечение родителей, т.е. насильственно превращенных в сирот, лишенных жилья, помещенных в спецприемники и детдома, под надзор и контроль местных органов НКВД, ограниченных в правах, свободах. В результате своеобразного законодательного переворота, совершившегося в РФ в 2000 г. в области реабилитации жертв советского террора, а также применения положений международного права к советско-российскому правовому полю, меняется, расширяется восприятие сущности репрессий в отношении детей, подростков, молодежи.

До сих пор в РФ не ликвидировано неравенство в реабилитации различных категорий несовершеннолетних жертв репрессий. Так, в реабилитации статус детей, родители которых были раскулачены, но никуда с места постоянного проживания не высылались, законодательно не определен.3 Нет реальных оснований для реабилитации лиц, которые стали жертвами правящего режима в период т.н. “красного террора” (годы гражданской войны). Существуют тысячи свидетельств, исторических документов о том, что на протяжении нескольких десятилетий представители советской власти под предлогом политической борьбы с “врагами народа”, “антисоветчиной”, “контрреволюцией” совершали в отношении несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих маленьких детей, насильственные действия в соответствии с существующими тогда законами. Эти действия принято называть “политическими репрессиями”. В соответствии с формулировкой Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий” (1991 г.)4 под определение “политические репрессии” можно отнести любой антигуманный в современном международно-правовом понимании поступок представителей советской власти, однако юридических механизмов, реабилитирующих все категории жертв репрессий, в РФ не существует. По сообщению Комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий общее количество жертв террора еще не установлено. Во многих учебниках, по данным Комиссии, тема репрессий либо вообще отсутствует, либо информация подается односторонне, и террор связывается со сталинским стремлением к единоличной власти.

Наличие неопределенностей (неоднозначность формулировок) в советском и современном российском законодательстве по вопросам репрессий и реабилитации жертв политических репрессий несовершеннолетнего возраста, “отсутствие государственной и государственно-общественной программы увековечивания жертв” геноцида советской власти5 ослабляет понимание в целом исторических процессов России ХХ в. и репрессий, в частности. Долгое время проблема репрессий в отношении несовершеннолетних, детей и членов семей “врагов народа”, “кулаков”, “изменников Родине” не обсуждалась в обществе, а многие жертвы трагедии до сих предпочитают не рассказывать о своей жизни даже родным. Культивируемая советским режимом идеология т.н. “счастливого детства” наложила отпечаток на сознание посттоталитарного общества и сегодня мешает адекватному восприятию геноцида, развернутого в Советской России и СССР в отношении детей, подростков, молодежи. В результате вышеперечисленных обстоятельств, а также в результате трудностей в процессе рассекречивания архивных источников по истории государственного террора, несовершеннолетние жертвы советских политических репрессий наукой не выделись как самостоятельный объект изучения, монографических исследований по проблемам политического насилия по отношению к детям, подросткам, молодежи - нет. Таким образом, тема диссертационного исследования посвящена одним из наиболее трагичных, дискуссионных проблем истории России ХХ в., последствия которых распространились на все постсоветское общество.

Степень научной разработанности темы впервые была оценена автором диссертации. Историография темы диссертации содержит, в большей степени, работы описательного характера, чем теоретические. Сегодня в историографии истории России ХХ в. существует много фундаментальных работ отечественных и зарубежных исследователей, изучающих историю советской власти, государственного террора, сталинизма, политических репрессий, принудительного труда, тоталитаризма в целом. Однако проблематика темы диссертации не нашла своего конкретного отражения в специальной историко-научной работе, монографии. Определенный вклад в изучение отдельных проблем темы диссертации сделали Г.М.Иванова, В.Д.Ермаков, Н.Н.Крюкова, А.Ю.Горчева и другие ученые, исследова некоторые законодательные основы репрессий в отношении несовершеннолетних, работу карательно-репрессивных институтов с родственниками и членами семей “изменников Родине”, “врагов народа”, с сиротами, бродягами, беспризорниками и малолетними преступниками.5

Составители сборника “Дети ГУЛАГа. 1918-1956” (М., 2002) “ставили перед собой задачу возможно полно и всесторонне, в пределах хронологических рамок…, на основе тематического подбора документов отобразить судьбы миллионов детей, превращенных, вопреки утверждениям советской пропаганды, в изгоев общества”. В результате, документы были сгруппированы по главам, которые, по мнению составителей сборника, соответствуют “основным вехам в истории сталинского ГУЛАГа, его филиалов для несовершеннолетних”.6 Следовательно, в этом издании ученые представляют один из первых вариантов периодизации государственного террора в отношении несовершеннолетних (1918-1936 гг., 1937-1941 гг., период Великой Отечественной войны, 1946-1956 гг.), но они не ставят целью своей работы обоснование выделенных ими этапов, анализ источников.

М.Саламатова, Д.Б.Павлов, О.В.Хлевнюк, изучили социально-правовые проблемы т.н. “лишенцев”, часть из которых – несовершеннолетние. Исследование феномена “лишенства” имеет большое значение: во-первых, он включал несколько миллионов людей различных классов, национальностей, возрастов, вероисповеданий, во-вторых, статус бывшего “лишенца” сложно определить в процессе современной реабилитации жертв политических репрессий. Присоединяемся к мнению этих и других исследователей, которые считают, что практиковавшееся массовое лишение прав и свобод в СССР разрушало институт семьи.7

И.Заславский, С.А.Красильников, С.Г.Эбеджанс, М.Я.Важнов, В.Кожин, П.Полян и другие исследовали масштабы, специфику детского принудительного труда в СССР, демографическую характеристику советской пенитенциарной системы.8 Ученые справедливо отмечают значение экономических интересов государства в создании ГУЛАГа.

Социальный аспект репрессий в отношении несовершеннолетних представлен комплексом исследовательских проблем из области исторической, юридической, педагогической науки. С.В.Журавлев, А.К.Соколов проанализировали влияние массового поиска “врагов народа” на общественную обстановку, влияние атмосферы страха перед государственным террором на социум несовершеннолетних, на взаимоотношения детей, подростков, молодежи между собой, с учителями в 1930-х гг.9 В.А.Семка, Г.Г.Герасимова, А.Ю.Горчева, Н.В.Рябинина, А.Ю.Рожков исследовалипроблемы профилактики сиротства, бродяжничества, беспризорничества и следствие этих явлений - малолетнюю преступность. Представляются особо важными для нашей темы результаты исследований этих ученых, однако место и роль репрессивно-карательных органов в решении данных социальных проблем в период с 1917 по 1950-е гг. определены недостаточно. 10 Н.Н.Карамашева, Г.И.Александрова, М.Д.Ковригина, М.Р.Зезина, В.А.Перчиков, Т.М.Рыбакова, Л.И.Рогачева, И.В.Горбулина, анализируясоциальную политику советского государства в 1941-1945 гг., сосредоточили свое внимание на положительных результатах, успехах репрессивно-карательных органов в работе с несовершеннолетними, которым удалось остановить рост численности сирот, безнадзорников, малолетних преступников.11 Этот вывод важен для объективной оценки деятельности репрессивно-карательных институтов.

А.Ю.Горчева исследовала прессу, печатную продукцию, которая распространялась в местах лишения свободы несовершеннолетних и была средством политико-идеологического воспитания населения колоний и лагерей НКВД-МВД.“До недавнего времени лагерная печать была скрыта от глаз исследователей. Даже профессионалы, работавшие в журналистике десятки лет, - пишет А.Ю. Горчева, - ничего не слышали о ней. Средство идеологической обработки масс, она стала элементом репрессивного аппарата. Таких изданий мы нашли 500, и большая часть из них открыта совсем недавно. Есть и небольшое количество изданий – их чуть больше тридцати, - адресованных так называемым малолетним преступникам”.12

Г.В.Мерзлякова, Е.Ю.Аксенова, Э.А.Васильченко, И.В.Горбулина изучили место и роль советской женщины в экономике, семье, обществе. Представители науки поднимают политические, социально-экономические проблемы истории России ХХ в. и приходят к выводу, что отношение советского режима к женщине определялось интересом ее участия в трудовом процессе.13Результаты этих ученых помогают сделать вывод, что стремление государства использовать женский труд и на свободе, и в ГУЛАГе имело целый комплекс последствий: вовлечение родителями в места полного и частичного лишения свободы детей, рождение детей в ГУЛАГе, проблемы во взаимоотношениях детей и родителей после их разлучения репрессивно-карательными органами, разрушение института семьи. Вышеперечисленные аспекты репрессий наукой не изучены.

Вопросы рождаемости в ГУЛАГе были в центре внимания в работах ученых по истории репрессий в целом или по отдельным проблемам, не связанным напрямую с темой материнства и детства, в исследованиях по истории репрессий в отношении женщин, социальной политики в отдельные периоды советского государства, например, в период Великой Отечественной войны.14 В.Н.Земсков, В.Попов, А.Дугин, Л.И.Гинцберг Б.А.Нахапетов исследовали статистические проблемы – численность женщин, беременных, новорожденных детей, соотношение рождаемости и смертности, причины смертности среди детей в ГУЛАГе, морально-психологическая обстановка в связи с беременностью, родами репрессированных, отношение работников мест полного и частичного лишения свободы к женщинам, беременным, новорожденным детям. Вокруг публикаций, содержащих статистические данные, ведутся дискуссии15, а информация по этим вопросам носит чаще описательный характер. Следует отметить, что исторической, педагогической, юридической наукой изучается социальная политика по охране материнства, младенчества и детства в ХХ в. Несмотря на динамичное развитие в современной России, как и за рубежом, социальной истории, исследование гендерных проблем, семьи и “женского вопроса”16, тема охраны материнства и детства нуждается в дальнейшем изучении. Необходимо определить и найти место истории репрессий в отношении детей, подростков, молодежи, женщин, в целом, в российской социальной истории ХХ в.

Деятельность фонда “Помощь политическим заключенным” (пер.пол. ХХ в.), в частности, помощь репрессированным матерям, оказавшимся в разлуке со своими детьми, содействие детям осужденных, поддержка родственников, ищущих своих близких, пропавших без вести после арестов НКВД – комплекс проблем, которые были изучены А.Ю.Горчевой в монографии “Списки Е.П. Пешковой”. Уникальность и значимость данной работы для нашего исследования заключается в том, что этот фонд, поддерживаемый Ф.Э. Дзержинским на начальном этапе его функционирования, – единственная организация, помощь которой страдающим от моральных и физических издевательств, голода, лишений из-за проводимых советской властью репрессий распространилась в 1920-1930-е гг. на тысячи людей.17

История инакомыслия и сопротивления тоталитарному режиму – самостоятельное, активно разрабатываемое направление в науке 1990-х гг.18 Часть жертв террора 1937-1938 гг. составили те, “кто отказался верить, - пишет О.В. Хлевнюк, - в виновность объявленных НКВД “врагами народа” коллег, родных, близких, пытался помочь пострадавшим и, в меру своих сил, остановить произвол. Такие люди существовали на всех этажах общественного здания”.19 При всей изученности данного направления имеются области науки, нуждающиеся в дальнейшем исследовании, например, помощь, оказываемая репрессированным, восстановление законности в тоталитарном обществе, инициатива представителей различных государственных структур, работников и заключенных советской пенитенциарной системы в деле профилактики заболеваемости и смертности среди несовершеннолетних узников ГУЛАГа. Поддерживая позицию С.В.Журавлева, А.К.Соколова, В.В.Никулина, В.И.Исаева, необходимо подчеркнуть, что антисоциалистическое, антисоветское поведение детей, подростков, молодежи – это результат, в том числе, широко практиковавшейся политики по разоблачению “врагов народа”.20 Разделяем мнение ученых о том, что часть несовершеннолетних, молодежных неофициальных организаций выступала только против отдельных направлений политики правящего режима, например, коллективизации, незаконных политических обвинений. Сегодня отсутствует комплексное изучение данной проблемы. Несмотря на то, что “существовали значительные слои, занимавшие нейтральные или даже враждебные режиму позиции”21, в историографии роль и развитие молодежи традиционно показывались через изучение комсомола и пионерской организации.

Большой вклад в изучение истории репрессий в отношении “инакомыслящей” интеллигенции Удмуртии, среди которых были студенты учебных заведений, сделали К.И.Куликов, Н.С.Кузнецов, С.Л.Бехтерев, С.Сажин, Т.В.Мерзлякова, Р.Ф.Мартынова.22 Присоединяемся к мнению К.И.Куликова о том, что анализ и учет опыта борьбы с оппозицией “может оказаться исключительно полезным в новых условиях многопартийной системы в нашей стране”.23 Историю семей репрессированных интеллигентов ученые Удмуртии исследовали крайне мало. Отсутствуют работы, в которых целью является определение влияния репрессий на судьбы семей удмуртской интеллигенции, их последствия.

Несмотря на то, что наукой сделан определенный вклад в изучение государственного террора, применяемого к детям, подросткам, молодежи в период с 1917 по 1953 гг., существует ряд областей, которые ранее не изучались.

Целью исследования диссертации является изучение репрессивной деятельности советской власти в отношении несовершеннолетних. Достижение поставленной цели предполагает решение исследовательских задач: определение сущности, анализ эволюции репрессий в отношении несовершеннолетних; изучение политических, законодательных, социальных, экономических аспектов репрессий в отношении несовершеннолетних. В связи с тем, что в диссертации впервые рассматриваются комплексно репрессии в отношении несовершеннолетних, то в число исследовательских задач входят те, которые ранее в науке не изучались либо нуждаются в дальнейшем анализе: 1) определение периодизации репрессий в отношении несовершеннолетних, их классификация; 2) анализ законодательной базы репрессий в отношении несовершеннолетних; установление взаимосвязи между изменением возрастных пределов несовершеннолетия и государственной меры принуждения на различных этапах истории, взаимозависимости между политическими событиями в Советской России, СССР и репрессиями в отношении несовершеннолетних, между государственными мерами принуждения детей, подростков, молодежи и политико-экономическими целями правящего режима в период с 1917 по 1953 гг.; 3) составление социального портрета несовершеннолетних жертв репрессий; 4) сравнительный анализ социальной политики в области профилактики детской беспризорности, безнадзорности, сиротства, малолетней преступности на разных этапах репрессий в отношении несовершеннолетних; определение влияния функционирования карательно-репрессивных органов на рост численности сирот, беспризорников, бродяг, малолетних преступников несовершеннолетнего возраста; 5) изучение материнства и детства в контексте репрессий; 6) анализ реакции советского общества, в т.ч. представителей различных государственных структур, на репрессии в отношении несовершеннолетних; 7) исследование гражданской инициативы противодействия политическому террору, поддержка, оказываемая репрессированным, их детям и родственникам отдельными лицами и организациями; 8) определение сути, места и роли т.н. “антисоветского”, “антисоциалистического”, “контрреволюционного” поведения детей, подростков, молодежи; 9) анализ социально-психологической атмосферы, бытовых условий жизни несовершеннолетних внутри репрессивно-карательно-пенитенциарной системы.

Объектом исследования являются несовершеннолетние - граждане Советской России и СССР, которые в разной степени пострадали от репрессий в период с 1917 по 1953 гг.

К приоритетным предметам исследования относятся: законодательная база репрессий, условия жизни несовершеннолетних в местах полного или частичного лишения свободы, в детдомах для детей “врагов народа” или у родственников после ареста своих родителей, материнство и детство в контексте репрессий, реакция советского общества на террор и политическое насилие в отношении несовершеннолетних.

Территориальные рамки исследования включают Советскую Россию, СССР. К исследованию был привлечен документальный материал регионального характера для более полного раскрытия сути репрессий в отношении несовершеннолетних, однако история репрессий в Удмуртии – тема специального исследования.

Хронологические рамки исследованияохватывают период с октября 1917 по март 1953 гг. С приходом большевиков к власти начинается организация новой системы управления страной, в которой насилие - один из главных методов в политике, применяемый ко всему населению страны. С 1917 г. стали складываться основные механизмы репрессий в отношении детей, подростков, молодежи, которые развивались и действовали до 1953 г.

Теоретико-методологические принципы и методы исследования составляют большой инструментарий. Автор руководствовался критериями объективности, соответствия истине, что является особо важным, т.к. тема затрагивает одну из самых кровавых трагедий в истории российского народа. Использовалось диалектическое понимание процесса исторического развития, признание причинно-следственной обусловленности, закономерностей событий и явлений, признавалась роль субъективного фактора в истории и другое. Тема диссертации – многоаспектная, следовательно, к ее изучению был привлечен многофакторный подход к описанию и оценке событий и явлений. Применялась концепция тоталитаризма как методологического подхода к истории России ХХ в., т.к. современное законодательство РФ режим советской власти обозначает как тоталитарный. Использовались также общенаучные методы (анализ, синтез, сопоставление, обобщение, количественный метод), специально исторические методы (хронологический, исторический метод классификации, исторических параллелей (сравнительно-исторический), проблемно-хронологический подход), методы, применяемые в юриспруденции, социологии, психологии и др., также междисциплинарный и мультидисциплинарный подход.

В источниковую базу исследования включены: во-первых, опубликованные и архивные источники; во-вторых, источники, которые могут быть поделены на законодательно-нормативные документы, материалы официального делопроизводства и статистики, справочные издания, периодическая печать, воспоминания и мемуары, историко-публицистическая и художественная литература.

В диссертации были использованы сборники опубликованных документов советской власти, содержащие законы, декреты, постановления, распоряжения, приказы партийно-государственных органов и репрессивно-карательных институтов.24 В них отражаются политические курсы правящего режима, механизмы борьбы советской власти с политическими противниками, регулирование репрессивно-карательных процессов в стране, способы решения социальных проблем несовершеннолетних. Сборники документов по реабилитации помогли в составлении объективной оценки советских политических репрессий. Опубликованные законодательные, нормативные, директивные документы по репрессиям в виде отдельных сборников дают возможность сформулировать сущность репрессивной политики по отношению к несовершеннолетним, проследить механизм ее реализации. Эволюция законодательной основы репрессий в отношении несовершеннолетних отражает изменения общеполитической ситуации в Советской России, СССР и связана со стратегическими и текущими политическими и экономическими целями власти, изложенными в законах, нормативных актах. Особой информационной ценностью обладают материалы трех сборников документов, материалы которых были привлечены в большей степени: “Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий в 2-х частях”, изданный Генеральной прокуратурой России в 1999 г., “ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960” (М., 2000), “Дети ГУЛАГа. 1918-1956” (М., 2002). Три указанных сборника, дополняя друг друга, составляют основу источниковой базы диссертации.

Опубликованные законодательные документы, материалы официального делопроизводства и уголовной статистики (демографической и производственной) в рамках исследовательских работ по истории советских репрессий являются важными источниками для нашего исследования. С.А.Красильников, В.В.Цаплин, В.Н.Земсков, В.Попов, А.Дугин и другие ввели в научный оборот большой объем архивных источников, отражающих становление и развитие системы принудительного труда в СССР, масштабы репрессий.25

Особенно важны для диссертации опубликованные в печати26 первых годов советской власти постановления, декреты и распоряжения законодательных и исполнительных органов. На протяжении 1920-1980-х гг. тема репрессий в отношении несовершеннолетних в средствах массовой информации не упоминались. Во вт.пол. 1980-х гг. советский тоталитаризм стал предметом обсуждений общественности, которые развернулись на страницах газет и журналов. Например, дискуссировались вопросы сталинизма, массовых репрессий, деятельности антисталинских молодежных организаций, инакомыслия и борьбы советского режима с оппозицией.27 Во вт.пол. 1980-х – нач. ХХI вв. в периодической печати редко встречается информация о проблемах детей, пострадавших от деятельности НКВД-МВД.28 На страницах газет и журналов не часто обсуждаются законодательные аспекты репрессий в отношении несовершеннолетних.29 Вместе с тем, периодическая печать является одним их первых средств распространения сведений по проблемам геноцида детей, подростков, молодежи в период государственного террора.30

Специфика темы исследования предопределяет необходимость использования публицистики, воспоминаний и художественной литературы, т.к. произведения именно этих жанров в СССР и постсоветском обществе стали “пионерами” в освещении истории репрессий в отношении несовершеннолетних, семей “врагов народа”, раскулаченных и оппозиционеров.31 Одной из первых книг историко-публицистического направления, претендующая на формирование общественного мнения о репрессивно-карательной и пенитенциарной системе в СССР, стала книга А.И.Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ”. Главы “Малолетки” и “Женщины в лагере” в художественной форме освещают законодательную основу репрессий в отношении несовершеннолетних, работу репрессивно-карательных органов с сиротами, беспризорниками, малолетними преступниками, детский принудительный труд, вопросы борьбы советской власти с инакомыслием, “контрреволюционной” деятельностью детей и молодежи, условия жизни “малолеток” в местах лишения свободы, материнство и детство в системе ГУЛАГа.32 “Справочник по ГУЛАГу” (Лондон, 1987) Ж. Росси – это своеобразный опыт соединения свидетельств очевидца и усилий исследователя, стремящегося охватить явление ГУЛАГа в целом.33 “Справочник” Ж.Росси является историко-публицистическим произведением, т.к. не выдержан в научном стиле. Ценность “Справочника” заключается в том, что для нашего исследования он стал первым источником по истории репрессий в отношении несовершеннолетних. До опубликования сборников документов по репрессиям и реабилитации “Справочник” был исключительно редким источником, повествующим обо всех сторонах жизни несовершеннолетних в ГУЛАГе. Таким образом, работы историко-публицистического характера и художественных произведений являются своеобразной, многогранной информационной базой для диссертационного исследования.

В работе использовались воспоминания жертв репрессий, как несовершеннолетних, так и взрослых заключенных, также воспоминания несовершеннолетних, чьи родители были репрессированы как “враги народа”, и работников ГУЛАГа. Этот вид источника помогает проследить реализацию репрессивной политики в жизни людей, отдельной семьи, восполняет информационный пробел в таких аспектах, как условия жизни несовершеннолетних, взаимоотношения в местах лишения свободы, отношение советского общества к детям “врагов народа”, “раскулаченным”. Главная особенность воспоминаний – субъективность, что характерно для данного вида источника, но не все мемуары и воспоминания представляют собой только эмоциональное восприятие эпохи советского террора, многие работы этого жанра имеют тенденции исследования. Этот вид источника в определенной степени конкретизирует, помогает пониманию трагического прошлого нашего Отечества. В постсовестком обществе издано достаточное количество воспоминаний жертв политических репрессий, в т.ч. сборник очерков и воспоминаний “Клейменые судьбы” (Ижевск, 1999.), который знакомит читателей с историей репрессий в отношении несовершеннолетних на материале Удмуртской Республики.

Художественная повесть А. Жигулина “Черные камни” рассказывает о “Коммунистической Партии Молодежи”, которая представляла собой молодежную антисталинскую оппозиционную организацию послевоенного времени. “Дети Арбата” А.Рыбакова – художественное произведение о судьбах подростков и молодежи в период террора. Эти работы правдиво отражают трагедию молодого поколения в годы репрессий.

Справочники, энциклопедические словари, библиографические указатели, используемые в диссертации, способствовали уточнению общих и частных вопросов, связанных с темой исследования.34

Архивные источники извлечены из различных архивохранилищ страны. В фондах Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ) сосредоточено большое количество документов, которые помогли в изучении законодательных, социально-экономических аспектов репрессий в отношении несовершеннолетних. Актуальным для нашего исследования представляется фонд Р-1235 “Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов”, в котором содержатся документы Народного комиссариата социального обеспечения, постановления, декреты Совнаркома о создании деятельности Комитета по всеобщей трудовой повинности, о трудовых армиях, колониях, в которых в принудительном порядке работали подростки и молодежь.

Из фонда Р-5207 “Комиссия по улучшению жизней детей при ВЦИК” были взяты постановления, приказы, распоряжения, декреты, инструкции, циркуляры партийных и государственных органов, делопроизводственная документация по профилактике детской беспризорности, сиротства, бродяжничества, малолетней преступности, переписка Деткомиссии при ВЦИК с НКВД, с отделами народного образования Вотского облисполкома, с заграничными организациями, оказывавшими помощь асоциальным несовершеннолетним в 1920-е гг. Полезными для нашего исследования являются сведения о советских организациях и отдельных государственных деятелях, работниках культуры, науки, политических заключенных, занимавшихся проблемами детей, о трудколониях для несовершеннолетних и детдомах, труддомах для малолетних преступников.

Фонд Р-8415 “Антонов-Овсеенко Владимир Александрович” был полезен для нашего исследования в связи с тем, что в нем имеются материалы по борьбе большевиков с контрреволюцией на Юге России, Восточном фронте в 1917-1919 гг., главным образом, о “красном терроре” в отношении несовершеннолетних, беременных женщин, женщин с детьми, которые содержались в качестве заложников у советской власти, о трудовой повинности лиц 14-18-ти лет.

Информация о решениях центральных органов государственной власти СССР по вопросам создания и функционирования пенитенциарной системы, ее производственной деятельности содержатся в фонде Р-9401 “Приказы НКВД несекретные, секретные и совершенно секретные. Циркуляры НКВД секретные и совершенно секретные”.

Из фонда Р-9414 “Главное управление мест заключения МВД СССР. 1930-1960.”, представляющего особую ценность для диссертации, были использованы циркуляры, директивы, отчеты по вопросам медицинского и санитарного обслуживания заключенных несовершеннолетнего возраста, о профилактике заболеваемости среди несовершеннолетних заключенных ГУЛАГа, детей, находившихся в “домах младенцев”, при заключенных матерях, сводные статистические данные о рождаемости и смертности среди несовершеннолетних. Большую значимость для диссертации представляют: переписка, отчеты различных уровней власти по вопросам улучшения условий материнства и детства в системе ГУЛАГа, приказы начальника ГУЛАГа по основной деятельности. Помимо директивно-распорядительных документов, были использованы контрольно-ревизионные, отчетно-статистические документы, некоторые материалы по пенитенциарной системе Удмуртии. Многие из этих документов используются наукой впервые.

Документальные источники Центрального Государственного Архива Удмуртской Республики (ЦГАУР) по теме диссертационного исследования, сосредоточены, главным образом, в фондах: “Отдел Народного Образования Исполнительного Комитета Ижевского городского Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов” (Ф. Р-180), “Отдел Народного Образования Исполнительного Комитета Ижевского уездного Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов” (Ф. Р-181), “Исполнительный Комитет Совета Рабочих Крестьянских и Красноармейских Депутатов Удмуртской Автономной Области” (Ф. Р-195), “Зуринский Районный Совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов и его исполнителей” (Ф. Р-430), “Исполнительный Комитет Ижевского районного Совета депутатов трудящихся” (Ф. Р-431). Так, фонды Р-180 и Р-181 содержат информацию по истории социальной политики советской власти с октября 1917 г. по 1930-е гг. В фонде Р-195, Р-430, Р-431 имеются полезные для диссертации материалы по истории коллективизации и раскулачивания, борьбе с беспризорниками, документы о детских домах и исправительных учреждениях для несовершеннолетних.

Из Центра документации новейшей истории Удмуртской Республики (ЦДНИУР) были использованы документы фонда 16 “Удмуртский республиканский комитет Коммунистической Партии РСФСР г. Ижевск”, фонда 54 “Ижевский городской комитет Коммунистической Партии РСФСР”, фонда 128 “Удмуртская республиканская общественная благотворительная организация пенсионеров и инвалидов “Удмуртской республиканской ассоциации жертв незаконных политических репрессий”. В этих фондах содержатся документы официального делопроизводства, которые раскрывают механизм борьбы советской власти с “классово-чуждыми элементами”, “троцкистами”, контрреволюционерами из числа студентов и учащейся молодежи Удмуртии в 1930-е гг., статистика, например, списки т.н. “классово-чуждых элементов”, сведения о процессе преодоления последствий тоталитарного режима в Удмуртии.

Статистическая отчетность и переписка Отдела реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации Информационного Центра МВДУР (ОРЖПРАИИЦМВДУР)35 помогает в определении масштабов репрессий в отношении несовершеннолетних, влияния трагических событий на жизнь отдельных граждан, также позволяет сориентироваться в процессе реабилитации, изучение которого необходимо для объективного восстановления исторической реальности России 1917-1953 гг.

Группа Спецфондов36 ОРЖПРАИИЦМВДУР (Спецфонды ОРЖПРАИИЦМВДУР) содержит документальные материалы по истории спецпоселений, располагавшихся в Удмуртии в 1945-1956 гг. В исследовании были задействованы фонд 84 “Коллекция личных учетных дел для спецпоселенцев (лиц немецкой национальности), находившихся на спецпоселении на территории Удмуртской АССР”, фонд 60 “Четвертое спецотделение МВД Удмуртской АССР (Ижевск)”. Информационная ценно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: