Точность вступления с неполной доли в большой сте-пени зависит от движения отдачи после удара. Сильный толчок неполного ауфтакта может вызвать ускоренную
1 Римский-Корсаков, «Шехеразада», III ч.; Чайковский, Третья сюита, I ч.; вальс из его Струнной серенады.
отдачу — быстрое, непроизвольное движение, как бы отдергивающее руку. Это легче всего заметить при подаче вступлений, выполняемых прямыми движениями, направленными в стороны или вниз. В них рука после удара, как правило, отскакивает в обратном направлении.
При показе вступлений к затактовой доле, жестом вверх, отдергивание невозможно: здесь не возникает точки перелома движения и оно после толчка продолжается в том же направлении.
При показе вступлений к неполной доле, имеющих ха-рактер короткого предъема к единичному аккорду, уско-ренная отдача не оказывает особенного влияния на точность вступления, так как она (с последующей остановкой в конце ее) воспринимается как обращенный задержанный ауфтакт перед полной долей. Этот жест может иметь выразительное значение, как средство маркирования обоих звуков.
Резкость и ускоренность отдачи оказывает отрицательное действие в случаях, когда с неполной доли начинается широкая мелодическая фраза и когда первая же полная доля, следуемая за ней, содержит несколько звуков. 1 Чрезмерное ускорение отдачи может вызвать сокращение временной длительности как неполной, так и следуемой за ней полной доли и повлиять на исполнителей, заставив их несколько ускорить темп внутридольного движения. Это относится в основном к энергичным вступлениям, требующим сильного удара. Однако толчок неполного ауфтакта из-за убыстренности отдачи может создать не-которую торопливость и во вступлениях со слабой динамикой.
Но есть и другое, тесно связанное с первым обстоятель-ство, порождающее аналогичные погрешности. Мы имеем в виду прямолинейность движения неполного ауфтакта. При прямом движении, направленном в сторону, отдача, от-ражаясь в обратном направлении, обычно бывает лишена округлого перехода. Тем самым она сокращает протяжен-ность ауфтактового движения к следующей доле. Оно ока-зывается вынужденно укороченным, что и создает предпо-сылки к торопливости вступления. Чтобы предотвратить указанные ошибки, самое важное — избежать конвульсив-ности движения отдачи. После толчка, определившего на-чало неполной доли, необходимо освободить руку и дать ей возможность продолжить начатое движение, не останавли-
|
1 Римский-Корсаков, «Царская невеста», лейтмотив Грязного; Чайковский, Концерт для фортепиано, вступление
вая его в конце отдачи. Тогда рука широким округлым дви-жением (а не резкими толчками) перейдет к следующей доле.
Для того, чтобы отдача не была чрезмерно ускорена, важно также, чтобы и движение перед ударом неполного ауфтакта не было особенно стремительным, а строго соответствовало темпу музыки.
Ошибки при показе неполной доли
Освоение неполного ауфтакта сопряжено с некоторыми трудностями, вызываемыми особенностями звукоизвлече-ния, свойственными этому приему. В полном ауфтакте момент удара, определяющего начало доли, всегда совпадает с возникновением звука. Звуковое и двигательное ощущения тесно связываются друг с другом; у дирижера создается представление, что звук возникает как бы от удара руки. В неполном ауфтакте подобное ощущение невозможно, поскольку звук начинается после удара, что в известной степени лишает его определенности, свойственной полному ауфтакту. Отсутствие ощущения соприкосновения со звуком часто вызывает у дирижера чувство неуверенности. Бывают случаи, когда в ожидании звука он непроизвольно останавливает руку в конце замаха и не решается опустить. Такая остановка способна вызвать среди исполнителей лишь недоумение, замешательство. Так, ожидая продолжения жеста, они будут дезориентированы, вступление окажется либо запоздалым, либо недостаточно уверенным, четким.
Еще более плачевный результат получается, когда дирижер комкает ауфтакт несоответствующим замаху ускоренным движением вниз (к полной доле). Исполнители не успевают должным образом воспринимать ауфтакт, поскольку по темпу замаха удар (совпадающий с полной долей) ожидался ими позже.
Можно упомянуть еще об одной ошибке, часто встречающейся при показе затакта неполной доли. Суть ее в следующем: дирижер, неуверенный в эффективности действия неполного ауфтакта, иногда пытается «подцепить» затактовую долю дополнительным движением. (Указанный случай не надо смешивать со сходным приемом дублирования долей при дирижировании на 8 и 2 в медленном темпе, а также с дублированным (рикошетным) ударом, подчерки-вающим затактовый звук.) Такая помощь только вредит исполнению.
Таким образом, скорость неполного ауфтакта должна точно соответствовать темпу музыки. При самом остром акцентированном ударе дирижер должен тщательно сле-дить, чтобы движение ауфтакта не было ускоренным.
|