Социально-гуманитарный факультет
Кафедра специального дефектологического образования
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по учебной дисциплине
«Современные аспекты отечественной и зарубежной дефектологии»
для студентов всех форм обучения направления подготовки
44.03.03 Специальное(дефектологическое)образование
Образовательного уровня: бакалавр
Донецк – 2017 год
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра специального дефектологического образования
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по учебной дисциплине
«Современные аспекты отечественной и зарубежной дефектологии»
для студентов всех форм обучения направления подготовки
44.03.03 Специальное(дефектологическое)образование
Образовательного уровня: бакалавр
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
специального
дефектологического образования
Протокол № ____
от «____»_____ 2017г.
Донецк – 2017 год
Конспект лекций по учебной дисциплине «Современные аспекты отечественной и зарубежной дефектологии» для студентов всех форм обучения направления подготовки 44.03.03 Специальное(дефектологическое)образованиеориентирован на формирование у студентов общих представлений осовременными тенденциях развития системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья за рубежом и в Донецкой Народной Республике, теоретических и прикладных аспектах специального и инклюзивного образования, особенностях педагогического взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях современных образовательных организаций.
Конспект лекций по учебной дисциплине рассмотрен на заседании кафедры специального дефектологического образования
Составитель:
Кузьмина В.А., ст. преподаватель кафедры специального дефектологического образования ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт».
Рецензент: зав. кафедрой специального дефектологического образования, к.психол.н. Е.О.Чечель.
© Донецкий педагогический институт, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Лекция 1. Методологические основы современной дефектологии. | |
Лекция 2. Исторические аспекты становления дефектологии как науки. | |
Лекция 3. Зарубежный опыт реализации права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. | |
Лекция 4. Актуальные тенденции взаимодействия дефектологической науки и практики на современном этапе развития образования. | |
Лекция а 5. Особенности функционирования системы специального образования в ДНР. | |
Лекция 6. Специальные образовательные организации в ДНР. | |
Лекция а 7. Взаимодействие специальных и инклюзивных образовательных организаций Донецкой Народной Республики. | |
Лекция 8. Модернизация системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья. | |
Лекция 9. Организация педагогического взаимодействия с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательного пространства. | |
Лекция а 10. Методы и приемы организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ различных нозологий. | |
Лекция 11. Современные педагогические технологии в условиях специального и инклюзивного образования детей с ОВЗ. | |
Лекция 12. Роль семьи в системе коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ. | |
Рекомендуемая литература |
Лекция 1. Методологические основы современной дефектологии.
План
1. Вступление к учебному курсу: программа, структура, цели и задачи.
Цель курса - подготовка студентов к работе в области дефектологии, осуществлению коррекционно-педагогического процесса в системе образования, здравоохранения и социального обеспечения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Основные задачи дисциплины:
- сформировать у студентов умение анализировать и сопоставлять достижения отечественной и зарубежной дефектологии, анализировать факторы и условия развития отечественной системы специального образования, ее структурные элементы и механизмы их взаимодействия;
- ознакомить студентов с современными тенденциями развития общества и динамическими изменениями системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья за рубежом и в Донецкой Народной Республике;
- рассмотреть основные законодательные акты по вопросам специального и инклюзивного образования, принципы формирования нормативно-правового обеспечения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, структуру и виды нормативных правовых актов, особенности их использования в образовательной практике специальных и инклюзивных образовательных организаций;
- систематизировать знания об особенностях педагогического общения с разными категориями детей с нарушениями психофизического развития, о построениях стратегии взаимодействия с родителями обучающихся и специалистами, о принципах командной работы;
- рассмотреть практический аспект адаптации и модификации образовательной среды при организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями, методик преподавания, использования современных методов и приемов в работе с детьми с ОВЗ;
- сформировать установку к позитивному эмоциональному принятию детей с особенностями развития, повысить уровень готовности будущих педагогов к осуществлению педагогической деятельности в условиях специального и инклюзивного образования.
2. Предмет и задачи дефектологии. Основные принципы и методы.
Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе. В задачу дефектологии входит выявление происхождения того или иного дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни ребенка. Одним из основных направлений развития современной дефектологии является единство педагогического процесса (воспитание, образование, обучение). Воспитание представляет собой воздействие одного человека на другого в целях становления личности. Образование основывается на человеческом опыте, научных и культурных ценностях. Обучение проходит под руководством подготовленного человека, который призван проводить воспитательный, образовательный и развивающий процессы в рамках дошкольного и школьного обучения.
В основу коррeкциoнно-педагогической деятельности положены специальные педагогические принципы.
1) принцип целенаправленности педагогического процесса;
2) принцип целостности и системности педагогического процесса;
3) принцип гуманистической направленности педагогического процесса;
4) принцип уважения к личности ребенка, в основе которого — разумная требовательность к нему;
5) принцип опоры на положительное в человеке;
6) принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе;
7) принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.
Кроме вышеуказанных педагогических принципов, в основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные принципы:
1) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
2) принцип единства диагностики и коррекции;
3) принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
4) деятельностный принцип коррекции;
5) принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;
6) принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
Также дефектология как наука призвана разрабатывaть различные методы и приемы, направленные на помощь детям с отклонениями в развитии.
3. Определение основных понятий: «дефектология», «коррекционная педагогика», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «специальное образование», «инклюзивное образование».
Дефектология (от лат.недостаток и греч. — слово, учение) относится к педагогическим наукам и изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания и обучения.
Предметом исследования дефектологии как отрасли научного познания являются дети с физическими и психическими недостатками и проблемы их обучения и воспитания.
Дефектология объединяет ряд самостоятельных отраслей:
- это сурдопедагогика, изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха;
- тифлопедагогика — вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения;
- олигофренопедагогика — вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей;
- логопедия — вопросы изучения и исправления недостатков речи.
Дефектология включает также специальную психологию, изучающую психологические особенности аномальных детей.
Коррекционная педагогика – это область специальных психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования и воспитания детей и подростков, имеющих нерезко-выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении.
Основной целью коррекционной педагогики является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.
Предметом коррекционной педагогики – служит процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся (42):
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Специальное образование — это процесс обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, осуществляемый в различных образовательных структурах и обеспечивающий общее образование, коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Оно осуществляется усилиями трех министерств: Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты.
Специальный образовательный процесс протекает в специальных образовательных условиях, которые, как отмечает Н.М Назарова, включают в себя: - наличие современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развиваюших); - учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции; - адекватную среду жизнедеятельности; - проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и психологическое сопровождение образовательною процесса специальными психологами; - предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.
Содержание специального образования — педагогически адаптированная система умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие ребенка с особыми образовательными потребности. Содержание специального образования обусловлено спецификой отклонений и возрастными особенностями.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Закон ДНР «Об образовании»).
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — практика общего образования, основанная на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная практика ориентирована на формирование условий доступности образования для всех. В том числе она обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью. Усилия общественности в 1990-х — 2000-х гг. и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей)[1].
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).