Урок 118 стихи в.БЕРЕСТОВА
Педагогические цели | ознакомить учащихся с творчеством В. Д. Берестова; развивать навыки выразительного, правильного, беглого чтения, внимание; учить задавать вопросы к тексту; повторить понятие олицетворения; воспитывать интерес к чтению детской литературы. |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; понимать особенности юмористического произведения; сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки; восстанавливать последовательность событий по вопросам. |
Личностные результаты | Имеют установки на безопасный, здоровый образ жизни; мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные:общеучебные – осуществляют поиск информации в тексте; логические – владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию. Коммуникативные: в коммуникации умеют строить понятные для партнеров высказывания |
Ход урока
Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | ||
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | |||||
Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Настройтесь на урок. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | ||
II. Проверка домашнего задания | |||||
Индивидуальная. Словесная | Чтение наизусть стихотворений Э.Н. Успенского | Рассказывают текст, составленный дома | Читать выразительно стихотворения | Правильность произношения | |
III. Постановка учебной задачи | |||||
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Слово учителя. Сегодня мы познакомимся со стихами еще одного нашего современника. Почему современника? Потому что мы живем с ним в одно время. Валентин Дмитриевич Берестов пишет для вас замечательные стихи и сказки. Точно так же как и К.И. Чуковский, детским писателем В.Д. Берестов стал случайно, когда решил пересказать историю из дочкиной жизни знакомому детскому писателю. А до этого он закончил Исторический факультет МГУ и был археологом. Валентин Берестов известен не только как детский писатель и поэт, он написал воспоминания о своем наставнике и друге К.И. Чуковском, о С.Я. Маршаке, с которым тоже был знаком. Известен он и как переводчик. Сегодня мы вступим в диалог с автором - будем задавать ему вопросы и разгадывать его загадки. | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулированную учителем. | ||
IV. Работа по теме урока | |||||
Фронтальная Словесный, практический. беседа | 1. Чтение учителем наизусть стихотворения «Знакомый» по четверостишиям (учебники закрыты). После первого четверостишья: - Возникают ли у вас вопросы? (Почему босиком зимой, кто это может быть?) После второго четверостишья: - Открылся ли нам секрет? - Что мы узнали уже про друзей? После третьего: - Какие теперь возникают вопросы? (Почему они обратили внимание на кошку? Почему кошка кралась вдоль забора,а не шла открыто?) После четвертого: - Кем был знакомый мальчика? (Щенком.) - Понравилось ли вам стихотворение? - Ожидали ли вы такую концовку стихотворения? - Понятно теперь почему знакомый по снегу бежал босиком? 1 - Откройте учебники на странице 148 и прочитайте выразительно это стихотворение. 2. Выразительное чтение детьми. | Работают с произведением. | Учатся читать поэтические произведения, понимать их, объяснять значения слов. | Правильное чтение | |
Физкультминутка. | |||||
V. Продолжение работы по теме урока | |||||
Фронтальная. Словесный. | 1. Первичное тихое чтение стихотворения «Путешественники». - Как вы думаете, что мешало путешественникам повернуть назад? Можем ли мы назвать это стихотворение юмористическим? Докажите свое мнение. 2. Выразительное повторное чтение. 3. Чтение стихотворения «Кисточка». - Какие выразительные языковые средства использовал в этом стихотворении В. Берестов? (Метафору и олицетворение.) - Для чего используют прием олицетворения? - Прочитайте задание после стихотворения. - Какой прием вы будете использовать, чтобы выполнить это задание? (Олицетворение.) | ||||
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | |||||
Фронтальная. Словесный. Беседа | - С какими стихотворениями мы сегодня познакомились? - Запомнили ли вы имя и фамилию автора? - Какое стихотворение понравилось вам больше всего? | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция | |
VII. Домашнее задание. Выполнить задание на с. 150, красиво его оформить. | |||||
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания |
Урок 116. В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка» (с. 150–152)
Цели деятельности чителя | Создать условия для ознакомления со стихотворениями В. Берестова, повторения понятия «олицетворение»; способствовать развитию навыков чтения, умения составлять вопросы к тексту |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся: читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова-антонимы. Метапредметные: познавательные: используют простейшие виды анализа текста; овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Личностные:развивают умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | 1. https://gazizova.ucoz.ru/publ/stati_dobavlennye_uchastnikami/psikhologicheskij_nastroj_na_urok/2-1-0-21 2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/urok-vneklassnogo-chteniyanash-berestov |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; портрет и книги В. Берестова |