Методические рекомендации для студентов
По самостоятельной внеаудиторной работе
к практическому занятию № 2
по дисциплине Доказательная медицины
специальности (направлению подготовки)
“Лечебное дело”
Составитель: канд. мед. наук Бабенко Л.Г.
Тема II. Клиническая эпидемиология – основа доказательной медицины
Цель занятия: изучение целей, задач, принципов и методологии доказательной медицины; критериев и степени доказательности исследований этиологии, диагностики, лечения и прогноза и области их применения; исторических аспектов ее формирования и развития.
Задачи:
1. Ознакомить студентов с разделами доказательной медицины, её целями, задачами, принципами, компонентами, аспектами и методологией, местом среди других медицинских наук.
2. Охарактеризовать степени доказательности при клинических исследованиях этиологии, диагностики, лечения и прогноза и области ее применения.
3. Осветить исторические аспекты создания, формирования и развития доказательной медицины
4. Ознакомить студентов с организацией, исповедующей методологию доказательной медицины Кокрановское сотрудничество, ее целями, задачами и принципами.
5. Охарактеризовать трудности внедрения научно-обоснованной медицинской практики и пути их преодоления в отечественной медицине.
Студент должен знать:
1 - до изучения темы (базисные знания):
- основные факторы, тенденции развития биомедицинских наук и потребности практической медицины в современных условиях;
- компоненты построения медицинского воззрения на методологические подходы к проведению клинических исследований, оценке и применению их результатов;
|
- математические методы решения и интеллектуальных задач и их применение в медицине;
- основы медицинской истории;
- теоретические основы информатики, сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование информации в медицинских и биологических системах, использование информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении;
- понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, основные понятия общей нозологии:
- функциональные основы болезней и патологических процессов, причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов, нарушений функций органов и систем.
2 - после изучения темы:
- основные понятия, цель, задачи, принципы и методологию доказательной медицины;
- степени доказательности при клинических исследованиях этиологии, диагностики, лечения и прогноза и области ее практического применения;
- основные исторические этапы формирования и развития доказательной медицины;
- значение Кокрановского сотрудничества для клинической медицины и формы его деятельности за рубежом и в России;
- трудности внедрения научно-обоснованной медицинской практики и пути их преодоления
Студент должен уметь:
- грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать и анализировать клинические особенности проявления имеющейся у пациента патологии и осуществлять свою деятельность с учетом принципов и методологии доказательной медицины;
- использовать информационные ресурсы Кокрановской библиотеки для принятия клинических решений на основании принципов доказательности и достоверности с целью получение качественного и эффективного клинического исхода.
|
Студент должен владеть:
- терминами и понятиями клиническая эпидемиология;
- измерением полной ошибки при проведении клинического исследования;
- оценкой уровней здоровья при медико-социальных исследованиях;
- методиками расчета индексов и показателей здоровья;
- формированием кагорты для научно-клинических исследований;
- формированием популяции для научно-клинических исследований.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1 - ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы и источников;
2 – письменно изложить в рабочей тетради “Глоссарий” суть терминов и понятия, применяемые по данной теме семинарского занятия:
N/N п/п | Термин/понятие | Суть термина/понятия |
Эпидемиология | - | |
Клиническая эпидемиология | ||
Случайная ошибка | ||
Систематическая ошибка | ||
Полная ошибка измерения | ||
Исследование | ||
Испытание | ||
Здоровье | ||
Болезнь | ||
Ресурсы здоровья | ||
Потенциал здоровья | ||
Баланс здоровья | ||
Факторы риска | ||
Факторы риска ухудшения здоровья | ||
Когорта | ||
Популяция | ||
Организация исследования | ||
Факторные признаки | ||
Результативные признаки | ||
Программа сводки и группировки данных | ||
План исследования | ||
Сбор данных | ||
Сплошное эпидемиологические исследование | ||
Выборочные эпидемиологические исследования | ||
Исследование случай - контроль | ||
Когортное исследование | ||
Наблюдательное исследование | ||
Экспериментальное исследование | ||
Рандомизированное клиническое контролируемое испытание |
|
3 - ответить на вопросы самоконтроля (в рабочую тетрадь):