Тема II. Клиническая эпидемиология – основа доказательной медицины




Методические рекомендации для студентов

По самостоятельной внеаудиторной работе

к практическому занятию № 2

по дисциплине Доказательная медицины

специальности (направлению подготовки)

“Лечебное дело”

 

Составитель: канд. мед. наук Бабенко Л.Г.

 

Тема II. Клиническая эпидемиология – основа доказательной медицины

Цель занятия: изучение целей, задач, принципов и методологии доказательной медицины; критериев и степени доказательности исследований этиологии, диагностики, лечения и прогноза и области их применения; исторических аспектов ее формирования и развития.

Задачи:

1. Ознакомить студентов с разделами доказательной медицины, её целями, задачами, принципами, компонентами, аспектами и методологией, местом среди других медицинских наук.

2. Охарактеризовать степени доказательности при клинических исследованиях этиологии, диагностики, лечения и прогноза и области ее применения.

3. Осветить исторические аспекты создания, формирования и развития доказательной медицины

4. Ознакомить студентов с организацией, исповедующей методологию доказательной медицины Кокрановское сотрудничество, ее целями, задачами и принципами.

5. Охарактеризовать трудности внедрения научно-обоснованной медицинской практики и пути их преодоления в отечественной медицине.

Студент должен знать:

1 - до изучения темы (базисные знания):

- основные факторы, тенденции развития биомедицинских наук и потребности практической медицины в современных условиях;

- компоненты построения медицинского воззрения на методологические подходы к проведению клинических исследований, оценке и применению их результатов;

- математические методы решения и интеллектуальных задач и их применение в медицине;

- основы медицинской истории;

- теоретические основы информатики, сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование информации в медицинских и биологических системах, использование информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении;

- понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, основные понятия общей нозологии:

- функциональные основы болезней и патологических процессов, причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов, нарушений функций органов и систем.

2 - после изучения темы:

- основные понятия, цель, задачи, принципы и методологию доказательной медицины;

- степени доказательности при клинических исследованиях этиологии, диагностики, лечения и прогноза и области ее практического применения;

- основные исторические этапы формирования и развития доказательной медицины;

- значение Кокрановского сотрудничества для клинической медицины и формы его деятельности за рубежом и в России;

- трудности внедрения научно-обоснованной медицинской практики и пути их преодоления

 

Студент должен уметь:

- грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать и анализировать клинические особенности проявления имеющейся у пациента патологии и осуществлять свою деятельность с учетом принципов и методологии доказательной медицины;

- использовать информационные ресурсы Кокрановской библиотеки для принятия клинических решений на основании принципов доказательности и достоверности с целью получение качественного и эффективного клинического исхода.

Студент должен владеть:

- терминами и понятиями клиническая эпидемиология;

- измерением полной ошибки при проведении клинического исследования;

- оценкой уровней здоровья при медико-социальных исследованиях;

- методиками расчета индексов и показателей здоровья;

- формированием кагорты для научно-клинических исследований;

- формированием популяции для научно-клинических исследований.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1 - ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы и источников;

2 – письменно изложить в рабочей тетради “Глоссарий” суть терминов и понятия, применяемые по данной теме семинарского занятия:

 

N/N п/п Термин/понятие Суть термина/понятия
  Эпидемиология -
  Клиническая эпидемиология  
  Случайная ошибка  
  Систематическая ошибка  
  Полная ошибка измерения  
  Исследование  
  Испытание  
  Здоровье  
  Болезнь  
  Ресурсы здоровья  
  Потенциал здоровья  
  Баланс здоровья  
  Факторы риска  
  Факторы риска ухудшения здоровья  
  Когорта  
  Популяция  
  Организация исследования  
  Факторные признаки  
  Результативные признаки  
  Программа сводки и группировки данных  
  План исследования  
  Сбор данных  
  Сплошное эпидемиологические исследование  
  Выборочные эпидемиологические исследования  
  Исследование случай - контроль  
  Когортное исследование  
  Наблюдательное исследование  
  Экспериментальное исследование  
  Рандомизированное клиническое контролируемое испытание  

 

3 - ответить на вопросы самоконтроля (в рабочую тетрадь):

N/N п/п Контрольный вопрос Ответ на контрольный вопрос
  Раскройте цель клинической эпидемиологии?  
  Охарактеризуйте основополагающий метод в клинической эпидемиологии?  
  Перечислите основополагающие понятия клинической эпидемиологии?  
  Опишите этапы процесса познания, применяемые классической научной методологией?  
  Какие основные понятия лежат в основе клинической медицины?  
  Перечислите уровни социально-медицинских исследований  
  В ракурсе каких аспекта изучается состояние здоровья человека?  
  Укажите, какими качествами должны обладать показатели здоровья человека?  
  Какие группы индикаторов здоровья используются при оценке здоровья человека?  
  Перечислите показатели здоровья, рекомендуемые ВОЗ?  
  Укажите разновидности факторов риска здоровья?  
  Изложите социально-биологические закономерности, на которых основаны медицинские знания?  
  Охарактеризуйте факторы, влияющие на здоровье?  
  Укажите источники неоднородности?  
  Кратко изложите этапы эпидемиологического исследования?  
  Из каких структурных элементов состоит подготовительный этап эпидемиологического исследования?  
  Перечислите объекты исследования (наблюдения) в эпидемиологических исследованиях?  
  Из каких структурных элементов состоит программа эпидемиологического исследования?  
  На чем основная, эпидемиологическая классификация группировочных признаков?  
  Какие структурные элементы входят в состав заключительного этапа эпидемиологического исследования?  
  Изложите типы эпидемиологических исследований?  
  Перечислите виды эпидемиологических исследований?  
  Что понимаем под рабдоминизацией клинических исследований,  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: