Программа воспитания
МБОУ СОШ№5
На 2020-2021
учебный год
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МБОУ СОШ №5 на 2020-2021 учебный год
Основания для разработки комплексного плана работы:
· Конституция Российской Федерации;
· Всеобщая декларация прав человека;
· Конвенция о правах ребенка;
· Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36);
Указы:
· Указ Президента «Об объявлении в РФ Десятилетия детства» в 2018-2027 годы;
· Указ Президента «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
Федеральные программы:
· Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г.;
· Концепция дополнительного образования детей в РФ на 2014-2020 гг.;
· Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы»;
· Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы";
· Федеральная целевая программа «Повышения безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»;
· Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ № «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Республиканские программы:
· «Формирование здорового образа жизни и организация отдыха, оздоровления и дополнительной занятости детей, подростков и учащейся молодежи»;
· «Комплексная программа развития туризма в Республике Башкортостан до 2020 года»;
Муниципальные программы
· «Развитие образования в муниципальном районе Учалинский район Республики Башкортостан на 2019-2021 гг.»;
|
· Программа по противодействию злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту в муниципальном районе Учалинский район на 2015-2020 годы;
· Муниципальная программа «Профилактика правонарушений и борьбы с преступностью в МР Учалинский район РБ на 2019-2021 годы.
· Комплексный план противодействия терроризма в МР Учалинский район РБ на 2018-2021
· Приоритетный национальный проект «Образование»;
· Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
· Комплекс мер по модернизации общего образования;
· План работы отдела образования МР Учалинский район по воспитательной работе на 2020-2021 гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В центре программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МБОУ СОШ №5 г.Учалы МР Учалинский район РБ является средней общеобразовательной школой, численность обучающихся на 1 сентября 2020 года составляет 1267 человек, численность педагогического коллектива – 67 человек. Обучение ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
|
При построении воспитательной системы МБОУ СОШ №5 мы исходим из того, что естественной потребностью ребенка является потребность в успехе, под которым мы понимаем осознаваемое этим ребенком общественное признание собственных достижений. Иными словами, мы считаем, что написанные стихи имеют смысл тогда, когда их печатают в школьной газете или альманахе, спектакли – когда на них есть зрители, а конкурсы и состязания – если за победу в них награждают, за участие благодарят, а за поражение… дают возможность победить в другом соревновании. Таким образом, воспитательная система должна способствовать созданию комфортной образовательной среды, в которой ребенок будет ощущать себя активным участником и творцом школьной действительности, личностью, способной реализовать свой потенциал и добиться успеха в рамках образовательной системы.
Естественно, что субъектом обучения и воспитания является один и тот же школьник, поэтому разграничивать эти два вида деятельности в структуре школьного образования невозможно. Мы стремимся к интеграции учебной и внеучебной деятельности, их взаимопроникновению, т. е. создать условия, в которых само освоение учебной программы позволит ученику удовлетворить свои потребности в самореализации. В этом случае учиться хорошо станет престижно, а рост личностных достижений конкретного ученика, возможно, станет не только фактом его биографии (что само по себе достаточно значимо), но и достоянием школы, объектом сопереживания и основой мотивации остальных школьников.
|
Школьный коллектив включает в себя разнонаправленных личностей, одни прекрасно учатся, у других это не получается, но они замечательно рисуют, активно занимаются спортом или делают что – то еще, не вписывающееся в рамки предметной или учебной деятельности. Речь, разумеется, не идет об упрощенном принципе компенсаторности, когда посредственные результаты в учебе талантливого спортсмена или полная неспособность к лицедейству отличника воспринимается как естественное положение вещей. Опыт нашей работы показывает, что отмеченные достижения в одной области способствуют комфортному существованию этого ученика в школьной среде, побуждают его к развитию в остальных направлениях образовательного процесса. Именно поэтому, мы постоянно разрабатываем такие формы деятельности, где любой ученик школы мог проявить себя с лучшей стороны. Эта сторона нашей работы включает в себя проектирование новых ситуаций достижения, и разработку возможных сфер проявления личности школьника в образовательной среде школы.
Основными направлениями работы педагогов дополнительного образования являлись развитие у обучающихся мотивации к познанию и творчеству; интеллектуальное духовное развитие личности ребенка; приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения. формирование и закрепление традиций школы.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую функции.