Социальная психология
Содержание дисциплины
Тема 1. Введение. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫСОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
История формирования социально-психологических идей. Первые социально-психологические теории. Этапы развития социальной психологии. Определение социальной психологии, как науки, ее структура (психология личности, психология группы, психология общения и др.).
Место социальной психологии в системе наук.
Предмет, функции, методы социальной психологии. Предмет и задачи социальной психологии. Функции и методы социальной психологии. Исследовательские методы: социально-психологическое наблюдение, опрос (анкетирование, беседа, интервью), тестометрия, эксперимент. Метод социометрического исследования (история возникновения метода и его особенности, техника проведения социометрии). Трансактный (трансакционный, транзакционный, транзактный) анализ (история возникновения, анализ сценариев, анализ трансакций, характеристика манипуляций). Психокоррекционные методы: группы встреч, Т-группы (тренинг-группы), психодрама (метод психотерапии и консультирования Я. Морено), телесно-ориентированный психоанализ В. Райха. Гештальт-психология (школа психологии начала XX в. Основана М. Вертгеймером, В. Кёлером и К. Коффкой в 1912 г.).
Этика психологического исследования. Особенности применения социально-психологических методов исследования в производственном коллективе.
Тема 2. ОБЩЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Феноменология общения. Единство общения и деятельности. Функции, виды, формы и уровни общения. Понятие общения. Сущность, содержание общения. Взаимосвязь общения и деятельности. Функции (стороны) общения. Виды и уровни общения. Общение как социально-психологическая проблема.
Общение как коммуникация, как обмен информацией. Социально-психологическая структура процесса коммуникации: обмен информацией, взаимовоздействие, взаимопонимание. Социально-психологические исследования общения как информационно-коммуникативного процесса. Специфика коммуникативного процесса между людьми: развитие и обогащение информации в ходе ее «движения», активная позиция партнеров в коммуникативном процессе, индивидуальные различия при уяснении информации и др. Основные барьеры на пути движения информации (социальные, политические, идеологические, физические, смысловые, эмоциональные, речевые, когнитивные, организационно-психологические). Проблема фильтрации и фасцинации (эффект, вызываемый специальным воздействием информации, который отображается в поведении) в коммуникативном процессе. Общая методологическая проблема кода и декодификации как важнейшее условие понимания друг друга партнерами по коммуникации. Типы информации: побудительная, констатирующая.
Средства коммуникативного процесса: вербальные и невербальные, их соотношение. Вербальные средства коммуникации: речь, структура речевого общения: значение и смысл слов. Невербальная коммуникация. Паралингвистическая система: темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм речи, тембр речи, интонация, дикция. Экстралингвистическая система (речевые звуковые явления). Оптико-кинетическая коммуникация, ее особенности. Пространственно-временная организация коммуникации. Проксемика о роли пространственно-временной организации коммуникативного процесса. Роль предметно-контактных, тактильных действий для коммуникации. Роль ольфакторных средств в коммуникативном процессе.
Тема 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА
Проблема эффективности коммуникативного процесса: умение владения словом, силой убеждения, грамотной речью; способность предвидеть и преодолевать коммуникативные барьеры; овладение способностью использования невербальных средств; стремление к взаимопониманию. Психотехника речи.
Общение как взаимодействие. Социальная перцепция и ее особенности. Роль межличностного восприятия в процессе общения. Механизмы и эффекты взаимопонимания в общении. Каузальная атрибуция. Эффекты восприятия. Явление межличностной аттракции.
Проблема взаимодействия людей в социальной психологии. Виды взаимодействия. Проблемы кооперации и конфликта в социальной психологии. Роль межличностного восприятия в процессе общения. Механизмы взаимопонимания: идентификация, эмпатия, рефлексия. Эффекты восприятия: «эффект ореола», эффект «первичности» и «новизны». Содержание и значение процесса стереотипизации. Понятие атрибуции. Каузальная атрибуция: личностная, объектная, обстоятельственная. Фундаментальная ошибка атрибуции. Эмоциональная сторона межличностного восприятия – явление межличностной аттракции. Уровни межличностной аттракции: симпатия, дружба, любовь. Проблемы точности межличностного восприятия. Закономерности привлекательности при первом впечатлении.
Значение общения как познания людьми друг друга.