План лекции
1.Раннефеодальная монархия в Англии в XI-XIV вв. Реформы Генриха II. Формирование системы общего права.
2. Английская Конституция. Великая Хартия Вольностей 1215 г. Формирование системы королевского суда.
3. Сословно-представительная монархия в Англии в XIV-XVI вв. Парламент. Право справедливости.
4. Абсолютная монархия в Англии в XVI-XVII вв. Петиция о праве 1628 г.
5. Становление раннефеодальных государств южных и западных славян.
1. Первыми обитателями британских островов стали бритты и кельты. Становление феодального государства в Англии было связано с многочисленными завоеваниями этих островов германскими и скандинавскими племенами.
К середине I в. Британия была завоевана римлянами, которые, однако, не оставили заметного следа в истории ее государственности.
В V в. кельтские племена были завоеваны германцами — англами и саксами. Становление первых государств в Англии происходило на базе разложения родоплеменных отношений среди англосаксонских племен.
В VII в. англосаксы приняли христианство, возникли первые раннефеодальные королевства, на основе которых в IX в. образовалось объединенное государство. Главными этапами его развития являются:
- IX—XI вв. (период раннефеодальной монархии),
- XI—XII вв. (период централизованной монархии с элементами сеньории),
- вторая половина XIII—XV в. (период сословно-представительной монархии)
- конец XV — середина XVII в. (период абсолютной монархии).
В течение IX—XI вв. в Англии окончательно закрепились феодальные отношения. Формирование феодального общества происходило замедленными темпами, что было в определенной степени связано с консервацией племенных обычаев англосаксов на острове и стойким влиянием местных традиций.
|
Потребности обороны страны и необходимость сплочения всех сил господствующего клана с целью преодоления сопротивления крестьян закрепощению создали предпосылки для возвышения и укрепления королевской власти.
Английские монархи утвердили в то время свое право верховной собственности на землю, монопольное право на чеканку монеты, введение пошлин, право призыва на военную службу свободного населения.
Королевский двор стал центром управления страной, а королевские приближенные — должностными лицами государства.
Одновременно проявлялась и тенденция к передаче крупным земельным собственникам прав и полномочий королевской власти: права судить своих людей, взыскивать штрафы и сборы, собирать ополчение на своей территории.
Высшим государственным органом был уитанагемот — совет уитанов, «мудрых», в который входили король, высшее духовенство, светская знать. Основными функциями совета были избрание королей и высший суд.
Местное управление в Англии сохраняло принципы территориального самоуправления. Низовыми единицами местного управления были сотни и десятки. Сотня, возглавляемая сотником, управлялась общим собранием. Она делились на 10 десятков — семей во главе с десятником, основной задачей которого было поддержание правопорядка и уплата налогов. В сотенных народных собраниях рассматривались все местные, в том числе судебные, дела.
Главными территориальными единицами являлись округа (графства), центрами которых были укрепленные города. Графства возглавляли элдормены, назначаемые королем с согласия местной знати.
|
Собрания графств созывались дважды в год для обсуждения наиболее важных местных дел, в том числе судебных. В них участвовали все свободные люди округа, и прежде всего представители светской и церковной знати. Города имели собственные собрания.
В рассматриваемый период на местах начал складываться механизм централизованного бюрократического управления, осуществляемого через должностных лиц, подотчетных королю.
В начале XI в. английский престол был захвачен датчанами, которые правили вплоть до возвращения на трон англосаксонской династии в лице Эдуарда Исповедника.
Новый этап истории феодальной государственности был связан с завоеванием Англии нормандским герцогом Вильгельмом Завоевателем (ок. 1027—1087 гг.) в 1066 г., в результате которого страна стала развиваться по пути, схожему с тем, по которому проходило становление государств континентальной Европы.
Отличительной чертой эволюции английского государства в отличие от феодальных государств Западной Европы стали ранняя централизация, отсутствие феодальной раздробленности и быстрое развитие публичных начал королевской власти.
Сеньориальная монархия в ее классическом виде здесь не утвердилась. После норманнского завоевания в Англии было образовано централизованное государство с сильной королевской властью.
Вильгельм Завоеватель проводил политику, способствовавшую централизации государства и укреплению основ королевской власти. Значительная часть конфискованной у англосаксонской знати земли вошла в состав королевского домена, а остальная распределялась между нормандскими и англосаксонскими феодалами не сплошными массивами, а отдельными участками среди других держаний.
|
Король обладал верховным правом в отношении всех земель страны, что обеспечило ему власть над феодалами.
В руках короля были сосредоточены законодательная, судебная и военная власть. Более того, король требовал от всех своих подданных принесения ему присяги верности, что делало феодалов всех рангов его вассалами, обязанными своему сюзерену прежде всего военной службой. Принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», характерный для континентальной Европы, в Англии не утвердился.
Все феодалы разделились на две основные категории: непосредственных вассалов короны (в их качестве обычно выступали крупные землевладельцы) и «подвассалов», состоящих из массы средних и мелких землевладельцев.
Под контроль была поставлена и церковь. Духовенство несло службу в пользу короля, так же как и его светские вассалы.
В условиях усиления центральной власти английские города не получили такой автономии, как на континенте, и были вынуждены все чаще приобретать королевские хартии, в которых содержались лишь некоторые привилегии.
Мероприятия нормандских королей способствовали государственной централизации и сохранению государственного единства. Централизация обеспечивалась в основном за счет частных прав королей и зависела от их способности выступать авторитетным главой государства.
Права королей могли быть в любое время оспорены недовольными вассалами. Свидетельством этому стали непрекращавшиеся мятежи баронов, обвинявших корону в злоупотреблениях ее правами. Короли вынуждены были постоянно подтверждать свою приверженность исконным обычаям и поддержку вольностей англосаксов.
Центром управления являлась королевская курия — совещательный орган, в который входили представители знати и приближенные короля.
Высшими должностными лицами были маршал (командовавший войском), камерарий (управляющий землями и имуществом короля), канцлер (руководитель королевской канцелярии).
В начале XII в. из Королевской курии выделился специальный орган, ведавший вопросами финансов и доходов короны, — палата Шахматной доски.
Совершенствование государственного аппарата, позволившее сделать централизацию государственной власти в Англии необратимой, было в основном связано с реформами Генриха II (1133—1189 гг.), которые были проведены в трех главных направлениях.
Во-первых, была создана система королевских разъездных судов, выездных сессий королевских судей и постоянно действующих центральных судов.
Во-вторых, была реформирована армия на основе сочетания принципов ополченческой системы и наемничества. Особенностью английского феодального государства был довольно ранний отказ от войска, состоявшего из военных дружин вассалов. Генрих II заменил для своих вассалов обязанность военной службы денежной повинностью. Средства, поступавшие от них («щитовые деньги») позволяли королю содержать наемное войско. В случае внешней угрозы был предусмотрен созыв народного ополчения.
В-третьих, были установлены новые виды налогообложения населения: помимо практики взимания «щитовых денег» с феодалов и прямого налога (тальи) с городов постепенно утвердился налог на движимое имущество.
Реформы Генриха II позволили резко увеличить численность королевских войск, подорвать влияние на армию со стороны крупнейших феодалов, а также получить средства на содержание профессионального чиновничества.
После нормандского завоевания структура местного управления не изменилась. Сохранилось деление страны на сотни и графства. Представителями королевской администрации в графствах стали шерифы, в сотнях — их помощники.
Шерифы обладали высшей военной, финансовой и полицейской властью на территории графства. Свои административно-судебные функции они осуществляли в тесном взаимодействии с собраниями графств и сотен. Эти учреждения сохранились в Англии и в последующий период, хотя постепенно утрачивали самостоятельность и превращались в орудие центрального правительства на местах.
Сильная королевская власть и централизация управления создавали благоприятные условия для крайних проявлений монархической власти. Феодалы несли многочисленные финансовые и личные обязательства перед сюзереном.
Среди горожан и других слоев населения усиливалась социальная дифференциация. Параллельно с ней шла консолидация городского сословия в масштабе всей страны.
Возрастала прослойка свободного крестьянства, произошло сближение в экономическом и правовом отношении горожан и зажиточных крестьян.
К началу XIII в. в Англии сложились объективные предпосылки для перехода к новой форме феодального государства — монархии с сословным представительством. Признание права сословий участвовать в управлении государством происходило в Англии в ходе острых социально-политических конфликтов.
2. В начале XIII в. король Иоанн Безземельный, практиковавший введение чрезвычайных налогов и широкие произвольные поборы, вступил в открытый конфликт с большинством светских и духовных феодалов, который завершился подписанием в 1215 г. Великой хартии вольностей.
Большинство статей Хартии касалось вассально-ленных отношений короля и баронов. Феоды объявлялись свободно наследуемыми владениями, ограничивались размеры денежных средств, выплачиваемых при передаче феода по наследству. Ограничивался королевский произвол при обложении баронов денежными повинностями.
Бароны были обязаны оказывать королю денежную помощь лишь при выкупе короля из плена, при посвящении в рыцари его старшего сына и при выдаче замуж его старшей дочери от первого брака
Из политических институтов, предусмотренных названными «баронскими» статьями Хартии, более или менее утвердился Большой совет королевства, имевший совещательные функции и состоявший из крупных феодальных магнатов. Он иногда именовался «парламентом», не являясь, однако, ни сословным, ни представительным учреждением.
Более скромное место занимают статьи, отражающие интересы других сословий. Хартия подтверждала существовавшие привилегии церкви и духовенства. Признавались древние вольности и обычаи городов.
Хартия подтвердила право купцов, в том числе иноземных, свободно выезжать из страны, вести торговлю без каких-либо стеснений.
В Хартии содержалось и обещание не обременять свободных крестьян непосильными налогами и штрафами.
Большое значение имела группа статей, направленных на упорядочение деятельности судебно-административного аппарата государства. Статьи 39 и 40 говорили об аресте, заключении в тюрьму, лишении владения, объявлении лица вне закона или изгнании лишь на основании решения суда равных, принятого согласно законодательству страны. Эти нормы считаются первым письменным закреплением принципов неприкосновенности личности.
Великая хартия вольностей отразила соотношение социально-политических сил в Англии начала XIII в., и прежде всего компромисс интересов короля и баронов.
Политические статьи Хартии свидетельствовали о стремлении баронов сохранить часть своих иммунитетов и привилегий, поставив осуществление отдельных прерогатив центральной власти под свой контроль или ограничив их использование в отношении феодальной верхушки.
В дальнейшем короли неоднократно подтверждали действие Хартии (в 1216, 1217, 1225, 1297 гг.), однако из нее было изъято более 20 статей, в том числе ст. 12 и 14, предусматривавшие создание совета королевства, ограничивающего власть короля в вопросах взимания «щитовых денег», и ст. 61, закреплявшая создание комитета из 25 баронов, обладавшего контрольными функциями в отношении короля.
3. В 1258 г. баронам удалось навязать королю Генриху III принятие так называемых Оксфордских провизий, в соответствии с которыми предусматривалась передача всей исполнительной власти совету 15 баронов.
Наряду с исполнительным советом для решения важных вопросов три раза в год или чаще должен был собираться Большой совет баронов, состоящий из 27 членов.
В том же году между королем и баронами началась гражданская война, закончившаяся поражением короля. Ее важнейшим итогом стал созыв в 1265 г. первого в истории Англии сословно-представительного учреждения — парламента.
Наряду с баронами и духовными феодалами в него вошли представители от рыцарства и городов.
Чтобы достичь компромисса между королем и баронами, рыцарями и богатыми горожанами, в 1295 г. Эдуард I созвал парламент, получивший название образцового. Кроме крупных светских и духовных феодалов, приглашенных королем лично, в него вошло по два представителя от 37 графств и по два представителя от городов.
Парламент Англии постепенно закрепил за собой следующие полномочия:
- право на участи осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в ряде случаев в качестве особого судебного органа,
- полномочия по решению финансовых вопросов.
- из практики подачи коллективных парламентских петиций королю возникло право законодательной инициативы парламента.
Чаще всего петиции содержали просьбы о запрете нарушения старых законов или об издании новых. Король мог удовлетворить просьбу парламента или отвергнуть ее. Однако в течение XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента.
В XV в. установилось правило, в соответствии с которым ходатайства парламента должны были облекаться в форму законопроектов, получивших название биллей. Так оформилось понятие закона (статута) как акта, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин.
Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, с конца XIV в. парламент постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью.
Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления должностных лиц.
Наряду с парламентом действовали королевский совет и различные ведомства. В центральный аппарат управления входили канцлер, казначей и др.
В результате во второй половине XIII в. возникла сословно-представительная монархия, ознаменовавшая собой политическую победу сословий над королем.
С XIV в. парламент стал делиться на верхнюю палату лордов, состоявшую из представителей феодальной знати, и нижнюю палату общин, где заседали представители графств и городов.
В период сословно-представительной монархии роль старых судов и собраний графств в местном управлении была сведена к минимуму, а их функции перешли к новым должностным лицам и новым видам разъездных судов, компетенция которых неуклонно расширялась. Собрания графств созывались главным образом для избрания местных должностных лиц и представителей в парламент.
Главами королевской администрации на местах по-прежнему были шерифы, а в сотнях — их помощники. Кроме них представителями королевской администрации на местах были коронеры и констебли, избиравшиеся в местных собраниях.
Коронеры осуществляли расследования случаев насильственной смерти, констебли были наделены полицейскими функциями.
Огромная власть шерифов со временем стала вызывать недоверие короны, в связи с чем их должность стала краткосрочной и подвергалась контролю со стороны казначейства. Постепенно она стала утрачивать свое значение.
4. С начала XV в. значение английского парламента начало уменьшаться. В Англии стала складываться абсолютная монархия.
Английский абсолютизм имел ряд особенностей. Они заключались в сохранении политических институтов, свойственных предшествующей эпохе, а также в отсутствии некоторых новых элементов, типичных для абсолютизма классического образца.
Так, в Англии наряду с сильной королевской властью продолжали существовать парламент и местное самоуправление, отсутствовали централизация и бюрократизация государственного аппарата.
Борьбу королевской власти против крупных феодалов и церкви поддерживали джентри (новое дворянство) и буржуазия. Союз между джентри и буржуазией позволил сохранить свое значение парламенту и местному самоуправлению.
Высшим органом государства был Тайный совет, в компетенцию которого входило управление заморскими колониями, регулирование внешней торговли, рассмотрение некоторых судебных дел. Он состоял из высших должностных лиц государства: лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда — хранителя печати и др.
Отделением Тайного совета была Звездная палата, учрежденная для борьбы с противниками короля.
На местах действовали две системы управления. Должностные лица одной из них назначались королем, другой — избирались.
В период абсолютизма окончательно утвердилось верховенство королевской власти над английской церковью. Принятый в 1534 г. во время царствования Генриха VIII Акт о верховенстве английского короля над церковью провозгласил главой англиканской церкви короля вместо папы римского. Затем были упразднены привилегии церкви, конфискованы земли и богатства, принадлежавшие монастырям.
Король наделялся правом намечать кандидатов на высшие церковные должности. Был установлен новый порядок богослужения. Англиканская церковь фактически превратилась в часть государственного аппарата.
В период абсолютизма большую роль играла армия. Постоянной королевской армии по-прежнему не существовало. Сухопутная армия так же, как и раньше, основывалась на ополчении.
С установлением абсолютизма стала более стройной система местных органов управления, возросла их зависимость от центральных органов власти. Основные изменения в этот период выразились в административном оформлении местной администрации и учреждении должности лорда-лейтенанта, который назначался в графство королем, возглавлял местное ополчение, руководил деятельностью мировых судей.
Действовало собрание прихожан, решавшее вопросы распределения налогов, ремонта дорог и т.п. Оно избирало должностных лиц прихода (церковных старост, надзирателей за бедными и др.).
Расцвет абсолютизма в Англии пришелся на период правления Елизаветы Тюдор. В это время появились первые колонии, поднялся уровень экономической и культурной жизни страны. Английская система управления постепенно распространилась на всю Британию. В середине XVI в. в состав английского государства был включен Уэльс. В начале XVII в. под власть английской короны перешел Ольстер (провинция Ирландии), начался процесс объединения Англии с Шотландией.
Английское право отличалось запутанностью, сложностью и казуистичностью. Основным источником права оставался обычай. Издавались сборники обычаев с включением в них норм, законодательно утвержденных государственной властью.
Короли по каждому конкретному случаю издавали приказы, на основании которых стороны могли обосновывать свои права.
Нормы торгового и канонического права также можно отнести к источникам средневекового права Англии.
Первые правовые сборники появились в Англии еще в VI в. В 601—604 гг. в Кенте была провозглашена Правда Этельберта.
В IX в. была создана Правда Альфреда, в XI в. — законы Кнута.
В основу Правды Этельберта были положены нормы старого обычного права, но она отразила и новые правовые положения.
Король Альфред, создавая свою Правду, указывал, что он заимствовал многие положения, «которые ему понравились», из прежних законов, особенно из Правды Этельберта, но многие и опустил «по совету мудрых».
Все эти сборники отразили проходившие в период их создания процессы социального расслоения, феодализации англосаксонского общества, становление государственности, влияние христианской религии.
После нормандского завоевания старые англосаксонские обычаи, носившие местный, территориальный характер, продолжали действовать. Но в дальнейшем развитие английской правовой системы пошло по пути создания «общего права» для всей страны.
С XIII в. в королевских судах стали составлять протоколы судебных заседаний, которые потом сменили сборники судебных отчетов. Именно в это время зародился основной принцип «общего права»: решение вышестоящего суда является обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же или нижестоящим судом. Так появились судебные прецеденты.
Источником английского феодального права являлись также статуты, законодательные акты центральной власти. Совокупность заключительных актов короля и актов, принятых совместно королем и парламентом, получила название статутного права.
«Общее право» регулировало вопросы, связанные с феодальной собственностью. Право феодальной собственности, особенно земельной, во многом определяло характер всей правовой системы страны. Его сложность была связана с рядом исторических обстоятельств, в частности, с сохранением в период Средневековья определенного слоя свободных крестьян — собственников земли, с верховной собственностью на землю английского короля, которая так или иначе определяла другие формы феодального держания земли.
Английское право разделяло имущество на движимое и недвижимое, традиционным было деление вещей на реальную и персональную собственность. Это деление, сложившееся исторически, было связано с существованием различных форм исков, которыми защищалась реальная или персональная собственность.
Первая защищалась реальными исками (в случае удовлетворения которых утраченная вещь возвращалась владельцу). К реальной собственности относилась родовая недвижимость, а также права на землю, носившие характер держания.
Персональная собственность защищалась персональными исками. К ней относились все прочие вещи.
Земля занимала особое место в английском средневековом праве. Земельные права определялись двумя главными позициями: держание и владение. С точки зрения правомочий собственника выделялись следующие держания:
- держание, которым можно владеть и распоряжаться (возвращалось сеньору лишь при отсутствии наследников);
- условные держания;
- «заповедные» держания (держания, которыми нельзя было распоряжаться и которые обычно переходили по наследству старшему сыну в соответствии с принципом майората).
Выделялось два вида свободных держаний:
- баронии, предоставлявшиеся «головным держателям» непосредственно от короля,
- свободные рыцарские владения, переходившие от «головных держателей».
И бароны, и рыцари в равной мере считались вассалами короля.
Владение могло быть свободным (фригольд) в случае его получения на условиях несения рыцарской службы или по праву личной службы. Свободным было и землевладение свободного крестьянина.
Несвободным (копигольд) являлось владение землей на условиях исполнения личных и поземельных повинностей крестьянина в пользу лорда.
Понятие объема владельческих прав включало права лиц, которые участвовали в отношениях владения, пользования, распоряжения и контроля над собственностью, а также давало представление о наборе технических средств для передачи собственности.
Действовал институт доверительной собственности, суть которого заключалась в том, что одно лицо передавало имущество другому с тем, чтобы получатель управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника. Возникновение этого института было связано с особенностями феодального землевладения, к числу которых относились ограничение круга наследников земли и ограничение продажи земли.
В средневековой Англии получило развитие обязательственное право. Еще в англосаксонские времена стали развиваться договорные отношения. Понятие договора как обязательственного соглашения двух и более сторон в английском праве отличалось от понятия простого соглашения.
Утверждалось, что договор — это соглашение, но не всякое соглашение — договор.
По мере развития рыночных отношений в английском праве стали складываться зачаточные формы договорных и деликтных обязательств. Их становление проходило долгим эволюционным путем развития норм «общего права», усложненным использованием той или иной формы иска для защиты нарушенного права.
Существовало несколько форм исков:
- иск о долге или об отчете (лица, которому были доверены чужие деньги),
- иск о соглашении (требование к должнику исполнить обязательство, установленное соглашением сторон),
- иск о защите словесных соглашений.
Брачно-семейное право в значительной мере определялось интересами охраны и защиты феодального землевладения.
Заключение брака и отношения между супругами регулировались каноническим правом. Семья носила патриархальный характер. Запрещалось двоеженство. Правовой статус замужней женщины был крайне ограничен. Приданое, приносимое женой, поступало в распоряжение мужа. Ее движимое имущество переходило к мужу, в отношении недвижимого имущества устанавливалось его управление. Он мог владеть и пользоваться недвижимым имуществом жены и после ее смерти, если у них были общие дети. В случае бездетности имущество жены после ее смерти возвращалось ее отцу или его наследникам.
Жена не имела права заключать договоры, совершать сделки, выступать в суде без согласия мужа. Относительно большей дееспособностью пользовались замужние женщины в крестьянских, ремесленнических и купеческих семьях, там, где действовали соответствующие нормы обычного права. Они могли управлять своим имуществом, заключать договоры, заниматься торговлей.
Развод признавался англосаксонским обычным правом. Женщина, уходя из семьи мужа в случае развода или смерти мужа, получала свою долю семейного имущества (движимое имущество, скот, деньги). Каноническое право, как известно, не допускало развода. Разрешалось лишь при определенных обстоятельствах раздельное проживание супругов.
Внебрачные дети не признавались. Попытки церкви допустить узаконение внебрачных детей последующим браком родителей встретили упорное сопротивление последних. Это было связано с той же охраной феодального землевладения, так как узаконение детей расширяло круг потенциальных наследников.
Английское средневековое право знало наследование по завещанию и по закону. Наследование по завещанию ограничивалось: запрещалось устранять от наследования законных наследников.
При этом на наследников возлагалась обязанность материального обеспечения детей, не получивших наследства. Так как суды «общего права» не имели должного инструментария для реализации таких обязательств, соответствующие споры рассматривались в канцлерском суде. Англия не знала единой системы наследования по за кону.
Наследование феодальных держаний происходило на основе майората. Остальное имущество отходило жене, детям и церкви.
Право первоначального притязания на движимое имущество лица, не оставившего завещательного распоряжения, принадлежало пережившему супругу.
Преступления классифицировались на три группы:
- измена (тризн),
- тяжкое уголовное преступление (фелония)
-проступок (мисдиминор).
Раньше других было выработано понятие «фелония». К этой группе преступлений относились убийство, поджог, изнасилование, разбой, основным наказанием за которые была смертная казнь.
В понятие измены (тризн) входило преступление долга верности королю, совершение преступлений против государственной безопасности (призыв к мятежу, сговор).
В XIV в. измена стала разделяться на великую измену (покушение или убийство короля или членов его семьи; изнасилование королевы, дочери короля, жены сына короля; восстание против короля; подделка королевской печати, монеты; ввоз в страну фальшивых денег; убийство канцлера, казначея, королевского судьи) и малую измену (убийство слугой господина, женой мужа, мирянином или клириком прелата).
За измену предусматривалась смертная казнь с конфискацией имущества. Все остальные преступления относились к категории проступков (мисдиминор), наказание за которые не предусматривало смертную казнь.
Существовала и другая классификация, носившая процессуальный характер: преступления разделялись на преследуемые по обвинительному акту и рассматриваемые в суде присяжных.
Цели наказаний на отдельных этапах развития феодального права менялись: от возмещения пострадавшему и его родне причиненного ущерба до предотвращения повторного преступления путем устрашения (вырывание внутренностей из живого тела, выставленного у позорного столба, бичевание кнутом и пр.).
Существовали квалифицированные виды смертной казни (сожжение, колесование, четвертование). Крайняя жестокость наказания была связана с религиозно-моралистическим подходом к преступлению, определявшим профессионально-этические позиции судей, которым отводилась главная роль в сохранении правопорядка. Несоизмеримость тяжести наказания тяжести преступления зачастую заставляла судей или оправдывать заведомых преступников, или, например, оценивать похищенное в заниженном размере.
Спасала от жестоких наказаний и «привилегия духовного звания», которая распространялась на всех лиц, имевших право быть посвященными в духовное звание, даже если они в нем и не состояли.
Что касается судебной системы, то с конца XIII в. окончательно утвердилась практика назначения из местных землевладельцев в графствах мировых судей (в каждом графстве назначалось по восемь мировых судей). Имущественный ценз для занятия этой должности составлял 20 фунтов стерлингов годового дохода.
Первоначально они обладали полицейскими и судебными полномочиями, но с течением времени стали выполнять наиболее важные функции местного управления вместо шерифов. Они контролировали цены на продукты питания, следили за единством мер и весов, вывозом шерсти, осуществляли надзор за проведением в жизнь законов о рабочих, о еретиках и даже устанавливали размеры заработной платы.
В судебную компетенцию мировых судей входило разбирательство уголовных дел, кроме убийств и особо тяжких преступлений. Разбирательства проводились на сессиях, созывавшихся четыре раза в год.
В XIII—XIV вв. выросло количество королевских судов различных рангов, усилилась их специализация. Вместе с тем судебные и административные функции многих учреждений еще не были разделены.
Высшими судами «общего права» в Англии в этот период стали Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд казначейства.
Суд казначейства в основном специализировался на рассмотрении финансовых споров, прежде всего касающихся долгов казны и короны.
Суд общих тяжб, или «общая скамья», рассматривал большинство частных гражданских исков и был основным судом общего права. Он также осуществлял надзор за местными судами.
Из личного Суда короля постепенно сформировался Суд королевской скамьи, заседавший до конца XIV в. только в присутствии короля и его ближайших советников. Он был высшей апелляционной и надзорной инстанцией для всех других судов, но со временем стал лишь апелляционной инстанцией по уголовным делам.
При абсолютизме окончательно оформилась структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтейства.
Помимо них были созданы и чрезвычайные суды. Расширилась практика разъездных судей и присяжных обвинителей.
Деятельность разъездных судей, выезжавших на места для рассмотрения дел и контроля над местной администрацией, содействовала становлению единой судебной системы, создавала возможности для более объективного решения дел по сравнению с судами феодалов, где продолжали применяться ордалии и судебные поединки.
При рассмотрении дел на местах разъездные судьи руководствовались не только законодательными актами королей, но и местными обычаями, практикой местных судов. В процессе обобщения судебной практики они вырабатывали единообразные общие нормы права.
Так постепенно из практики королевских судов сложились нормы «общего права».
Судебный процесс носил открытый характер. Судебные дела по традиции рассматривались на местах.
Существовала как коллективная, так и персональная ответственность. Помимо ордалий обвиняемый мог очиститься от подозрений при помощи клятвы в сочетании с клятвами родственников и соседей, которые удостоверяли искренность показаний обвиняемого.
Здесь учитывался социальный статус свидетелей. Так, показания одного слуги господина приравнивались к силе показаний шести простолюдинов.
В судопроизводстве принимали участие священники. В этот период греховное стало отождествляться с преступным. Поэтому в процессе произнесения клятвы перед судом в подтверждение правдивости своих показаний обвинитель и обвиняемый возлагали руку на Евангелие, клялись именем Бога.
В XII—XIV вв. в Англии укрепляется суд присяжных при рассмотрении как уголовных, так и гражданских дел. Процедурным вариантом древнего суда присяжных считался опрос под присягой местных жителей во время составления земельного кадастра. Позднее этот же обряд соблюдался при решении споров о поземельном владении между вассалами короля.
Большая (Кларендонская) ассиза 1166 г. устанавливала процедуру судебного расследования, осуществлявшуюся при помощи посредников из местных жителей, обязанных давать показания под клятвой.
Начиная с XIV в. в Англии начало формироваться так называемое право справедливости. В случае, если кто-либо не находил защиты своих нарушенных прав в судах «общего права», он обращался к королю за «милостью» разрешить его дело «по совести».
С возрастанием таких дел был учрежден суд канцлера(«суд справедливости»). Судопроизводство осуществлялось канцлером единолично и в письменной форме. Формально он руководствовался не нормами права, а лишь внутренним убеждением. Однако фактически при вынесении решений использовались принципы канонического и римского права.
«Право справедливости» дополняло общее право, восполняло его пробелы.
Так же как и на континенте, находящемся под влиянием римского права, в Англии было положено начало самым обычным способам доказательства. Вынесенный судом приговор не считался окончательным, если в нем не аргументировалось, на какой из сторон лежит бремя доказывания и какой способ доказательства нужно использовать.