И. С. Бах — Обзор творчества




Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750) — великий немецкий композитор XVIII века. Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха — «Страсти по Матфею».

Сегодня музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь ее красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. Слово «бах» в переводе с немецкого означает ручей. «Не ручей! — Море должно быть ему имя», — сказал о Бахе великий Бетховен.

 

Биография композитора

Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов, каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха — музыкантом.

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос и пел в хоре городской школы.

Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке, но занятия шли однообразно и скучно. Поэтому он стремился к самообразованию.

Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты.

В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. Почти каждый раз причина оказывалась одна и та же — неудовлетворительное условия работы, зависимое положение. Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но также итальянских, французских композиторов.

Люнебург, Германия

Талант Иоганна Себастьяна Баха не ограничивался этой областью. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойденным.

С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом. В веймарский период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор, знаменитая Пассакалия до минор.

В 1717 году Бах с семьей переехал в Кетен. При дворе принца Кетенского, куда он был приглашен, не было органа. Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. Без труда справляясь со своими обязанностями, Бах все свободное время уделял творчеству. В Кетене композитор пишет пьесы для занятий со своим старшим сыном Вильгельмом Фридеманом. Здесь же Бах закончил 24 прелюдии и фуги, составившие первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир».

Хорошо темперированный клавир — цикл клавирных произведений И. С. Баха, включающий 48 прелюдий и фуг, объединённых в 2 тома. В каждой части содержится по 24 прелюдии и фуги, расположенных по полутонам: первые прелюдия и фуга написаны в тональности до мажор, вторые — в до миноре, третьи — в до-диез мажоре и так далее, заканчивая си минором.

Почерк И.С.Баха

Из Кетерна в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Святого Фомы. Как и прежде, ограничивались его творческие возможности. Бах должен был сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была слишком продолжительной, а также опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение». Но Бах, как всегда, жертвуя многим, никогда не поступался главным — своими художественными убеждениями. На протяжении всей жизни он создавал произведения, поразительные по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству. Так было и на этот раз. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные произведения: большую часть кантат, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Мессу си минор.

Позже Бах закончил второй том «Хорошо темперированного клавира». Помимо огромной творческой работы Бах принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города — устраивал концерты светской музыки для жителей города.

Но основная работа Баха — руководителя школы певчих — приносила ему одни огорчения. Средства, отпускающиеся на школу, были ничтожны, певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень из музыкальных способностей. Певчих нередко набирали, не считаясь с мнением Баха. Все прощения о помощи к начальству оставались без внимания, отвечать же за все приходилось кантору.

Единственной отрадой были по-прежнему творчество, семья. подросшие сыновья — Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан — оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они были известными композиторами. Всего у Баха было 12 детей,из сыновей все шестеро стали музыкантами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для своей семьи бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи.

 

И. С. Бах — Обзор творчества

Сюиты Баха

Бах очень любил форму сюиты, позволяющую объединять в единое целое разнообразные танцы. Одни из самых знаменитых — его шесть «Французских» и шесть «Английских» сюит.

Французское слово «сюита» произошло от глагола suivre — следовать и переводится как последование, ряд, вереница. В русском языке прижилось похожее слово «свита» — вереница людей, следующих за каким-нибудь важным лицом.

В музыкальной сюите следуют друг за другом танцы — медленные и величавые, быстрые и веселые, изящные и стремительные. Но это не просто собрание разных танцев. Здесь тоже есть свой порядок, есть главные «особы» и те, кто их сопровождает.

Главных танцев четыре: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Старинными они были даже во времена Баха. Позднее в сюиту вошли новые танцы, чаще всего французские, и заняли в ней строго определенное место — между сарабандой и жигой.

Несмотря на то, что в сюиту входят такие разные по характеру танцевальные пьесы она воспринимается как единое целое. Их объединяет единая тональность, принцип контраста между разными по темпу пьесами. Помещенные рядом, они оттеняют друг друга, так же как освещенная солнцем поверхность кажется нам еще более яркой, если рядом лежит глубокая тень.

Аллеманда — старинный немецкий четырехдольный танец, известный еще в XVI веке. Аллеманда была торжественным групповым танцем. В сюите Баха до минор она звучит мягко, неторопливо, распевно. Для аллеманды характерен затакт.

Куранта — подвижный французский трехдольный танец. В старину он исполнялся парой танцоров. В сюите до минор она звучит в двухголосном изложении. Вступление второго голоса каждый раз «мешает» услышать паузы первого, благодаря чему достигается непрерывность мелодического движения.

Сарабанда — это старинный трехдольный испанский танец в характере медленного торжественного шествия. Сарабанда Баха сосредоточенна и печально торжественна. Как и в аллеманде, ведущее значение здесь имеет верхний голос.

Между сарабандой и жигой в сюите до минор звучат ария и менуэт. Первоначально слово «ария» значило «песня». Впоследствии арией стали называть более сложную композицию для голоса и оркестра. В сюите Баха «ария» обозначает пьесу мягкого певучего характера.

Менуэт — старинный французский танец. Движения танцующих пар в этом танце сопровождались поклонами, приветствиями и реверансами между танцующими, а также по отношению к зрителям.

Жига — это старинный народный танец.Особенно широко он был распространен в Англии, Ирландии, Шотландии. Как танец, завершающий сюиту, он идет в самом быстром темпе. Пунктирный темп пронизывает пьесу от начала до конца, придает музыке особенно четкий характер.

Все танцы сюиты объединены тональностью до минор. Контрастность темпов сочетается здесь с закономерной сменой фактуры: в аллеманде и сарабанде ведущими является верхний голос, в куранте и жиге — голоса равноправны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: