Тема: «Южная Америка: образ материка»
Цель: сформировать представление о географическом положении и рельефе Южной Америки, сравнить материк с Африкой
Задачи:
Образовательные: познакомиться с особенностями географического положения и рельефа Южной Америки
Воспитательные: формирование навыков индивидуальной и коллективной работы
Развивающие: развитие логики и умения кратко и лаконично излагать мысли
Тип урока: комбинированный
Методы и методические приёмы: словесный, объяснительно-иллюстративный, самостоятельная работа
Оборудование:
- тесты на тему: «Антарктида»
- Физическая карта мира, тектоническая карты мира, физические карты Южной Америки и Африки, доска, мел
- ноутбук, презентация, проектор
Ход урока:
Этапы урока, хронометраж | Содержание этапа | Основная форма работы | УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1. Организационный 2 минуты | Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличия всего необходимого. Объявление плана работы: 1. Прослушивание сообщения о пингвинах 2. Проверка домашнего задания (тест) 3. Изучение нового материала 4. Закрепление | Приветствуют учителя, слушают | Индивидуальная | Личностные: - самоопределение |
2. Проверка домашнего задания 8 минут | Какую тему мы изучили на прошлом занятии? Правильно. Сегодня мы проверим, как вы усвоили данную тему и напишем небольшой тест Тест 1. Особенностью географического положения Антарктиды является А. Находится за Северным полярным кругом Б. Располагается в северном, восточном и западном полушарии В. Располагается в южном, восточном и западном полушарии Г. Является единственным материком, где нет тектонической активности 2. Антарктида – самый … материк А. Северный Б. Маленький В. Высокий Г. Необычный 3. Средняя абсолютная высота материка А. 1375 м Б. 4,8 км В. 5140 м Г. 2050 м 4. Антарктида практически полностью располагается в области … климатического пояса А. Антарктическом Б. Субантарктическом В. Арктическом Г. Субарктическом 5. Кто проживает на материке? А. Эвенки Б. Полярники В. Юиты Г. Угры 6. Сколько крайних точек имеет материк? А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4 7. Сильные ветры в Антарктиде называются… А. Муссонами Б. Стоковыми В. Пассатами Г. Вихревыми 8. Самый высокий массив Антарктиды А. Массив Винсон Б. Массив Элсуэрт В. Массив Куньлунь Г. Массив Атлас 9. Косатка – это… А. Акула Б. Рыба В. Дельфин Г. Кит 10. Сколько воды содержится в ледниках Антарктиды? А. 70% Б. 80% В. 90% Г. 100% 11. Мыс Сифре – крайняя … точка Антарктиды А. Северная Б. Восточная В. Южная Г. Западная 12. Первым достиг Южного полюса? А. Р. Скотт Б. Ф.Ф. Беллинсгаузен В. Р. Амундсен Г. Г. Седов 13. Выберите ошибочное утверждение: А. Антарктида является частью Гондваны Б. Главная отличительная черта природы – суровый климат В. Антарктиду открыл Р. Амундсен Г. На материке дуют сильные ветры 14. Укажите лишнее: А. Синий кит Б. Белый медведь В. Морские котики Г. Пингвины 15. Какое из утверждений верное? А) Антарктида – самый высокий материк Б) Среди животных в Антарктиде встречается песец А. Верно только А Б. Верное только Б В. Оба верны Г. Оба не верны | Антарктида (пишут тест) 1. Ответ «В» 2. Ответ «В» 3. Ответ «Г» 4. Ответ «А» 5. Ответ «Б» 6. Ответ «А» 7. Ответ «Б» 8. Ответ «А» 9. Ответ «Г» 10. Ответ «В» 11. Мыс «А» 12. Ответ «В» 13. Ответ «В» 14. Ответ «Б» 15. Ответ «А» | Индивидуальная | Познавательные: - самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: - контроль усвоения учебной информации |
3. Озвучивание темы урока 1 минута | - Как думаете, какую тему мы сегодня начинаем изучать? Какой южный материк ещё остался неизученным? 1 слайд: Правильно, поэтому открываем тетради и записываем тему «Южная Америка: образ материка» Цель нашего сегодняшнего урока – узнать о географическом положении и особенностях рельефа Южной Америки | - Южная Америка (записывают тему урока в тетрадь) | Фронтальная | Личностные: - формирование учебной мотивации Регулятивные: - целеполагание Коммуникативные: - умение точно выражать свои мысли |
4. Актуализация знаний 3 минуты | Давайте для начала вспомним, какие базовые понятия мы знаем Скажите, что такое: 1. Литосферная плита 2. Платформа 3. Складчатые области 4. Минеральные ресурсы 5. Природные зоны | (Отвечают на вопросы) 1. Устойчивые блоки земной коры 2. Крупные устойчивые участки земной коры с кристаллическим фундаментом в основании 3. Участки земной коры, в пределах которых слои горных пород смяты в складки 4. Природные вещества земной коры, пригодные для получения энергии, сырья и материалов 5. Зональные природные комплексы равнин в пределах географических поясов Земли | Фронтальная | Коммуникативные: - умение точно выражать свои мысли Познавательные: - логические |
5. Объяснение нового материала 20 минут | Итак, мы начинаем знакомство с новым материком – Южной Америкой Он располагается в основном в южном полушарии и западнее нулевого материала. Южная Америка, как и Африка, сужается к югу и также пересекается экватором, только не по середине, а ближе к северу материка. Давайте подумаем, что из этого следует? Посмотрите на карту. Какими океанами омывается материк? Береговая линия слабо изрезана, как и береговая линия Африки 2 Слайд: Для материка характерны следующие крайние точки - Северная – мыс Гальинас - Восточная – мыс Каабу-Бранку - Южная – мыс Фроуорд - Западная – мыс Париньяс 3-6 слайды: (показать фото крайних точек в реальности) 7 слайд: К тому же, на юге архипелага Огненная Земля расположен мыс Горн, он является крайней южной точкой части света Америка Огненная Земля – это архипелаг на юге Южной Америки, отделённый от неё Магеллановым проливом Оттуда началось первое кругосветное путешествие, проделанное экспедицией Фернана Магеллана 8 слайд: (фото мыса Горн) 9 слайд: Король Испании Карл V (1500-1558) принял предложение Магеллана и 20 сентября 1519 года ему поручили возглавить флотилию из пяти кораблей. Флотилия должна была направиться в Атлантику. Вместе с Магелланом в плавание отправился и его шурин — Дуарте Барбоса. Прибыв в Бразилию, флотилия направилась вдоль южноамериканского побережья в бухту Сан-Хулиан, в Патагонию. Там исследователи простояли с марта по август 1520 года. За это время на кораблях была попытка поднять мятеж против капитана, который был подавлен. Впоследствии, однако, мятежный корабль Сантьяго был полностью разрушен, а его экипаж взяли на борт остальные корабли. Покинув Сан-Хулиан флотилия направилась на юг. 21 октября 1520 года она вошла в пролив, который теперь носит имя Магеллана. 28 ноября в Тихий океан вошли только три корабля. Затем последовало длительное плавание на север через Тихий океан. 6 марта 1521 года флотилия встала на якорь в Гуаме. Магеллан направился на восток в Себу (Филиппины), где пытался добиться помощи от местного правительства. Поневоле был втянут в военные действия и убит в бою 27 апреля 1521 года. Барбоса тоже вскоре был убит. Оставшаяся команда была вынуждена уничтожить Консепсьон (корабль), и великое кругосветное путешествие было завершено. Корабль Магеллана – Викторию возглавил бывший мятежник Хуан Себастьян дель-Кано. Он пересек Индийский океан и с мыса Доброй надежды наконец вернулся на Севилью 8 сентября 1522 года. Тем временем, Тринидад (корабль) попытался вернуться на родину через Тихий океан. На Молуккских островах экипаж был захвачен португальцами и отправлен в тюрьму. Только четверо из них позже смогли вернуться в Испанию 10 слайд: Между Южной Америкой и Антарктидой существует самый широкий в мире пролив – пролив Дрейка. Он соединяет Тихий и Атлантический океаны 11 слайд: На западе материка океаническая плита «соскальзывает» под плиту с материковой корой, образуются глубоководные желоба, такие, как, например, Чилийский и Перуанский. Материковая же кора поднимается, сминается в складки, в результате этого образовались горы Анды. Они являются частью Тихоокеанского огненного кольца, самый известный вулкан этой системы – Котопахи. Здесь можно отметить отличие Южной Америки от Африке. Африка практически полностью занята высокими равнинами, однако мощных горных цепей там нет 12 слайд: (фото Анд) 13 слайд: (фото вулкана Котопахи) 14 слайд: Основную часть как Африки, так и Южной Америки, составляют древние платформы с расположенными на них крупными щитами. К Южной Америке относится древняя Южно-Американская платформа, а два крупных щита – Гвианский и Бразильский. Им в рельефе соответствует Гвианское и Бразильское плоскогорья. Но в отличие от Африки, в Южной Америке есть участок молодой платформы (Патагонская) 15 слайд: Как мы уже отметили, береговая линия обоих материков не сильно изрезана. Однако в Южной Америке, на юге-западе материка, эта изрезанность резко возрастает. Это фьорды, образовались они из-за того, что древние ледники спускались в океан с Анд Ещё одно сходство – большое количество полезных ископаемых. Посмотрите на карту, укажите их Физкультминутка для глаз 1. Закройте глаза, полностью, попытайтесь полностью расслабить мышцы лица. Через 3 секунды откройте. Повторим это 3 раза 2. Посмотрите в левый верхний угол, затем в правый нижний, правый верхний и левый нижний 3. Слегка надавите на закрытые веки, откройте глаза 4. Сделайте круговые движения глазами сначала по часовой, затем против часовой стрелке | (слушают, отвечают на вопросы) Южная Америка похожа на Африку, некоторые природные зоны сходны Тихим и Атлантическим (запись в тетрадь) Нефть, газ, медные, оловянные, железные, марганцевые, алюминиевые, урановые, никелевые руды, каменный уголь, золото, поваренная соль (Выполняют упражнения для глаз) | Фронтальная, групповая | Личностные: - организация целенаправленной познавательной деятельности Регулятивные: - умение планировать пути достижения цели Познавательные: - структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач |
6. Обобщение, систематизация знаний 4 минуты | - Какой материк сегодня мы начали изучать? - Назовите крайние точки материка - Что является крайнеё южной точкой части света Америка? - Кто совершил первое кругосветное путешествие? - Какой самый широкий пролив на Земле? - Какая плита лежит в основании материка? - Какие щиты относятся к Южной Америке? | - Южная Америка - Северная – мыс Гальинас, восточная – мыс Каабу-Бранку, южная – мыс Фроуорд, западная – мыс Париньяс - Мыс Горн - Фернан Магеллан - Пролив Дрейка - Южно-Американская - Бразильский и Гвианский | Фронтальная | Регулятивная: - контроль, коррекция, оценка - структурирование знаний Коммуникативные: -представление информации в устной форме познавательные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: -смыслообразование - самооценка |
7. Объявление домашнего задания 2 минуты | Домашнее задание: 1. Сообщение на тему «Интересные факты о Латинской Америке» 2. Сообщение на тему: «Чем похожи Южная Америка и Африка» 3. §34 | Записывают домашнее задание в дневник | Индивидуальная | Личностные: -самоопределение Познавательные: - синтез Коммуникативные: -представление в устной и письменной форме |
|
|
|