Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 11.02.11 «Сети связи и системы коммутации».
2.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла ОП.07
2.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- обнаруживать и устранять простейшие неисправности в электропитающих установках;
- осуществлять мониторинг работоспособности бесперебойных источников питания;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- источники электрической энергии для питания различных устройств, используемых в организациях связи;
- электроснабжение и системы электропитания организаций связи.
2.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 93 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 14 часов;
самостоятельной работы обучающегося 79 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
- работа с различными источниками информации (в т.ч. с нормативно-справочной литературой и Интернет-ресурсами) | |
- выполнение домашних контрольных заданий | |
- оформление отчета и подготовка к защите практических работ | |
Итоговая аттестация в форме дифференциального зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Энергоснабжение телекоммуникационных систем»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
Введение | Содержание учебного материала | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
Цели и задачи изучаемой дисциплины, ее место в подготовке специалистов связи. История развития науки. Виды источников электроэнергии. Требования к системам энергоснабжения телекоммуникационных систем. | |||||
Раздел 1 Источники электрической энергии | |||||
Тема 1.1 Трансформаторы | Содержание учебного материала | ||||
Трансформаторы однофазные и трехфазные. Назначение, классификация, конструкция. Режимы работы трансформаторов, основные технические характеристики. Работа однофазного трансформатора. Силовые трехфазные трансформаторы. | |||||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
Изучение учебной литературы и других источников информации. Составление конспекта и подготовка ответов на вопросы по темам: Трансформаторы специального назначения. Автотрансформаторы. Измерительные трансформаторы. Особенности, область применения. Анализ схем. | |||||
Тема 1.2 Аккумуляторы | Содержание учебного материала | ||||
Кислотные аккумуляторы. Назначение, конструкция, электрохимические процессы при заряде и разряде. Электрические параметры. Основы технической эксплуатации. Меры безопасности при работе с аккумуляторами. Расчет основных параметров. | |||||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
Изучение учебной литературы и других источников информации. Составление конспекта и подготовка ответов на вопросы по темам: Щелочные аккумуляторы. Классификация, конструкция, особенности. Основы технической эксплуатации. Контроль за работой аккумуляторов. | |||||
Тема 1.3 Перспективные источники тока | Содержание учебного материала | - | |||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
Изучение учебной литературы и других источников информации. Составление конспекта и подготовка ответов на вопросы по темам: Термоэлектрические и термоэлектронные генераторы. Назначение, принцип действия. Основные разновидности. Электрогенераторы с фотоэлементами. Область применения, особенности работы. Перспективы развития. Электростанции с применением паротурбогенераторов. Область применения, особенности работы. | |||||
Раздел 2 Преобразование электрической энергии | |||||
Тема 2.1 Выпрямительные устройства | Содержание учебного материала | ||||
Выпрямление переменного однофазного тока. Режимы работы и основные параметры ВУ. Однофазная двухполупериодная схема выпрямления. Однофазная мостовая схема выпрямления. Анализ схем. Особенности работы. Основные параметры. Выполнение временных диаграмм. | |||||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | |||||
Исследование свойств однофазного однотактного выпрямителя. | |||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
Изучение учебной литературы и других источников информации. Составление конспекта и подготовка ответов на вопросы по темам: Выпрямление переменного трехфазного тока. Трехфазная однополупериодная схема выпрямления. Трехфазная мостовая схема выпрямления. Анализ схем. Особенности работы. Основные параметры. Выполнение временных диаграмм.. Оформление отчета по практической работе и подготовка к защите. | |||||
Тема 2.2 Преобразователи напряжения | Содержание учебного материала | ||||
Преобразователи напряжения постоянного тока (DC/DC converter): назначение, классификация, область использования в аппаратуре связи. Схемы транзисторных преобразователей. | |||||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
Изучение учебной литературы и других источников информации. Составление конспекта и подготовка ответов на вопросы по темам: Инверторы напряжения (DC/AC converter). Назначение, классификация, область применения. Принципы построения инверторов. Анализ схем. | |||||
Раздел 3 Сглаживающие фильтры | |||||
Тема 3.1 Сглаживающие фильтры различного типа | Содержание учебного материала | ||||
Причина возникновения пульсации и ее влияние на аппаратуру связи. Сглаживающие фильтры: назначение, основные требования, коэффициент сглаживания. Г-образные и П-образные фильтры. | |||||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
Изучение учебной литературы и других источников информации. Составление конспекта и подготовка ответов на вопросы по темам: RC- и LC-фильтры: принцип действия, свойства, коэффициент фильтрации. Основы расчета. | |||||
Раздел 4 Стабилизация напряжения и тока | |||||
Тема 4.1 Стабилизаторы различного типа | Содержание учебного материала | ||||
Параметрические стабилизаторы напряжения. Назначение, классификация, основные технические характеристики. Анализ схем стабилизаторов постоянного и переменного напряжения. | |||||
Компенсационные стабилизаторы непрерывного действия: структурная схема, назначение элементов схемы, принцип действия. Принципиальная схема компенсационного стабилизатора с последовательным и параллельным включением регулирующего элемента. Анализ схемы. | |||||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
Изучение учебной литературы и других источников информации. Составление конспекта и подготовка ответов на вопросы по темам: Компенсационные стабилизаторы непрерывного действия: структурная схема, назначение элементов схемы, принцип действия. Принципиальная схема компенсационного стабилизатора с последовательным и параллельным включением регулирующего элемента. Анализ схемы. | |||||
Раздел 5 Электропитание телекоммуникационной аппаратуры | |||||
Тема 5.1 Выпрямительные устройства предприятий связи | Содержание учебного материала | ||||
Выпрямительные устройства серии ВУК, ВУТ. Структурная схема, назначение элементов схемы, принцип действия. | |||||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | |||||
Составление алгоритма работы выпрямительного устройства типа ЭВУ 60/25-4. | |||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
Изучение учебной литературы и других источников информации. Составление конспекта и подготовка ответов на вопросы по темам: Выпрямительные устройства типа ЭВУ 60/25-4: структурная схема, назначение элементов схемы. Анализ режимов работы. Выпрямительные комплексы серии ВУЛС, ВБ, ВТ, ВДВ, ПЗВ, ВС. Назначение, особенности работы. отчета по практической работе и подготовка к защите. | |||||
Тема 5.2 Системы электропитания аппаратуры связи | Содержание учебного материала | ||||
Электроустановки предприятий связи. Технические требования к установкам. Основные функции ЭПУ. Режимы работы | |||||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
Изучение учебной литературы и других источников информации. Составление конспекта и подготовка ответов на вопросы по темам: Двухлучевая безаккумуляторная система электропитания. Буферная система электропитания. Функциональная схема, назначение элементов, режимы работы. Системы бесперебойного электропитания постоянного тока. Назначение, состав УБП. Функции контроллера. Системы электропитания переменного тока. Off-line и on-line системы. Функциональные схемы, режимы работы. Комбинированные системы бесперебойного питания. Анализ схем. | |||||
Тема 5.3 Электропитание необ-служиваемых усили-тельных и регенераци-онных пунктов кабельных линий связи | Содержание учебного материала | - | |||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
Изучение учебной литературы и других источников информации. Составление конспекта и подготовка ответов на вопросы по темам: Принципы организации дистанционного электропитания. Назначение, структурная схема, основные элементы.Принципы электропитания аппаратуры необслуживаемых регенерационных пунктов волоконно-оптических линий передачи. Особенности электропитания аппаратуры ВОСП. Состав электроустановки, назначение элементов. Анализ схемы и основных режимов работы. | |||||
Тема 5.4 Система контроля и управления оборудованием электроустановок | Содержание учебного материала | - | |||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
Изучение учебной литературы и других источников информации. Составление конспекта и подготовка ответов на вопросы по темам: Основные положения системы. Функции системы. Основные режимы взаимодействия оператора с системой. Структура системы контроля и управления. Оборудование контролируемого объекта. Параметры контроля. | |||||
Раздел 6 Проектирование электропитающей установки | |||||
Тема 6.1 Проектирование электропитающей установки (ЭПУ). Расчет и выбор электрооборудо-вания. | Содержание учебного материала | - | |||
Основные принципы проектирования электропитающей установки (ЭПУ). Этапы проектирования. Расчет и выбор электрооборудования. | |||||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | - | ||||
Контрольные работы | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
Изучение учебной литературы и других источников информации. Составление конспекта и подготовка ответов на вопросы по темам: Основные принципы проектирования электропитающей установки (ЭПУ). Этапы проектирования. Расчет и выбор электрооборудования. | |||||
Всего | |||||