Притча № 3 «Зимняя притча».




План- конспект

Урок-практикум по теме: «Человек в сфере общественных отношений».

Цели: определить уровень теоретических знаний учащихся по всему учебному курсу «обществоведение»; выявить умения систематизировать полученные знания и применять их при выполнении заданий, формировать умения и основные положения по пройденному учебному материалу; проверить результативность самостоятельного выполнения учащимися заданий репродуктивного и эвристического характера.

Тип урока: Итоговый контроль

Оборудование: учебник «Обществоведение» 9 класс; схемы; документы; презентация.

Ход урока

Этапы урока Содержание Приемы и методы работы
Орг. момент (1 мин.) Приветствие. Учащиеся настраиваются на работу.
Объяснение новой темы(30 мин.) 1. Продолжите перечень(слайд2): Нравственный человек порядочный, …. Безнравственный человек злой, …. 2. Вопросы и задания: 1. Основываясь на знаниях по истории, приведите примеры патриотизма? 2. Как вы понимаете утверждение, что добро способствует нравственному возвышению?. Приведите примеры? 3. Сформулируйте «золотое правило» нравственности? 4. Как вы понимаете изречение древнегреческого философа: «Не делай ничего во гневе, ибо ты не справедлив»? 5. Какие факты вы можете привести в подтверждение положения о том, что сознание не является продуктом только биологического развития человека, а является социально-историческим продуктом? 6. В чём состоит жизненный смысл мировоззрения? 7. Что такое религиозное мировоззрение? 8.Что такое исторический процесс? 9. Приведите аргументы в пользу изучения истории? 10. В чём разница между источником и историографией? 11. Как на историка будет влиять проживание его в том или ином государстве? 3. Познакомьтесь с отрывком древнегреческой «Книги Мёртвых» и ответим на вопросы(слайд 3,4): Я не чинил зла людям. Я не нанес ущерба скоту… Я не кощунствовал. Я не поднимал руку на слабого. Я не делал мерзкого перед богами. Я не угнетал раба перед лицом его господина. Я не был причиной недуга. Я не был причиной слез. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я никому не приносил страданий. Я не истощал припасы в храмах… Я не совершал прелюбодеяния. Я не сквернословил. Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее… Я не плутовал с весами. Я не отнимал молока от уст детей. Я не преграждал путь бегущей волне. Я не останавливал воду в пору ее. Я не гасил жертвенного огня в час его. Я не пропускал дней мясных жертвоприношений… Я чист. Я чист. Я чист. Я чист. Какие особенности жизни древнегреческого общества отражены в данном источнике? Какие из вышеперечисленных правил поведения актуальны для нашего времени? В чём вы видите противоречия нравственных норм древнего Египта и современного общества? 4. Рассмотрение изречения(слайд 5): Христианские богословы считали, что человек по природе своей полузверь-полуангел. Русский поэт Г.Р. Державин посвятил этой теме знаменитое стихотворение «Я царь, я раб, я червь, я Бог». Согласны ли вы с подобными оценками величия и ничтожества человеческого? 5.. Объясните пословицы(слайд 6): «Как аукнется, так и откликнется». «Посеешь ветер, а пожнешь бурю». «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». 6.Выберите из приведенного списка, то что необходимо для самовоспитания(слайд 7): целеустремленность, лень, самокритичность, самообладание, требовательность к себе, отсутствие силы воли. 7. Сопоставьте понятия индивид, личность и индивидуальность. 8. Что общего между следующими понятиями и чем они отличаются(слайд 8): Конфликт, драка, дуэль, ссора, диспут, война, битва. 9. Узнайте личность(слайды 9-18): Карл Роджерс, И. П. Павлов, Н. Я. Данилевский, Карл Маркс, Арнольд Тойнби. 10. Прочитаем высказывания и ответим на вопросы(слайд 19-25): 1.«Лишь всё человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя в этом целом… Я часто снимал жатву, посеянную другими, мой труд – труд коллективного существа, и носит он имя Гёте». И. Гёте Почему сущность человека может быть выражена лишь как коллективное начало? Почему по мнению философа И. Гёте, для существования в коллективе необходимо мужество? 2.«Нет тирана страшнее привычки, и пока человек не сопротивляется её поведениям, он не может быть свободным». К. Боуви Почему привычка это тиран? 3.«Самообладание, как все качества, развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учится этому в юности». Г. Спенсер Почему самообладание необходимо тренировать с детства? Какую роль играет самообладание в процессе формирования личности? 4.«В мировоззрении эпохи находят основания её идеи, убеждения и дела. Лишь придя к культуротворческому мировоззрению, мы окажемся способными к идеям, убеждениям и делам, необходимым для расцвета культуры». А. Швейцер. Что вы понимаете под мировоззрением эпохи? Чем оно отличается от мировоззрения человека? Как связаны между собой мировоззрение и культура? 5.«Великий человек является сыном своего времени, своего народа; он теряет своё сверхъестественное значение, его деятельность теряет характер случайности, произвола; он высоко поднимается как представитель своего народа в известное время, носитель и выразитель народной мысли; деятельность его получает великое значение как удовлетворяющая сильной потребности народной, выводящая народ на новую дорогу, необходимую для продолжения его исторической жизни». С. Соловьёв. В чём состоит взаимосвязь между великими людьми и народом? Существует мнение о том, что каждая эпоха рождает своих великих людей. Согласны ли вы с таким мнением? В чём состоит роль великих людей в истории? Приведите примеры. 6.«Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень». В. Гюго. Основываясь на знаниях, полученных на уроках истории, приведите примеры величия малых по численности народов?(совецко-финская война 1939-40, белорусы) Как можно определить умственный уровень народа? Нравственный уровень народа? 7.«Индивидуализм есть подчёркнутая слабость» М. Пришвин «Прошедшее для эгоиста- пустота, настоящее – пустыня, будущее - ничтожество». С. Сегур «Эгоизм – это первопричина рака души». Что объединяет эти высказывания? Почему индивидуализм является слабостью? 11. Составьте анаграмму(слайд 28): Мроезрнвзииое(мировоззрение) Рлиеигя(религия) Кикнлофт(конфликт) Ионтувадлиьндсиь(индивидуальность) Лчтинось(личность) Хатеаркр(характер) Ктуьрула(культура) Гаизцунаимя(гуманизация) Аеитзсинитмм(антисимитизм) 12. Притчи ПРИТЧА №1. Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: -Что ты делал весь день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: -А что ты делал целый день? И тот ответил: -Я добросовестно выполнял свою работу. -А ты чем занимался? – спросил мудрец у третьего. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил: -А я принимал участие в строительстве храма. Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные. Обсуждение:Отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого свой. Для одного это – тяжкое бремя, для другого – долг, а для третьего- святое. Притча №2 Жил –был богач. Однажды подозвал он к себе своего батрака и сказал: -Заколи – ка ты барашка и принеси мне на обед самый вкусный кусок мяса. Вечером батрак принес поднос с мясом. На подносе лежал язык. -Да ты смеешься надо мной? – воскликнул богач. -Нет, хозяин. Что есть слаще и желаннее теплого слова, идущего с языка нашего? -Да, действительно так,- подумал богач. На следующий день он потребовал зарезать еще одного барашка и, подозвав к себе батрака, сказал: -А принеси – ка мне самый плохой кусок мяса. Вечером батрак принес поднос с мясом. На подносе лежал … язык. - Ты решил издеваться надо мной? – рассердился богач. -Нет, хозяин. Что есть гнуснее худого слова, ранящего прямо в сердце, сорвавшегося с языка нашего? У: В чем идея этой притчи? Ответ: Словом можно поднять настроение, вдохновить на подвиги, и словом же можно ранить человека прямо в сердце. Притча № 3 «Зимняя притча». Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима. Выпал снег. Первый сосед вышел ранним утром разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит – а у соседа уже дорожка проложена. На третий день снегу намело по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа уже дорожка ровная, прямая, просто загляденье! В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает: -Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать? Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся: -Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят! У. В чем суть этой притчи? Ответ: Есть дома, куда никто не ходит, у них мало бывает друзей. А есть люди, которые, как магнит, притягивают соседей, друзей, родственников. Не богатством, не роскошью, а добрым словом, своим гостеприимством. Притча №4 о человеческой сущности. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: -В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро- мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Как вы думаете ребята, какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого кормишь». У.В чем смысл этой притчи? Ответ:Если ты в себе будешь воспитывать доброе, делать добро людям, вырастешь достойным человеком. А если ты изо дня в день будешь делать пакости, будешь завидовать, злиться, ревновать – в тебе победит волк-зло. Решают задания     Фронтальный опрос     Читают отрывок и отвечают на вопросы     Ученики работают с материалом и отвечают на вопросы     Рассматривают и характеризуют пословицы   Учащиеся выбирают слова   Учащиеся вспоминают и анализируют понятия Учащиеся находят отличия   Рассматривают и узнают на слайде личности Один из учащихся зачитывает материал, затем отвечают все на вопрос     Учащиеся расшифровывают анаграмму     Несколько из учащихся получают карточки с притчами, читают классу и совместно отвечают на вопросы
Закрепление материала(10 мин) Вопросы: 1. Что такое религиозное мировоззрение? 2. Дайте определение понятию личность? Как ею стать? 3. Сформулируйте «золотое правило» нравственности? 4. Приведите аргументы в пользу изучения истории? 5. Какую роль играет идеология в жизни общества? 6. От чего зависит достоверность историографического факта в исторической науке? 7. Влияет ли идеология государства на деятельность историка? 8. Может ли общество существовать без религии? Как религия влияет на жизнь общества? Фронтальный опрос
Рефлексия (2 мин) Как для вас прошел урок? Что вы запомнили из него? Подведение итогов.

 


 

ПРИТЧА №1.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.

У первого спросил:

-Что ты делал весь день?

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил:

-А что ты делал целый день?

И тот ответил:

-Я добросовестно выполнял свою работу.

-А ты чем занимался? – спросил мудрец у третьего.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

-А я принимал участие в строительстве храма.

Притча №2

Жил –был богач. Однажды подозвал он к себе своего батрака и сказал:

-Заколи – ка ты барашка и принеси мне на обед самый вкусный кусок мяса.

Вечером батрак принес поднос с мясом. На подносе лежал язык.

-Да ты смеешься надо мной? – воскликнул богач.

-Нет, хозяин. Что есть слаще и желаннее теплого слова, идущего с языка нашего?

-Да, действительно так,- подумал богач.

На следующий день он потребовал зарезать еще одного барашка и, подозвав к себе батрака, сказал:

-А принеси – ка мне самый плохой кусок мяса.

Вечером батрак принес поднос с мясом. На подносе лежал … язык.

- Ты решил издеваться надо мной? – рассердился богач.

-Нет, хозяин. Что есть гнуснее худого слова, ранящего прямо в сердце, сорвавшегося с языка нашего?

Притча № 3 «Зимняя притча».

Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима. Выпал снег. Первый сосед вышел ранним утром разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа аккуратно утоптанная дорожка.

На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит – а у соседа уже дорожка проложена.

На третий день снегу намело по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа уже дорожка ровная, прямая, просто загляденье!

В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:

-Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:

-Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: